Рокировка Атамбаева
Алмазбек Атамбаев. Фото: Табылды Кадырбеков / РИА Новости

Алмазбек Атамбаев. Фото: Табылды Кадырбеков / РИА Новости

РП стало известно, что президент Киргизии Алмазбек Атамбаев планирует изменить Конституцию и остаться главой страны в качестве премьера на ближайшие четыре года

Президент Алмазбек Атамбаев принял решение внести поправки в Основной закон, превращающие страну в парламентскую республику, чтобы остаться главой государства в качестве премьер-министра на последующие четыре года. Об этом «Русской Планете» сообщил осведомленный источник в Киргизии, близкий к официальным кругам.

Изменения в Конституцию планируется внести в октябре. Таким образом, Атамбаев намерен произвести политическую рокировку  —  его пост займет, скорее всего, один из сотрудников аппарата президента, но формально власть останется в руках нынешнего главы КР.  

На данный момент Киргизия является парламентско-президентской республикой. Срок правления президента — 6 лет, одно и тоже лицо не может быть избрано Президентом дважды. Атамбаев вступил в должность 1 декабря 2011 года и не может быть избран на второй срок в 2017-м.

Вручную, через парламент

Источник РП имел возможность ознакомиться с копиями документов о подготовке к конституционной реформе, предполагающей переход к парламентской форме правления. Решение будет принято парламентом КР до конца лета, для этого депутатов срочно вызовут с каникул. «Референдум по реформе Конституции запланирован на октябрь, а до конца 2016 года уже вручную, через парламент будет проведена классическая рокировка: Алмазбек Атамбаев займет пост премьер-министра, а президентом станет техническая фигура из функционеров, работающих в президентском аппарате», — пояснил источник.

По словам источника, решение вызвано непростой ситуацией в стране. Большой дефицит в бюджете может привести к невыплатам зарплат некоторым категориям бюджетников и вызвать недовольство действующей властью. Поэтому Атамбаев, формально имеющий возможность пойти на второй срок, старается провести реформу Конституции и рокировку как можно быстрее, чтобы его оппоненты не успели подготовиться к выборам 2017 года. На этих выборах лидер оппозиционной партии «Республика-Ата Журт» миллиардер Омурбек Бабанов может составить Атамбаеву серьезную конкуренцию.

Источник РП отмечает, что у властей нет сомнений в том, что реформу удастся успешно провести. В парламенте сложилась устойчивая проправительственная коалиция: правящая Социал-демократическая партия Кыргызстана опирается на поддержку партии «Кыргызстан», которая негласно считается креатурой президента. «Есть вероятность внезапной перековки некоторых депутатов, и, возможно, будет несколько голосов против, но в целом власти уверены, что реформа пройдет через парламент», — сказал собеседник РП.

В то же время есть риск массовых протестов, организованных оппозицией, но как реально отреагируют широкие массы, предсказать сложно, так как в стране не проводятся публичные опросы и неизвестен рейтинг ключевых политических фигур. Источник добавляет, что решение могут отменить, но «дело зашло достаточно далеко».

«Островок демократии»

Директор Центральноазиатского института по развитию Алибек Тусупбеков (Бишкек) скептически смотрит на реализацию инициативы. В разговоре с РП эксперт напомнил, что новая версия Конституции, в которой закреплена парламентско-президентская форма правления, принята после «революции» 2010 года. Также для недопущения возможных манипуляций и повторения авторитарных действий, которые совершали два первых президента КР, был введен мораторий на внесения изменений в Конституцию до 2020 года. «Тем не менее неоднократно ходили слухи о том, что могут внести какие-либо изменения в Основной закон с целью, например, снова вернуться к президентской форме или даже якобы планируется операция "Преемник" — Алмазбек Атамбаев может "назначить" кого-то из своего ближайшего окружения на пост главы государства», — пояснил Тусупбеков.

По его мнению, реализация подобных планов вряд ли возможна сейчас в силу как внешних, так и внутренних факторов. Киргизия на международной арене имеет имидж «островка демократии», сильно зависит от внешних финансовых доноров и к тому же в последние 2–3 года сильно критикуется западными структурами за вступление в ЕАЭС и желание принять некоторые «антидемократические», по мнению критиков, законы — против пропаганды ЛГБТ, нацизма и об иностранных агентах. «Явное вмешательство Атамбаева и других политически значимых лиц в Конституцию КР однозначно вызовет негативную реакцию на Западе. Внутри самой республики в случае неконституционных действий очень высока вероятность открытого сопротивления со стороны оппозиции, которая и так перманентно заявляет об откате от демократии, о нарушениях прав и свобод и т.д. Тем более нынешние руководители КР сами пришли к власти в 2010 году, используя накопившийся высокий протестный потенциал населения против действий клана Бакиевых. Атамбаев и его приближенные должны понимать подобную опасность», — рассуждает Тусупбеков.

Наиболее реальными кандидатами на пост президента считаются Темир Сариев и Омурбек Бабанов, которые не так давно последовательно занимали кресло премьер-министра и имеют поддержку у различных политических сил. Бабанов бизнесмен, он располагает значительными финансовыми ресурсами; в пользу Сариева говорит факт его лоббирования евразийской интеграции в бытность его пребывания на посту министра экономики и главы правительства, что может стать поводом для поддержки со стороны Кремля, влияние которого тоже имеет значение на выборах в КР.

Алибек Тусупбеков согласен, что нужно укреплять вертикаль власти, но в Киргизии нет достойных кандидатур и не имеется достаточных ресурсов, как у Казахстана или Узбекистана, чтобы быть действительно независимой, отсюда высокая зависимость от внешних сил, многие из которых против наличия сильного лидера в республике.

Общая постсоветская проблема

Киргизия действительно здесь не придумает ничего нового. Действия Атамбаева — тенденция для лидеров многих постсоветских республик. Например, президент Белоруссии Александр Лукашенко занимает свой пост с 1994 года уже пять сроков подряд. В 2004 году по итогам референдума были внесены поправки в Конституцию РБ, снимающие ограничения на количество президентских сроков. Аналогичный референдум состоялся в мае этого года в Таджикистане, и теперь действующий президент Эмомали Рахмон может переизбираться неограниченное количество раз. В Казахстане подобное исключение сделано лишь для первого президента Нурсултана Назарбаева, который является рекордсменом по длительности пребывания у власти на постсоветском пространстве — с 1989 года.

Атамбаев, вероятно, действует с оглядкой на российскую практику: президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев проводили подобную рокировку в 2008-м и 2012-м, поменявшись постами.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в беседе с РП отметил, что стремление глав республик бывшего СССР идти по пути сохранения своей власти не является демонстрацией политической сознательности. При этом политолог подчеркивает, что не стоит соотносить рокировку Атамбаева со схожим российским случаем, поскольку изменений в Конституцию РФ не вносилось, форма правления не сменилась на парламентскую, а Владимир Путин не расширял свои полномочия официально.

«Что касается политических маневров, которые происходят и в Киргизии, и в других республиках бывшего СССР, в каждом случае есть своя национальная специфика. Местные элиты пытаются разрешить проблему преемственности власти. Руководство всех республик, особенно центральноазиатских, устраивает более-менее стабильно существование государства, и оно пытается идти по этому пути, где-то подсматривая модели у соседей и зачастую дурно копируя друг друга, а где-то выдумывая что-то свое. Напомню, что в Грузии происходило то же самое: Михаил Саакашвили  точно так же искал "философский камень" сохранения власти, а закончилось это уголовными делами против него самого. Боюсь, что в Киргизии история может повториться», — полагает Мухин.

Как будет развиваться ситуация в Киргизии, пока предсказать сложно, но совершенно очевидно, что для будущего всех постсоветских республик куда более актуален вопрос не сохранения существующей власти, а взращивания собственных национально ориентированных элит, и пример здесь стоит брать с России, которая уже взяла курс на это.

Пока вне подозрений? Далее в рубрике Пока вне подозрений?Следователи ФСБ провели выемку документов у руководителя Федеральной таможенной службы по делу о крупной контрабанде алкоголя Читайте в рубрике «Власть» Последнее сирийское предложениеСША планируют решить с Россией вопросы по Сирии до ухода Обамы Последнее сирийское предложение

Комментарии

26 июля 2016, 21:14
Ну, что поделаешь - диктатура нонче в тренде...)
27 июля 2016, 14:39
В том-то и есть основная проблема и скрытая угроза. Осколки Советской Державы могут поддерживать свою независимость исключительно опираясь на таких вот "бессменных единоправных руководителях", а случись что - преемников нет, зато есть наготове уже целая шайка проамериканских "наместников", жаждущих заполучить вожделенную власть в свои руки (условно, так как по-сути страна становится вынуждена выполнять требования и удовлетворять интересы "заокеанских хозяев")....(((
Нельзя такого допускать, надо подготавливать достойную смену и проводить толковые реформы, но с опорой на собственный суверенитет и на помощь своих исторических союзников и партнеров!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»