России угрожает небесный сепаратизм
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Авиакомпании делают все возможное, чтобы перелеты по стране стали недоступными для основной массы россиян

Отечественные авиакомпании, обеспокоенные падением выручки, внесли в Минтранс предложение по изменению правил провоза багажа и ручной клади. Этот документ не опубликован, но, по данным «Российской газеты», речь идет о следующих инициативах:

  • отмена нормы бесплатного провоза 10 кг багажа;
  • сокращение или видоизменение списка из 18 типов поклажи, законодательно разрешенных для бесплатного провоза в салоне;
  • возможное введение платы за любую ручную кладь.

Напомним, чуть ранее пробные шары в этом направлении явочным порядком запускала авиакомпания «Победа», которую вернее было бы назвать «Поражением» здравого смысла от жадности и склочности: были введены искусственные, не соответствующие закону ограничения на размер разрешенных предметов; кроме того, «Победа» стала брать неслабые деньги за провоз товаров из магазинов duty free, которые в принципе нельзя убрать в багаж — его упаковывают и сдают до входа в «стерильную» зону.

Теперь эти и другие новшества предложено узаконить.

Пакет «Победы»

В последнее время и так принимаются закон за законом, ухудшающие положение авиапассажира. Особенно много их было принято ради создания лоукостера «Добролет». Лоукостер ушел, а поправки остались. Но новый удар выглядит особенно цинично. Если пакет «Победы» будет принят, стоимость самого перелета, возможно, будет составлять менее половины в общей цене полета. Потому что платить придется за следующие составляющие, из которых пока что обязательна только первая:

  • сборы аэропортов (которые заведомо будут увеличены для авиакомпаний, ограничивающих провоз товаров из магазинов «стерильной» зоны, ведь аэропорт зарабатывает на этом);
  • плата за провоз багажа;
  • плата за провоз ручной клади;
  • плата за выбор места;
  • плата за еду на борту.

Для обоснования своих требований наши патриотичные перевозчики кивают на Запад: там, дескать, нет никаких правил, каждая компания устанавливает их себе сама. Ребята, но там сотни авиакомпаний и есть реальная конкуренция, а у вас — скрытая монополия и признаки картеля. Вы привыкли душить конкурентов с помощью своих лоббистов в Госдуме — вспомните, как убивали SkyExpress и «Авианову» изменениями требований к парку воздушных судов. Если вам дать свободу устанавливать правила, цены взлетят вообще до небес.

И платить придется: граждане России недостаточно богаты, чтобы путешествовать налегке, а все необходимое покупать на месте, а потом выбрасывать перед обратным перелетом.

На международных рейсах есть иностранные конкуренты, которые почему-то бесплатно возят багаж и ручную кладь. На внутренних мы остаемся один на один с родными авиаперевозчиками, среди которых выделяется квазигосударственный «Аэрофлот».

Чьи уши торчат?

Все «требования авиакомпаний» в России делятся на две категории. Первая, имеющая обычно вид законопроектов, позднее перерастающих в законы, прямо или косвенно инициируется «Аэрофлотом». Вторая, носящая характер обиженных интервью или популистских заявлений, — его конкурентами.

«Аэрофлот» — это типичная для нашей действительности государственная (61,17% акций у Росимущества) компания, активно работающая против интересов России. Наплодив разнообразных «дочек», компания имитирует конкуренцию на рынке, на деле же стремясь к монополизации русского неба. Не то чтобы государственная монополия была очень плохой идеей, но менеджмент «Аэрофлота» радеет о своих интересах куда больше, чем о государственных. «Дарвинисты» от авиаперевозок разделили привычный всем экономкласс аж на четыре подкласса — «Промо», «Бюджет», «Оптимум» и «Премиум» — и стараются истребить дешевые билеты (первых двух категорий) в принципе. Они уже протолкнули невозвратные билеты, отсутствие питания, изобрели платную регистрацию через интернет — и все равно плачутся об убытках, прямо как те ежики, объедающиеся кактусами.

Перелет «Аэрофлотом» на следующей неделе из Москвы в нежно любимый автором Екатеринбург и обратно (всего 889 миль) можно купить всего-то за 23 тысячи рублей. Нет, мы не зажрались, это экономкласс, «Оптимум». Поиграв с датами, конечно, можно найти более дешевые варианты, но в любом случае «Уральские авиалинии», «Сибирь» и пресловутая «Победа» с ее монстрами на пунктах контроля будут заметно дешевле.

Принятие Минтрансом новых условий авиаперевозчиков поднимет цены еще выше. К чему это приведет?

Саботаж за государственный счет

Любая империя — а Россия ввиду своих размеров обречена быть отчасти империей — всегда строила дороги до краев своих владений. Нет коммуникаций — нет государства.

Посмотрите, что творят бессердечные китайские колонизаторы в свободолюбивом Синьцзян-Уйгурском автономном районе: великолепные автодороги, высокоскоростная железнодорожная трасса в высокогорье… Лучшей «мягкой силы», чем хорошее пассажирское сообщение, вообще еще не придумано.

Транспортные власти и монополии России думают о чем угодно, кроме единства страны:

  • ОАО «РЖД» в XXI веке не проложило ни одной значимой пассажирской трассы по совершенно новому маршруту, зато закрыло массу «невыгодных» направлений.
  • Российские автомобильные дороги оплачиваются из бюджета как алмазные, а в реальности строятся неумелыми гастарбайтерами из чего-то напоминающего верблюжьи фекалии.
  • Ну а про воздушные пути вы уже поняли.

В результате такого «развития» транспортной системы уголки страны отдаляются друг от друга все. Да, москвичи иногда могут позволить себе перелет на Байкал или Камчатку, но движение в обратную сторону постепенно затухает. Средние сибиряки не могут, скажем, прилететь семьей в Москву походить по музеям — придется только на перелет потратить два месячных заработка. Есть, конечно, поезд — относительно дешевая альтернатива, но условия в плацкартах РЖД откровенно и демонстративно унижают человеческое достоинство, а путешествие в купе зачастую оказывается дороже перелета.

Россия становится все более фрагментированной, горизонтальные связи утрачиваются. Для этого процесса есть специальное название — сепаратизм.

Но статья 280.1 УК РФ говорит, к сожалению, только о «публичных призывах к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», а картель авиаперевозчиков тем временем нарушает эту целостность молча — деньги любят тишину.

***

России нужно определиться со стратегией развития отрасли. Есть два основных варианта, к одному из которых необходимо прийти, и чем быстрее, тем лучше:

  • «социалистический» — один государственный монополист, работающий «в ноль», без прибыли (как только появляется прибыль — снижаем цены);
  • «либеральный» — реальная конкуренция множества авиакомпаний без мохнатой лапы «Аэрофлота» в Минтрансе и Госдуме.

Нынешнее промежуточное положение делает россиян заложниками имущественных интересов группы лиц, осуществляющих оперативное управление крупнейшими авиакомпаниями.

Поэтому, уважаемые чиновники Минтранса, когда будете рассматривать петицию авиаперевозчиков, пожалуйста, или крестик снимите, или трусы наденьте. Либо вы за Россию и, значит, за дешевые перелеты, либо против — и принимаете очередные условия своих бизнес-партнеров. Третьего не дано.

Мощь и бремя русского Юга Далее в рубрике Мощь и бремя русского ЮгаЮжному федеральному округу, как и всей стране,  не хватает целостной и продуманной государственной политики

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»