Антироссийский танец с саблями
Акция памяти, приуроченная к пятой годовщине событий в Южной Осетии. Фото: Сергей Карпов/ТАСС

Акция памяти, приуроченная к пятой годовщине событий в Южной Осетии. Фото: Сергей Карпов/ТАСС

Как кавказский фольклор используется для пропаганды выдуманного «кавказского братства»

Невинная на первый взгляд затея с проведением в столице Северной Осетии Владикавказе концертов двух грузинских ансамблей — знаменитого танцевального коллектива «Рустави» и менее известной музыкальной фольклорной группы «Бани» — привела к невиданному по масштабам выяснению отношений между северянами и южанами, которое будет иметь далеко идущие последствия. Недоумение части северян, искренне не понимающих, почему Южная Осетия требует отмены концертов, намеченных на конец марта, в очередной раз высветило существенные, а для многих и принципиальные различия между севером и югом Осетии. Не придется удивляться, если в обозримом будущем эта история всплывет в качестве очередного «аргумента», «обосновывающего» «невозможность» воссоединения Осетии в составе РФ. Тем более что и антироссийские мотивы прозвучали в ней вполне явственно.

В начале месяца (концерты назначены на 25 и 27 марта) в осетинской группе в Facebook «Осетия — Россия» было опубликовано воззвание с требованием к руководству Северной Осетии: «Если мы один народ, то отмените концерт, не раздражайте граждан Республики Южная Осетия!» «Этот "огонь грузинского танца" и "многоголосие" (цитаты с афиш концерта "Рустави". — РП) грузинской артиллерии граждане Южной Осетии на себе в полной мере испытали 08.08.08, когда всего за одну ночь от этого "многоголосого огня" погибли сотни мирно спящих граждан юга Осетии» — разъяснялось в тексте.

Рекламный плакат

Рекламный плакат. Фото: Яна Амелина

Официального ответа на обращение не последовало, и в середине марта с аналогичным заявлением выступила парламентская Народная партия РЮО. «Народники» тоже попросили отменить концерты грузинских коллективов, напомнив о том, что они пройдут до истечения сорока дней со дня смерти главы Северной Осетии Тамерлана Агузарова, «с чьим именем связывались надежды здравомыслящей части народа по возвращению общественной жизни Осетии в лоно реализации безусловных ценностей осетинского народа».

«То, что происходит в сфере грузино-североосетинских взаимоотношений, начинает напоминать жителям Южной Осетии некий "театр абсурда" — констатируется в заявлении Народной партии. — При этом "налаживателям" культурных обменов от североосетинской стороны стоило бы знать, что ансамбль "Рустави" 8 августа 2008 года давал "сакральный" концерт в центре Тбилиси под огромным монитором, где в прямом эфире транслировались кадры того, как Южная Осетия вместе с народом стирается с лица земли огнем грузинских "Градов" и танков».

«Любые братания с государством, устроившим геноцид твоему народу, обрушившим шквальный огонь из самых разрушительных видов оружия на спящий Цхинвал, убивавшим солдат твоей Родины — осетинских и российских миротворцев, — на юге Осетии расценивают только как предательство», — конкретизировал несколько позже позицию южан замначальника управления внутренней политики администрации президента РЮО Алан Тибилов.

Обращение Народной партии вызвало шквал разнообразных откликов из обеих частей Осетии, спровоцировав жесткую дискуссию на повышенных тонах. «Не надо потакать непросвещенным лжепатриотам! — заявила экс-министр культуры РСО-А, ныне декан факультета журналистики Северо-Осетинского государственного университета, в ДК которого будут проходить концерты, Фатима Хабалова. — Любовь к своему народу лучше добрыми делами подтверждать! Культура всегда будет символом мира и добра!» «Приглашайте тогда ингушей танцевать в Беслан» (практически все террористы были ингушами по национальности. — РП), — парировал югоосетинский общественный деятель Сармат Джуссойты, наглядно продемонстрировавший степень неприемлемости для южных осетин контактов подобного рода с грузинской стороной.

Однако параллель с бесланской трагедией осталась непонятной для многих участников дискуссии со стороны Северной Осетии. «Между прочим, грузины — одно из крупнейших национальных меньшинств Северной и крупнейшее меньшинство Южной Осетии, — высказался по этому поводу администратор паблика "Магас Дедяков", много лет разоблачающего антиосетинские выпады ингушских пропагандистов. — Если ТАК относиться к их культуре, то чем мы лучше звиадистов? Если кто-то хочет посмотреть на то, как танцуют люди — ради Бога, лишь бы не было войны».

Ничего, кроме возмущения, эта примиренческая позиция вызвать не могла. «Это плевок в народ Южной Осетии, осквернение тех черных косынок, которые мы еще не сняли», — еще раз попробовала разъяснить ситуацию представительница Народной партии  Таира Гаглоева. «Культура должна быть вне политики, иначе не останется мостов для понимания между народами!» — возразила Фатима Хабалова. К сожалению, этот призыв был и остается всего лишь благим пожеланием, и гастрольная история «Рустави» свидетельствует об этом как нельзя убедительнее. Достаточно вспомнить интервью, данное основателем ансамбля Анзором Эркомаишвили газете «Известия» перед выступлением в Москве в апреле 2013 года (напомним, почти через пять лет после грузинской агрессии против Южной Осетии).

На прямой вопрос: «Лично вы считаете Южную Осетию и Абхазию оккупированными территориями?» Эркомаишвили прямо ответил: «В принципе, да». «Но давайте не будем о политике, — продолжил он. — Искусство должно быть вне политики». Правда, остаться вне политики после подобного политического заявления ему, конечно, не удалось. В грузинских СМИ разгорелся скандал вокруг других слов основателя «Рустави». В интервью «Известиям» он заявил, что через месяц после концерта в Москве его ансамбль намерен выступить в Южной Осетии. Эркомаишвили пришлось объяснять, что его не так поняли и речь шла о гастролях в Северной, но никак не в Южной Осетии (они также не состоялись). Возмущение грузинской общественности вызвало то, что «Рустави» якобы намерен отправиться на «оккупированные территории» — в РЮО, которую в Тбилиси и тогда, и сейчас вопреки фактам продолжают считать частью Грузии.

Вот такое «искусство вне политики». Есть и более сложные примеры. Тбилисская фольклорная группа «Бани» создана в 2011-м и в оправдании грузинской агрессии против Южной Осетии в 2008 году не участвовала. В возмущенных постах против гастролей во Владикавказе ансамбля «Рустави» этот коллектив, исполняющий грузинские и кавказские народные песни в современном звучании, практически не упоминается (кстати, наибольшей популярностью среди последних пользуется кистинская «Кавказская баллада», которую грузины называют ингушской, а некоторые северокавказцы считают из-за этого ингушской всю группу).

Послевоенный Цхинвал

Послевоенный Цхинвал. Фото: Сергей Узаков/ТАСС

Участники «Бани» прекрасно играют и поют. Но есть один нюанс: этот заводной кавказский фольклор на современный лад де-факто широко используется для пропаганды некоего выдуманного «кавказского братства» под эгидой Грузии и под лозунгом «освобождения Кавказа от России» — достаточно ознакомиться с сотнями комментариев, оставляемых под записями ансамбля на YouTube, в которых «украинские патриоты» провозглашают «нерушимый антироссийский союз» «свободного Кавказа» и «вильной Украины». С некоторой долей преувеличения можно сказать, что сейчас «Бани» выступает в роли музыкального объединителя Кавказа на антироссийских позициях, которую в 1990-х — начале 2000-х играли песни чеченского исполнителя Тимура Муцураева. Желания и намерения самих музыкантов при этом не имеют значения.

Однако многих поклонников грузинских танцев и музыки на севере Осетии все это не убеждает. «О каком братстве и единении осетин идет речь на севере и юге Осетии, — выразила ощущения многих южан цхинвальский журналист Мария Котаева. — Нет единства, нет чувства братства... Осетины на юге и на севере живут разными интересами, разными принципами. … И всякие громкие речи о разделенном народе на разных научных конференциях и политических встречах теряют свой смысл и приобретают формальный характер».

Накал страстей достиг такой силы, что высказаться пришлось и главе парламента Южной Осетии Анатолию Бибилову. «Складывается устойчивое понимание того, что началась агрессивная работа по внутриосетинской конфронтации по признаку "южные" и "северные" осетины! — предупредил он. — Именно на нашем патриотизме пытаются нас поссорить, свести на нет объединение нашего разделенного народа и интеграционные процессы между РФ и РЮО!» Он призвал не поддаваться на провокации: «Мы — один народ, и прошлое, и настоящее, и будущее у нас одно!»

Между тем в заявлениях некоторых противников грузинских концертов из Южной Осетии прозвучали более тревожные нотки, чем констатация реального недопонимания между севером и югом. «Северная Осетия, находясь в составе другого государства, не всегда вольна в принятии тех или иных решений», — отмечается, в частности, в обращении югоосетинской непарламентской политической партии «Фидан» («Будущее») «ко всей аланской нации». Поскольку «другое государство», в составе которого находится РСО-А, — это Россия, то пассаж о зависимости руководства и общественности республики применительно к проведению на ее территории концертов грузинских исполнителей выглядит как минимум странно. Руководство партии прямым текстом говорит, что эти концерты якобы буквально навязывают (видимо, некие враги Осетии в Москве?.. — РП) и ослушаться нет никакой возможности: «И если проведение культурного мероприятия со стороны представителей наших недругов неизбежно на территории Северной Осетии — Алании…»

Подобные фантазии — разумеется, ни о какой «обязательности» проведения концертов нет и речи, это обычная, хотя непродуманная и несвоевременная коммерческая акция — направлены не столько против грузинских ансамблей, сколько против идеи вхождения Южной Осетии в состав РФ. «А теперь хочется обратиться ко всем фантазерам, любителям и сторонникам "вхождения в состав…", "интеграции в…", задуматься и ответить на следующий вопрос: в случае, если в Южной Осетии, находящейся (гипотетически) в составе РФ, на празднование какой-либо знаменательной даты (например, года грузинской культуры в Российской Федерации и т.д.) запланированно и законно проведут культурно-массовые мероприятия грузинских коллективов, то какова должна быть наша реакция? — драматизируют функционеры партии "Будущее". — Наше возмущение в подобной ситуации будет рассматриваться руководством страны только как "антигосударственные настроения отдельной части населения России" — перспектива не из самых приятных, и уж точно не "вековая мечта нашего народа"».

Так гастроли грузинских коллективов в Северной Осетии становятся фактором большой политики, и даже геополитики. Их организаторы вольно или невольно выступили в роли провокаторов, и она им вполне удалась. Остается надеяться, что концерты если и не будут отменены, то хотя бы пройдут без эксцессов. Очевидно одно: время для подобной «культуры вне политики» в российско-осетинско-грузинских отношениях пока еще не настало. 

Трамп «похоронит» НАТО Далее в рубрике Трамп «похоронит» НАТОЭкстравагантный политик призвал сократить участие США в деятельности военного блока Читайте в рубрике «Культура» Дмитрий Грачев: «Смех действительно продлевает жизнь»Новый герой рубрики «Наши люди» на «Русской Планете» рассказал о «механике» русского юмора Дмитрий Грачев:  «Смех действительно продлевает жизнь»

Комментарии

24 марта 2016, 15:06
Я тоже считаю, что это конечно же провокация. А вот кто за ней стоит - это и следует выяснить!
24 марта 2016, 19:19
Можно было отнести все на "искусство вне политики", но как отнестись к выступлению "Рустави" под флагом украины.
25 марта 2016, 10:29
После крысиного танца в поддержку убийцы Савченко, пора нам всем определиться к подобной наглости и иметь четкое отношение к представителям такой " культуры". Единого Кавказа не будет, потому что Закавказье, кроме Армении все прозападное и протюркское.
Осетия - Алания едина и неделима. Выяснения отношений между севером и югом показывает все братское неравнодушие друг к другу.
Северная Осетия и ее отношение к грузинским танцам неудивительно, оно отражение состояния России в целом, нас открыто называют агрессорами, окуупантами, а мы устраиваем курортный хадж в эти страны и болезненно переносим враждебные к нам отношение некогда братских республик и даже народов. И это мешает нам трезво , отбрасывая святой пацифизм, посмотреть на ситуацию. А ситуация такая, нас хотят, уничтожить. Мы не сдадимся! Осетия- Алания едина и неделима!
Напомню осетинам, что почтительное отношение к смерти это наша фундаментальная духовная идентифицирующая нас как народ система, если мы не будем уважать память тех , кто погиб за Аланию, и память нашего руководителя, 40 дней еще не прошло с его смерти, то мы стоим на опасном пути самоуничтожения. Мы должны проявлять принципиальную солидарность в таких вопросах сейчас и в будущем.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»