Асфальт смыло — губернатор остался
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Буквальное соблюдение непроработанных законов лишило Челябинск лучших в России дорог

Апрельский визит премьер-министра России Дмитрия Медведева в Челябинск получился неожиданным по своей тематике — и, казалось, весьма неприятным для губернатора Бориса Дубровского. Казалось бы, рутинное мероприятие: премьер с репутацией «нанотехнолога» приехал на совещание по импортозамещению. Ожидались правильные общие слова, пожелания хорошей работы, а то, глядишь, и грамоты с медальками. В городе готовились — трое суток подряд с семи утра до четырех ночи ремонтировали мостовые по пути следования медведевского кортежа; можно сказать, создали город мечты на отдельно взятом маршруте.

Награда нашла героя

Но все испортили несознательные горожане, которые накануне прилета премьера устроили митинг против плохих дорог в Челябинске. Один гражданин даже принес два колеса, которые у него буквально вырвала из машины яма на «Меридиане» — главной артерии, гордости города. Полицейские, правда, решили, что он планирует жечь покрышки, устраивать майдан и сменять власть в России, поэтому немедленно утащили его с обоими вещественными доказательствами в автозак.

Так суровая челябинская полиция спасла Россию. Но не избавила от проблем собственного губернатора, которому премьер вне программы начал задавать очень неудобные вопросы по сути происходящего с дорогами города. «Получил целый ряд обращений от разных людей, — проинформировал Дубровского Медведев, после чего начал выражаться в своем расплывчатом стиле: — В некоторых регионах получше, хотя никогда не бывает стерильной ситуации, но вот у вас ситуация более сложная, чем в других местах. И я бы хотел, чтобы вы вместе с федеральными структурами провели все необходимые согласования. Посмотрели, как лучше использовать дополнительные средства, которые должны появиться, и как лучше организовать ремонт дорог и строительство новых дорог там, где у нас с вами есть возможности».

Почувствовав, что за ямы на дорогах в яму не посадят, а особенно услышав про «дополнительные средства», унылый сперва губернатор заметно приободрился, отрапортовал об успехах (сколько денег потрачено, сколько дорог отремонтировано) и зачем-то поблагодарил премьера за замечание. Видимо, до этого замечания Дубровский не знал, что во вверенном ему регионе в марте снег сошел вместе с асфальтом. И что у этого метеорологического феномена есть конкретные технические причины.

Новая метла смела асфальт

Любите ли вы Челябинск так, как люблю его я? Автор этих строк летает туда минимум два раза в год — и с давних пор восхищался челябинскими дорогами. Да, был на Руси город, где качество покрытия не уступало московскому, а дорожное движение было организовано много грамотнее. Причиной этого был пунктик главы города, а потом губернатора области Михаила Юревича — он почему-то считал, что в областном центре, а лучше во всей области, должны быть хорошие дороги. В Челябинске сделали удобные бессветофорные правые повороты-срезки, реконструировали развязки, упорядочили логику дорожного движения — и, конечно, следили за состоянием дорог. Разметкой, правда, городские власти водителей баловали редко, но качество асфальтового покрытия всегда оставалось великолепным, особенно для города, расположенного в зоне резко континентального климата с серьезными перепадами температур.

Осенью 2015 года я впервые заметил, что что-то идет не так, а этой весной просто не узнал челябинские дороги. Яма на яме, возле самых страшных — заборчики прямо на дороге. Объезжая разрушенные участки, мы двигались по сложным траекториям, рядом с которыми известная всем «змейка» — прямая линия. Что же случилось? Неужели пятая колонна по ночам марширует по улицам на бульдозерах, взламывая асфальт?

Борис Дубровский и  Дмитрий Медведев (слева направо) во время встречи в Челябинске

Борис Дубровский и Дмитрий Медведев (слева направо) во время встречи в Челябинске. Фото: Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

В поисках незримого врага мы пообщались с представителями дорожно-строительного бизнеса в Челябинске. Они поведали, что случилось всего лишь буквальное исполнение знаменитых законов № 44 и № 223 о госзакупках. Два года назад перешла на тендеры в дорожном строительстве областная администрация (это совпало со сменой губернатора), год назад — районные. Вместо известных организаций с хорошей репутацией и собственной материальной базой (таких в городе четыре) подрядчиками теперь становятся совершенно феерические структуры. Ведь фактически единственным параметром тендера является цена: побеждает самое дешевое предложение.

Среднее падение цены на тендерах составляет 52–54% от начальной суммы, что, безусловно, областные власти могут занести себе в актив: ведь при этом экономятся бюджетные деньги. Но на итоговую сумму сделать хорошую дорогу и при этом выйти в прибыль просто невозможно.

Как итог — грубейшие и повсеместные нарушения технологий. Вместо щебня — дресва. Вместо крупнозернистого асфальта — мелкозернистый. Толщина асфальтового слоя после трамбовки — 2–3 см вместо положенных 6 см. Со стороны выглядит нормально, но такое покрытие заведомо нежизнеспособно.

«Из моих 37 небольших объектов за год, на которые я давал гарантию, развалилось семь, администрация, правда, предъявила претензии только по двум из них. И это еще хороший результат — у конкурентов до 50% фактического развала, до четверти гарантийного ремонта, — сказал один из участников рынка. — Все прежние годы дорожными работами занимались профессионалы из серьезных организаций, теперь же на тендеры приходят люди, у которых из техники — одна авторучка в кармане. Они сбивают цену, выигрывают, а потом судорожно думают, где взять самых дешевых в городе таджиков и списанную технику в аренду».

Уральский самородок

Та же проблема со строительным контролем, который теперь тоже стали продавать через госзакупки. В соседней Свердловской области был анекдотичный случай — компания, выиграв конкурс на постройку дома (сбросив 50% от начальной цены), под другим названием выиграла конкурс на строительный контроль по этому же дому. Все по букве закона, но… вы точно хотите покупать такие квартиры и ездить по таким дорогам? Проблема-то не только уральская.

В качестве решения проблемы даже мелкие ремонтники предлагают отказаться от механического использования ФЗ № 44 и № 223 — как минимум в требованиях к тендерам следует прописывать обязательное наличие у подрядчика строительной техники и собственного производства стройматериалов. Иначе получается полная профанация, которую не только корреспондент «Русской Планеты», но даже премьер-министр увидел на челябинских дорогах.

Однако премьер и губернатор пришли к иному решению. Ямы на дорогах будут заваливать не асфальтом, а деньгами: Челябинская область как одна из самых проблемных в этом отношении получит дополнительное финансирование из государственного бюджета на ремонт и строительство дорог. Финт Дубровского удался на славу. Следите за руками:

  • сэкономить региональный бюджет, платя копейки шарашкиным конторам;
  • довести дело до народного недовольства и списать все на финансовые трудности;
  • получить дополнительное федеральное финансирование, ведь впереди выборы и нельзя злить народ.

Отставленного губернатора Юревича, «бизнесмена из 1990-х», утешили мандатом депутата Госдумы (своеобразная пенсия по невостребованности), но его преемник, «крепкий хозяйственник» Борис Дубровский проявляет, кажется, куда бóльшие способности. С такими талантами не грех со временем и Росавтодор возглавить. Там любят рачительных менеджеров.

Возвращение главкома Далее в рубрике Возвращение главкомаГенерал-полковник Владимир Чиркин, ранее осужденный за взятку, возглавит совет главных конструкторов по вооружениям

Комментарии

27 апреля 2016, 11:06
А в чем проблема, собственно? В ТЗ должны быть прописаны необходимые требования к дорожному полотну. А после того, как асфальт уложен, берутся образцы - и если что-то не совпадает, то подрядчик переделывает все за свой счет. Почему нельзя усилить контроль за исполнением?
28 апреля 2016, 12:28
Полицейским, арестовавшим праведно-возмущенного гражданина надо на головы надеть эти самые покрышки! Или, может, они у нас по воздуху летают, а не на авто ездят?
Какая-то круговая порука, честное слово, все всё знают, но упорно продолжают покрывать друг друга...(((
И ведь эта проблема уже давно приобрела глобальные, общегосударственные масштабы!
В каждом втором населенном пункте (если не во всех, кроме разве что столичных дорог в пределах МКАДа) то же самое, из года в год!!!
Живем как в трущобе, честное слово!!! Зато требовать поборы за проезд у нас горазды...
Настоящая ДОРОЖНАЯ МАФИЯ, кроме шуток!
03 мая 2016, 17:27
Вы все врети--это ГЕЙРОПА И ПИНДОСИЯ ВИНОВАТА.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»