Новости – Общество
Общество
Апостол Фома. Сомнение, ставшее верой
«Уверение святого Фомы», картина Караваджо, 1601—1602 гг. Фото: Wikipedia.org
От Христа он требовал доказательств чудес, но в итоге уверовал сильнее многих
19 октября, 2015 07:00
6 мин
19 октября Православная церковь чтит память апостола Фомы. Его называли Фомой Неверующим: из двенадцати учеников Христа он один усомнился в Его Воскресении и потребовал доказательств.
Сомнение
«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю!» — так сказал Фома остальным апостолам. В отличие от них, он не застал первого явления Христа, повествует евангелист Иоанн, однако через восемь дней Христос явился вновь. «Дай перст твой сюда и посмотри руки Мои, — ответил он сомневающемуся. — Подай руку твою и вложи в ребра Мои». «Господь мой!» — воскликнул Фома, но было поздно. За сомнение его прозвали Неверующим.
Библия сообщает, что Фома был родом из города Пенеады в Галилее и промышлял рыболовством. Услышав проповедь Христа, он оставил дом и устремился за ним, став впоследствии одним из двенадцати избранных учеников. Позже их назовут апостолами, от греческого слова «апостолос» — посланник, посол. Их миссией будет распространение учения Христа по миру, ради чего они бросят жребий и разойдутся по разным уголкам земли.
Евангелист Иоанн, упоминая Фому, называет его Близнецом. Это прозвание дало повод ряду богословов предположить, что апостол был внешне похож на Христа. Однако впоследствии от этой версии отказались. Близнец — это значение имени Фома по-арамейски, и не более того, считает Феофилакт Болгарский, богослов XII века. В Евангелии по отношению к Фоме употребляют еще греческое слово «Дидим». Оно тоже означает «Близнец». Библейский текст полон таких переводов. Так, Кифа по-арамейски или Петр по-гречески буквально означает «камень». Камнем нередко называют евангелисты апостола Петра. «Христос» по-гречески значит «мессия, посланник».
Говоря о Фоме как Близнеце Христа, Библия хочет сообщить что-то о его характере, пишет Феофилакт Болгарский. По его мнению, евангелист употребляет слово «Близнец», чтобы сказать: как и Иисус, Фома предпочитал любое дело доводить до конца и искал самой сути вещей. Отсюда — сюжет с неверием, его желание убедиться в воскрешении Христа, объясняет богослов.
На масштабном полотне Караваджо 1602 года «Уверение святого Фомы» апостол совсем не похож на Иисуса. В отличие от правильных черт мессии, у Фомы короткие рыжие волосы, орлиный нос и залысины на лбу. В подобной же манере апостола изображали и другие художники, например голландцы Тербрюгген и Хонтхорст.
Дворец
По преданию, Фоме выпал жребий проповедовать в Индии. Индия не входила в состав Римской империи и ничего не знала о новой религии. Фома впал в уныние: разве можно обратить в веру эти дикие народы? Житие апостола сообщает, что ночью к нему явился Господь. Он повелел Фоме быть мужественным и не страшиться.
Апостол Фома
Апостол Фома. Фото: Wikipedia.org
Вскоре представилась и возможность отправиться в далекую страну. Индийский царь Гундафор мечтал построить у себя дворец, причем такой, который мог бы соперничать по красоте с дворцами Рима. В поисках строителей он отправил в Палестину своего посланника, купца Анана. Господь приказал Фоме выдать себя за человека, опытного в строительном искусстве. Анан поверил и взял апостола с собой. Царь с радостью принял Фому, сразу же дал ему много денег (как сейчас скажут, выделил бюджет под строительство) и «отбыл в другую страну». Что сделал Фома? Он роздал деньги нищим, стал выступать с проповедями и многих обратил к вере во Христа.
Спустя два года Гундафор (по житию, он все еще находился в другой стране) переслал Фоме еще денег, интересуясь, как продвигается строительство. Апостол вновь отдал деньги нуждающимся.
Через некоторое время царь узнал, что дворец даже не начали строить и что вместо этого «строитель» ходит по городам и говорит про нового Бога, о котором прежде индийцы не слышали.
Когда Фому доставили к Гундафору, апостол сказал: «Дворец свой ты увидишь, когда отойдешь из этой жизни. Ты поселишься в нем с радостью и жить будешь в нем вечно». После этого ответа апостола бросили в тюрьму. Царь решил, что Фома ведет себя с ним дерзко.
Житие сообщает, что вскоре после этого Гундафор… крестился. В ту ночь, когда апостола заключили в темницу, умер брат царя. На небе его душу встретил ангел и показал невиданной красоты дворец. «Дворец этот принадлежит Гундафору, и построил его для него Фома», — сказал ангел. Он отпустил душу обратно на землю, чтобы она могла сообщить об этом царю. Когда это произошло, Гундафор немедленно освободил Фому из-под стражи. Царь принял христианство сам и заставил перейти в новую веру свою свиту.
Искупление
В 1897 году на раскопках в египетском городе Оксиринхе нашли остатки папируса. Его автором значился Дидим Иуда Фома – апостол Фома Близнец (Иудой его звали до того, как Фома последовал за мессией). В историю этот текст войдет как «Евангелие от Фомы». Он не входит в библейский канон и вызывает немало споров.
Большинство историков церкви полагают, что автором апокрифа не мог быть Фома-апостол. Вероятнее всего, текст создали во II веке, когда Фома уже умер. О существовании текста писали и ранние христианские богословы, однако и они считали, что апостол не мог быть его автором.
Кирилл Иерусалимский в IV веке утверждал, что автором «Евангелия от Фомы», вероятнее всего, был кто-то из учеников перса Мани, создателя манихейства. Это религиозное учение появилось в III веке и представляло собой смесь христианских, иудейских и иранских верований. Церковь находит в этом тексте целый ряд отклонений от православного учения. Например, это цитата о «тайных словах», которые якобы говорил Христос: канонические евангелия опровергают теорию тайного знания, и сам мессия свидетельствовал: «Я говорил явно миру… И тайно не говорил ничего» (Ин.18:20).
Второе сомнение
По преданию, апостол Фома принял смерть от язычников в Индии. За распространение новой веры его пронзили копьями. Однако перед этим он сумел искупить свое неверие в воскресение Христа.
Кода стало известно об успении Божией Матери, апостол прибыл в Иерусалим проститься с ней. В дороге он задержался, и потому для него специально открыли гробницу, чтобы он мог помолиться рядом. И тогда все увидели, что тела Богородицы в гробнице нет, что осталась только ее плащаница и что сама она вознеслась.
Православная церковь учит: в воскресении Христа мы убедились через неверие Фомы, а о воскресении Богородицы узнали из-за его задержки в пути.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости