Анатолий Вассерман: «Спасибо учителям!»
Анатолий Вассерман / фото: Сергей Кузнецов, РИА Новости

Анатолий Вассерман / фото: Сергей Кузнецов, РИА Новости

Известный интеллектуал считает, что в учительской профессии осталось еще немало истинных подвижников, влюбленных в свое дело

Как уже ранее сообщала «Русская Планета», в России стартовал глобальный флешмоб #СПАСИБОУЧИТЕЛЬ.

Тысячи и тысячи вчерашних, позавчерашних и поза-поза-…вчерашних школьников в соцсетях рассыпаются благодарностями перед своими и не только своими педагогами -  за то, что были вместе и стали свидетелями и спутниками лучших лет в жизни.

Есть за что сказать «Спасибо!» учителям и известному интеллектуалу, политтехнологу Анатолию Вассерману, который своим личным примером не перестает всем доказывать, что с учителями ему в жизни повезло особенно.

В интервью «Русской Планете» Анатолий Александрович рассказал об учителях в своей жизни и о том, какой немилосердной к ним в итоге оказалась современность…  

- Какую роль учителя сыграли в формировании того Анатолия Вассермана, которого все мы знаем сегодня?

- Если говорить обо мне, то в моей жизни практически все учителя в средней и высшей школе сыграли несомненно очень положительную роль. По крайней мере, они меня нынешнего «сделали» наполовину.

Конечно, было и такое, что пару раз встречались мне учителя, явно недотягивающие до своего почетного звания – как в личном плане, так и по компетенции. Но именно что пару раз, на фоне десятков бесспорно достойных и прекрасных педагогов, влюбленных в свое дело.

И я готов сейчас от всего сердца поблагодарить этих людей, которые долгие годы наставляли меня и формировали.

- Сегодня очень много говорят о катастрофических изменениях в нашей системе образования. Согласитесь, что все действительно так плохо?

- Это, кстати, касается не только нашей страны, это общая тенденция во всем мире. Да, действительно, современный уровень педагогической работы ухудшается буквально на глазах и причиной тому служат, на мой взгляд, абсолютно неверные системные, идеологические установки.

Поясню. Если в мое время практически во всем мире главной задачей образования считалось формирование целостной картины мира, то сейчас работа учителей с детьми  во всем мире явно не нацелена на формирование такой картины, на формирование всесторонне образованной личности.

Лично у меня складывается такое ощущение, что мировая система образования преследует цель сделать все возможное, чтобы вырастить из ребенка какую-то ограниченную функцию, но никак не личность всесторонне образованную, эрудированную и понимающую картину мира в целом, происходящие процессы.

При этом наши педагоги «старой формации», получившие образование и работавшие в советское время, понимают всю ошибочность и провальность нового пути, но вынуждены при этом работать «как все», натаскивая учеников на сдачу «единого госэкзамена» и физически не находя время на собственно работу.

Могу по опыту личного общения с этими педагогами сказать, что для них все это морально тяжело – они чувствуют себя предателями того дела, которому когда-то хотели посвятить и в итоге посвятили жизнь.

- Но много ли такой «старой формации» осталось?

- Конечно, эту часть не назовешь сегодня преобладающей. Их молодые коллеги, формировавшиеся как профессионалы уже в 90-е и «нулевые» относятся к своей миссии проще. Впрочем, даже и не к миссии – они не учат, не формируют, а «оказывают образовательные услуги». И стоит ли уже хотя бы поэтому удивляться тому, что престиж учителя катастрофически упал? Иначе и быть не может, когда падает качество самого «продукта»…

- Чем все же плохо «предоставление образовательных услуг», в сравнение с «формированием личности»?

- Тут можно прямо говорить не столько о глупости, сколько о реальной опасности. Начнем с того, что, с точки зрения экономики, сведение всей богатейшей палитры педагогической работы до уровня предоставления «образовательных услуг», мягко говоря, бессмысленно. Что бы мы там не говорили о грядущих экономических укладах, о полном вытеснении человеческих ресурсов техникой, но на самом деле ключевым звеном в сколь угодно отдаленном будущем все равно останется человек.

Ни одна самая умная машина никогда в силу объективных причин, не сравняется с человеком.  Роль человеческих ресурсов в производстве меняется, какие-то виды трудовой деятельности уже значительно или полностью заменяет техника, но в целом люди все также остаются самой жизненно необходимой и самой востребованной частью любого производства.

Поэтому и рассматривать надо образовательную деятельность как элемент того, что в советское время называлось «группа А» – «производство средств производства». И более того, как я уже сказал, речь идет о производстве самого важного из всех средств производства. Пока же перед начальниками образования как в России, так и во всем мире, стоят задачи иные. И очень жаль, что по части разрушения этой отрасли через многочисленные, но одинаково безобразные реформы, мы стараемся не отстать от мира.

И очень странными на этом фоне вообще выглядят рассуждения чиновников о том, как можно поднять престиж учительской профессии. Но ни повышение зарплат, ни введение каких-то преференций, льгот итп не смогут решить эту задачу ровно до тех пор, пока не будет восстановлена главная задача работы учителя – не погоня за показателями, не бумажная волокита, а именно образование – то есть формирование у детей целостной картины мира, всестороннее развитие.

Пока же я все равно хочу поблагодарить уже ныне работающих учителей за то, что они пытаются в предлагаемых им условиях сделать максимум возможного. Я знаю, что таких среди них большинство.

Не братские яблочки Далее в рубрике Не братские яблочкиБелоруссия стала хабом для поставок в Россию санкционной продукции

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»