Тайна асимметрии гостиницы «Москва»
Вид на гостиницу «Москва», 1973 год. Фото: Фотохроника ТАСС

Вид на гостиницу «Москва», 1973 год. Фото: Фотохроника ТАСС

Книга «Великие стройки социализма» — позитивный взгляд на сталинскую реконструкцию Москвы 1930-х годов

Известный московский краевед Алексей Рогачев написал книгу о сталинской реконструкции Москвы 1930-х годов. Вопреки сложившейся традиции, автор не приводит список разрушенных дореволюционных и средневековых зданий в процессе воплощения в жизнь «Генерального плана реконструкции Москвы» 1935 года. Содержание труда Рогачева в полной мере соответствует его названию — «Великие стройки социализма». Это восторженное описание преображения, а не разрушения советской столицы.

«Русская планета» с разрешения издательства «Центрполиграф» публикует отрывок книги Алексея Рогачева «Москва. Великие стройки социализма», посвященный истории появления асимметричного фасада гостиницы «Москва».

Скандал, вызванный спором об авторстве, получил довольно широкую известность. Чаще всего о нем вспоминают, когда требуется объяснить странную асимметрию главного фасада гостиницы по Манежной площади. Его правая башня на углу с площадью Революции гораздо скромнее и грубее по внешнему убранству, чем левая, на углу с Охотным рядом. Это странное явление иногда приписывают расслоению авторского коллектива — одну башню будто бы оформил Щусев, другую — Савельев со Стапраном. На самом же деле различие в оформлении башен вызвано причинами гораздо более прозаичными и объективными.

В 1936 году, после сдачи в эксплуатацию первой очереди, бюро по проектированию гостиницы «Москва» под руководством А. В. Щусева, Л. И. Савельева и О. А. Стапрана приступило к работе над проектами дальнейшего строительства гостиницы. Полученное задание предусматривало надстройку «Гранд-отеля» вдоль площади Революции на пять этажей, причем старые гостиничные номера должны были подвергнуться полной реконструкции и получить все необходимые удобства. Для строительства корпуса по площади Свердлова, в котором предполагалось размещение номеров «люкс» и одноместных, а также театрального зала на 1500 мест, магазинов и даже бассейна, следовало снести гостиницу «Континенталь» и соседнее с ней здание Экспортлеса.

Согласно проекту второй очереди гостиница «Москва» должна была включить в себя старое пятиэтажное здание «Гранд-отеля», выстроенное в 1870-х годах и выходившее главным фасадом на площадь Революции, а торцом — на Манежную площадь.

Эту торцовую часть требовалось укоротить до новой красной линии улицы Горького. Затем на старых стенах собирались надстроить новые этажи, фасад переоформить, включив таким образом старую коробку в новое здание.

Работы по перестройке «Гранд-отеля» начали именно с торца, который рассматривался как основание правой башни главного фасада гостиницы. Для этого старые стены нужно было надстроить не на пять, как на остальном протяжении здания, а на целых девять этажей. Оформить это странное сооружение предполагалось в полном соответствии с уже выстроенной левой башней.

Проведенные предварительно расчеты показали, что толщины старых несущих стен (почти в полтора метра) вполне достаточно, чтобы удержать тяжесть надстраиваемых этажей. Однако, когда возводился одиннадцатый этаж, старая кирпичная кладка внизу в простенках между окнами начала расползаться. Работы по надстройке пришлось остановить, уже выложенные части укрепить подпорками.

Строительство гостиницы «Москва», 1935 год. Источник: pastvu.com

Строительство гостиницы «Москва», 1935 год. Источник: pastvu.com

Тщательное обследование стен «Гранд-отеля» дало поразительный результат — они оказались кирпичными лишь по краям, а середина была забита щебнем и строительным мусором. Перед строителями встала нелегкая задача укрепления ветхого сооружения. Оконные проемы в нижних этажах «Гранд-отеля» заполнили прочной кирпичной кладкой, передав на нее тяжесть надстройки. Тем самым нижняя часть правой башни оказалась почти без окон. Чтобы максимально облегчить нагрузку на ненадежные стены, пришлось серьезно переделать оформление фасада правой башни, убрав с него лоджии, вертикальные тяги, уменьшить количество и размеры горизонтальных поясов. В результате правая башня получила упрощенное оформление и стала резко отличаться от утонченного внешнего вида левой. Так возникла известная асимметрия здания, вызывающая законное недоумение москвичей и туристов.

Недоумение это, в свою очередь, привело к возникновению бесчисленного количества различных версий причин произошедшего — от попыток найти истоки асимметрии в неурядицах взаимоотношений архитекторов и авторов до анекдотов о недоразумении при утверждении чертежей. Как всегда, люди, не знакомые с реальными обстоятельствами дела, взялись выдумывать всякие объяснения, приплетая к месту и не к месту известных лиц. Самый расхожий анекдот гласит, что И. В. Сталину преподнесли на утверждение два варианта оформления башен, совмещенные на одном чертеже. Сталин, не разобравшись, якобы утвердил чертеж в целом, после чего никто не отважился спросить, какой же вариант был выбран, и строительство пошло в соответствии с решением вождя.

Надо ли рассказывать, что И. В. Сталин не занимался утверждением чертежей даже главных московских зданий? А даже если бы и так, какой уважающий себя зодчий понес бы на утверждение рабочие варианты на одном листе? И, наконец, не будь чрезвычайных обстоятельств, А. В. Щусев, конечно, не спроектировал бы столь грубоватого сооружения, как злополучная правая башня. Так что сия незатейливая байка не имеет никакого отношения к действительности.

Самое обидное во всей истории то, что невозможность перестройки «Гранд-отеля» стала очевидной лишь после потребовавшей колоссальных усилий надстройки торцевой части. Выглядевшее внушительным здание оказалось выстроенным так же халтурно, как и большинство московских доходных домов конца XIX — начала ХХ века. Тем самым оно обрекалось на безоговорочный снос при строительстве следующей очереди «Москвы» (что и произошло в 1970-х годах), и, следовательно, строителям тридцатых было бы гораздо проще не мучиться с укреплением гнилых стен, а сразу снести пресловутый «Гранд-отель». Чтобы прийти к этому выводу, следовало более тщательно выполнить обследование стен старого сооружения.

Фойе гостиницы «Москва», 1940 год. Источник: pastvu.com

Фойе гостиницы «Москва», 1940 год. Источник: pastvu.com

Но так или иначе, а ошибки строителей XIX столетия удалось исправить, расползающиеся стены укрепить и все-таки надстроить над ними девять этажей угловой правой башни, правда, ценой искажения главного фасада гостиницы. К первой очереди добавились помещения общим объемом 120 тысяч кубических метров, 170 новых номеров.

Было и еще одно неприятное последствие включения старой постройки в новое здание. Большая Московская гостиница, как и все ее гостиницы-ровесники, не имела удобств в номерах — ни туалетов, ни ванных комнат, ни даже умывальников. Все это располагалось в коридорах. Первоначально планировалось, что при перестройке удастся изменить внутреннюю планировку, приблизив ее к современным требованиям. Но непрочность старых стен не позволила что-либо менять в структуре здания. Более того, планировка новых, надстраиваемых этажей вынужденно следовала находящимся под ними старым стенам, да и размещать санузлы над жилыми помещениями запрещалось. Поэтому номера в надстроенных этажах правой башни оказались вовсе не такими комфортабельными, как в остальной части гостиницы.

В том же 1938 году была наконец завершена отделка комплекса обслуживания, выходящего на Манежную площадь, — большого холла, ресторана, кафе, банкетного зала, кафетерия. Предприятия питания рассчитывались на полную планировавшуюся вместимость «Москвы» — 1200 номеров. Кафетерий, оказавшийся на первом этаже несчастного «Гранд-отеля», получился самым неудачным — тесноватым и низким. Двух залов общей площадью 390 квадратных метров при высоте 3,9 метра было явно недостаточно. Холлы и банкетные залы размещались на втором и третьем этажах, на двенадцатом находилась чайная, и на пятнадцатом — кафе, получившее название «Огни Москвы».

Наученные горьким опытом участвовавшие в строительстве зодчие четко поделили авторство интерьеров новых помещений. Холл, кафетерий, банкетный зал второго этажа, чайная, кафе отделывались по проекту Савельева и Стапрана, банкетный зал третьего этажа, вестибюль, главная лестница, холл и зал ресторана являлись творениями Щусева. Отделку биллиардной и комнаты отдыха выполнили архитекторы Скулачев и Левитан.

Орнамент потолков основных помещений исполнил художник Адамович, гигантский плафон ресторана — Е. Е. Лансере. Автором панно в банкетном зале стал художник И. И. Машков.

Рогачев А. Москва. Великие стройки социализма — М.: Центрполиграф, 2014

«Там была гулянка. Георгий Васильевич тоже был сильно пьян» Далее в рубрике «Там была гулянка. Георгий Васильевич тоже был сильно пьян»Сергей Удальцов в Мосгорсуде рассказал о двух встречах с Георгием Васильевичем, с которым планировал ликероводочный бизнес, но не признал в нем Гиви Таргамадзе

Комментарии

21 июня 2014, 10:38
Огромное здание конечно. Но тайны тут никакой нет,о таких домах не раз уже написано и еще напишут,поэтому эту историю многие знают.
22 июня 2014, 10:34
Что ни говори, а все же величайшие мастера и умы трудились в сталинскую эпоху, а человеческой энергии было вложено столько, что нам, новому российскому поколению, и не снилось..!
22 июня 2014, 12:16
Великое время великого народа,сейчас мы приелись ,пригрелись и расслабились,погрязли в капитализме и демократии. А тогда была идея,победители восстанавливали страну с гордостью и не гнушаясь брались за любую самую грязную и трудную работу. В ответ получала уважение и любовь общества и государства. Все было четко прописано и люди были счастливы. Наверное идеи не хватает,но такой идеи,которая появилась не от внешних врагов. Холодная война все только испортила,власть показала свою слабость ,власть могла допустить войн,которую народ яро не хотел и советский народ потерял единство с партией,СССР погибло сначала в головах людей.
Я когда домой еду по Воробьевскому шоссе, мимо возвышающегося над Мосфильмовским парком здания МГУ, меня всегда охватывает чувство гордости за сталинскую эпоху! Что не говори, а сейчас никому не интересно - сколько Сталин потратил госсредств на московские дворцы-небоскребы, зато теперь эта одни из главных красот Москвы!!
23 июня 2014, 09:05
Когда смотрю на постройки тех лет,поражает грандиозность события постройки здания для тех людей. Радость победы над целиной,нехваткой пищи и жилья,образованием и рабочими местами.
23 июня 2014, 09:24
Я бы сказал что и сейчас строители возводят не менее уникальные сооружения. Правда, технологии уже совершенно другие, так же и сроки возведения стали намного быстрее. От того мы и не замечаем этих своеобразных архитектурных шедевров.
23 июня 2014, 09:38
Можете назвать хотя бы одно "уникальное сооружение", созданное отечественными архитекторами и строителями за последние четверть века?
23 июня 2014, 12:12
Сгоняйте на экскурсию в Сочи, посмотрите на Олимпийские объекты. Уверяю вас, будете удивлены.
меня больше качество постройки поражает, знаменитый сталинский бетон по качеству не уступает цементу египетских пирамид, построено на века
23 июня 2014, 16:53
главный архитектор головой отвечал за качество, главный инженер аналогично, все остальные причастные тоже отвечали за все головой и репутацией, потому работали все на совесть и до сих пор все стоит и радует глаз, спасибо товарищу Сталину
23 июня 2014, 12:55
«ГОТИЧЕСКАЯ» ВЕРСИЯ АСИММЕТРИИ «МОСКВЫ»
Автор упоминает типичную байку о происхождении архитектурной асимметрии гостиницы «Москва», как вариант, по меньшей мере, ещё двух подобных же вымышленных историй, связанных с постройкой железной дороги в России в царское время. Напомню.
Одна из них – о возникновения более широкой железнодорожной колеи в России, по сравнению с той, что в Европе. Якобы однажды царю подали на утверждение документы с проектом первой железной дороги… Смущённый чиновник осмелился спросить при этом: надо ли делать колею шире, чем у европейцев? Царь возразил коротко, но по-военному лаконично: «На (…) шире?!»
Другая байка «объясняет» странный изгиб Николаевской железной в районе станции Мста. Сюжет примерно тот же, но здесь царь лично проводит по линейке на карте линию железной дороги от Петербурга до Москвы, и его карандаш случайно задевает за палец… Так появился изгиб дороги. Якобы.
Разумеется, эти истории – именно анекдоты. Изгиб трассы в районе Мсты обусловлен особенностями рельефа и геологии, а колея железных дорог в России шире, во-первых, из соображений военно-стратегических (мы всегда ждали европейских «гостей»); а во-вторых – инженерных: предполагалось, что из-за равнинного характера России скорости составов могут быть выше, чем в Европе, следовательно, необходима бóльшая устойчивость на поворотах.
По поводу вопроса о причинах асимметрии фасада гостиницы «Москва» надо бы напомнить, что в целом асимметрия в архитектуре довольно обычное дело. Даже более того, считалось, особенно при сооружении культовых объектов, что строгая симметрия вообще недопустима, поскольку лишена божественного импульса… Отсюда мягкие пластические нарушения пропорций древнерусских храмов, а также практически обязательная асимметрия фасадов готических соборов во Франции. Нет сомнений в том, что гениальный Щусев был хорошо знаком с данной традицией и применил её как Мастер. Однако проводить тогда аналогии со строительством храмов было бы небезопасно, и всё прикрылось формальными объяснениями, и даже анекдотом.
23 июня 2014, 14:34
Не знаю, как насчет анекдотов, но лично нам в школе историю, где "..царь лично проводит по линейке на карте линию железной дороги от Петербурга до Москвы, и его карандаш случайно задевает за палец", выдавали за истину.
23 июня 2014, 21:14
В школьных учебниках много чего можно найти интересного; потому что пишут их не историки, а политические проходимцы, подстраиваясь под те или иные «веяния времени».
Но если кто-то ещё сомневается, что там не было пресловутой линейки с пальцем, предлагаю посмотреть на карту с трассой железной дороги «Москва-Петербург», и убедиться, что она вся в целом далека от прямой линии. Или царь Николай I пользовался какой-то особой «линейкой Лобачевского»?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»