Апостол Филипп: он ждал Христа, еще не зная о нем
Апостол Филипп. Источник: mpda.ru

Апостол Филипп. Источник: mpda.ru

Что говорят археологические находки об апостоле, которого Христос призвал третьим

27 ноября Православная церковь чтит память апостола Филиппа, одного из двенадцати учеников Христа. Он пришел к Христу сам и привел своего друга Варфоломея — спустя много лет они вместе окажутся на кресте.

Встреча

Он родился в Вифсаиде Галилейской – городе, давшем трех из двенадцати апостолов: Филиппа, Андрея и Петра. Но в отличие от последних двух, которые вели простые жизни и промышляли рыбной ловлей (есть мнение, что и само название Вифсаида происходит от еврейских слов «рыбное жилище»), Филипп был книжником, наученным Моисееву закону.

Евангелие от Иоанна говорит: Филипп последовал за Христом сразу и без вопросов. Святитель Димитрий Ростовский, автор «Житий Святых», объясняет: к моменту встречи со Спасителем Филипп был готов к появлению мессии. О его пришествии говорили пророки в древних книгах, и многие в то время были проникнуты мессианскими ожиданиями, принимая за мессию то Иоанна Крестителя, то других людей, в том числе самозванцев.

Пойдя за Христом сам, Филипп увлек и своего друга Нафанаила (будущий апостол Варфоломей).  «Может ли из Назарета быть что-то хорошее?» — спросил Нафанаил, когда услышал об Иисусе. «Пойди и посмотри», — ответил Филипп. Нафанаил пошел — и вскоре, вслед за Филиппом, присоединился к ученикам Христа.

Предназначение

Через Филиппа Христос раскрывает свою божественную природу, полагают богословы. Это происходит, например, в евангельском эпизоде с пятью хлебами. Там, у Тивериадского моря, к Иисусу пришло пять тысяч людей, и тогда Спаситель обратился к Филиппу, испытывая его: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Филипп ответил, что денег у них недостаточно, чтобы купить хлеба всем — и тогда Христос преломил пять хлебов и две рыбы, и пять тысяч насытились.

Святитель Димитрий Ростовский пишет: до этой поры святой Филипп видел в Христе только человеческие совершенства, но еще не познавал в Нем Божества и не вспомнил в тот момент о Его всемогуществе. «Для того и спросил Он Филиппа, чтобы тот… устыдившись своего маловерия, исправился» — после чуда с пятью хлебами апостол утвердился в вере и «прославил вместе с другими в Иисусе Христе силу Божью». 

В другой раз, после Тайной Вечери, Филипп дерзнул просить: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас». На это Христос отвечал: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца». К этим евангельском строкам впоследствии прибегли отцы Первого Вселенского Собора 325 года, когда осудили ересь Ария. Арий отрицал равенство Бога-Отца и Бога-Сына и полагал, что Христос имел другую сущность.

Этим своим вопросом апостол Филипп принес большую пользу Церкви. Отсюда она «научилась достойно веровать в равенство Божества Сына с Отцом и обличать богохульство Ария, говорящее, что Сын Божий есть творение, а не Творец», — говорит Димитрий Ростовский.

Проповедь

По преданию, когда апостолы бросали жребий о том, куда идти проповедовать, Филиппу достались земли Греции. Здесь он нес благую весть среди иудеев рассеяния.

Житие рассказывает: проповедь апостола разгневала греческих иудеев, они увидели в Филиппе самозванца и для его разоблачения вызвали священнослужителя из Иерусалима. Тот прибыл, окруженный книжниками, и Филиппа привели к нему на суд.

«Зачем ты несешь соблазн, которому научился у противника закона Моисеева? За это Иисус был распят и погребен. Но вы, ученики Его, украли Его тайно и для обольщения других разглашаете, что Он Сам воскрес из мертвых», — спросил священник.

В ответ Филипп обвинил его во лжи: «Не вы ли приложили печать ко гробу и приставили стражу к Его гробу? И когда Он воскрес, не разрушив гробовой печати, не вы ли тогда дали золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Его мертвого украли ученики?»

Казнь Апостола Филиппа. Источник: wikiwand.com 

Житие говорит: ответ Филиппа ввел священника в такой гнев, что он захотел самолично убить его — однако был поражен слепотой. Ослепли, согласно тексту жития, и все, кто находился на суде. Они прозреют позже, по молитве апостола, и, прозрев, сами обретут веру во Христа.

Из Греции Филипп отправился в Сирию, а оттуда — во Фригию (территория современной Турции), в город Иераполь. В пути его сопровождал давний друг, апостол Варфоломей.

В Иераполе Филипп исцелил жену градоначальника от укуса змеи. Она приняла христианство, и тогда правитель, придя в страшный гнев, приказал привести к нему апостолов. Он велел снять с них одежды, потому что думал, что в одеждах кроется сила их волшебства — но в одеждах не нашли ничего. После этого учеников Христа приговорили к смерти через распятие.

Житие рассказывает: когда подняли кресты с распятыми, в городе сделалось землетрясение. Испугавшись, жители захотели снять апостолов с крестов, чтобы успокоить буйство стихии. Апостол Варфоломей висел на невысоком кресте, и его сняли быстро — он остался жив. Апостола Филиппа снять не успели: когда положили на землю крест и принялись снимать веревки, то увидели, что тот мертв.

Артефакты

В 2011 году при раскопках в турецком Иераполе (или Иераполисе) группа итальянских ученых обнаружила гробницу, которую можно идентифицировать как гробницу апостола Филиппа. О том, что именно апостол был упокоен здесь, по словам ученых, говорят найденные на ней письмена — сегодня ученые продолжают исследовать этот артефакт.

Известно, что после смерти Филиппа Иераполис стали называть «святым городом». Есть сведения, что в правление императора Константина (начало IV века), который «легализовал» христианство в Римской империи, в Иераполисе появилась епископская кафедра.

Еще одна находка, связанная с именем апостола, имела место в 1945 году. В Египте в районе селения Наг-Хаммади археологи обнаружили тайник с рукописными книгами. Среди них оказался и текст, который ученые назвали «Евангелием от Филиппа». Это сборник высказываний (логий) Христа, его создание датируют II–III веками. Апостол Филипп не мог быть его автором: составителем этого текста был, вероятнее всего, гностик — представитель течения, которое соединило в себе восточную мифологию и христианство. По имени апостола текст назвали из-за того, что Филипп — единственный из двенадцати учеников, которого упоминают логии.

Вернуться в Константинополь: история русско-турецких войн Далее в рубрике Вернуться в Константинополь: история русско-турецких войнЗа три с лишним века военного противостояния османским армиям лишь однажды довелось одержать верх над российской, а она побеждала их восемь раз

Комментарии

27 ноября 2015, 14:30
Вот и мы, христиане, сейчас, подобно Филиппу, ждём своего Спасителя и готовы последовать за ним, дабы сделать мир лучше. Слишком уж велик накал страстей в мире, над которым нависла реальная угроза глобальной катастрофы... Всем миролюбивым людям сейчас надо сплотиться и стараться изменить мир к лучшему. А спасти его можно только всеми вместе, причём независимо от вероисповедания...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»