Новости – Люди












Люди
Анархия на колесах

Фото: Петр Ковалев / Интерпресс / ТАСС
Как навести порядок в пригородных поездах
27 сентября, 2015 19:00
14 мин
Есть такая шутка: перед тем как садиться в электричку, убедитесь, что никаким иным способом в нужное вам место добраться невозможно. К сожалению, в этой шутке становится все больше правды.
Ситуация с безопасностью в пригородных поездах сложилась весьма непростая. Чтобы убедиться в этом, вовсе необязательно ездить в них регулярно. Группа экспертов во главе с председателем комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с Общественной наблюдательной комиссией, председателем президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антоном Цветковым совершила в минувшую пятницу негласный рейд по подмосковным электричкам, сменив около 15 поездов. Направление для проверки было выбрано самое проблемное — Горьковское. Рейд продолжался несколько часов.
21 сентября Антон Цветков представил результаты на круглом столе «Безопасность пригородного железнодорожного сообщения и инфраструктуры», состоявшемся в Общественной палате. В мероприятии приняли участие представители транспортных компаний, правоохранительных органов и общественных организаций.
Хулиган в вагоне — хозяин
Что же показала проверка? На Курском вокзале вопросы безопасности вроде бы продуманы: установлены рамки металлоискателей, сотрудники полиции патрулируют перроны. Но что толку, если уже в двух–трех станциях от Москвы ни рамок, ни полицейских нет? Любой злоумышленник может спокойно проникнуть в поезд и пронести с собой все что угодно.
В вагонах многие пассажиры ведут себя по-хамски, места пожилым людям не уступают, и попробуй сделать замечание: в лучшем случае пошлют матом. Алкоголь распивают открыто, безо всякого стеснения, и не только пиво, но и напитки покрепче. Среди пьющих — подростки и мамы с младенцами. Вся эта разношерстная публика в разной стадии опьянения едет без билетов. Завидев приближение контролеров, безбилетники выбежали из вагона, причем их вещи остались на сиденьях, и никто из других пассажиров не посмел занять эти места. Какие-то особо блатные помечают места в вагонах игральными картами, и ни бабушки с тяжелыми сумками, ни женщины с детьми, ни кто-либо другой тоже не решается на них сесть.
Участники группы в порядке эксперимента заняли места, где лежали вещи одной такой нетрезвой компании из шести молодых людей. Вернувшись, те начали было задираться, но связываться с крепкими и уверенными в себе мужиками все же не стали.
Незаконная торговля пивом идет полным ходом, и в ответ на замечание один из продавцов сказал контролеру: мол, что ты до нас докапываешься, мы же с тобой коллеги… Помимо хмельных, в вагонах эксперты увидели и людей в состоянии наркотического опьянения.
За время рейда эксперты не встретили в поездах ни одного полицейского. И лишь в самом конце им удалось увидеть двоих сотрудников полиции, спокойно взиравших на творящееся безобразие и бездействовавших.

Курский вокзал. Фото: Ирина Афонская / ТАСС
Хуже того, как узнали эксперты группы от контролеров, иногда полицейские и сами оказываются в числе нарушителей общественного порядка. Курсанты вместе с обычными «зайцами» прячутся от контролеров, а некоторые сотрудники полиции ездят без билетов и распивают спиртное, прикрываясь служебными удостоверениями.
Общественная палата опросила более 400 пассажиров пригородных поездов, и почти 100% респондентов сказали, что не удовлетворены работой полиции. Но дело здесь не только и даже не столько в нерадивости или злоупотреблениях отдельных правоохранителей. Люди понимают, что даже при самом добросовестном отношении к своим обязанностям после грандиозных сокращений транспортная полиция не в состоянии полноценно обеспечивать безопасность в пригородных поездах.
В гораздо более спокойные советские времена после 22.00 все электрички в обязательном порядке патрулировались. Хватало ресурсов на обеспечение порядка и в дневное время, и численность личного состава была больше. Да и авторитет сотрудника милиции в глазах большинства граждан был непререкаем. Теперь все по-другому.
Опрошенные граждане говорят, что распитие спиртного, хулиганство и просто хамское поведение на железнодорожном транспорте отмечаются уже второе десятилетие. Причина — закрытие в 1990-е крупных предприятий в райцентрах и, как следствие, отсутствие рабочих мест в крупнейших центрах востока Подмосковья: Ногинске, Павловском Посаде, Орехово-Зуево. Почти половина трудоспособного населения этих городов вынуждена ездить на работу в столицу. Как правило, это обладатели рабочих специальностей средней квалификации и люди не самого высокого культурного уровня. По мнению опрошенных, сокращения в транспортной милиции усугубили неблагоприятную ситуацию на транспорте, но не явились причиной ее появления.
«Остальных вы уволили»
«Количество личного состава транспортной полиции ничтожно мало, — говорит замначальника по охране общественного порядка Управления на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу (ЦФО) Владимир Коротков. — Это касается не только электричек, но и поездов дальнего следования. Для сравнения: в Московском метрополитене работают 3600 сотрудников полиции, кроме того, им еще помогает 55-я дивизия МВД, а у нас на весь ЦФО 2000 человек. Людей приходится перебрасывать с одного проблемного участка на другой. Но транспортная полиция хорошо взаимодействует с территориальными органами правопорядка: если, скажем, в получасе езды от Москвы из состава поступает вызов, на ближайшей станции местные сотрудники реагируют оперативно».
По словам гендиректора Центральной пригородной пассажирской компании (перевозчик половины пригорода) Михаила Хромова, из 500 поездов лишь в пяти (то есть в 1% от общей численности) присутствует наряд полиции в составе двух сотрудников, и то только в самое криминогенное время: с 18-00 до 6-00.
Как отметил начальник управления обеспечения охраны общественного порядка Главного управления на транспорте МВД РФ Александр Востриков, обеспечить сопровождение в другое время невозможно.
В линейном отделе внутренних дел «Кусково» вместо двух нарядов теперь будет только один, и это на участок дороги в 100 км…
По словам сотрудников МВД, несколько лет назад на Киевском вокзале Дмитрий Медведев, в то время бывший президентом страны, спросил у единственного замеченного там полицейского: «А где остальные?» В ответ он услышал: «Остальных вы уволили».
В помощь полиции на особо криминогенные участки временно командируются сотрудники ОМОНа из Воронежа и других городов ЦФО. Пассажиры постарше говорят: «Когда приходит ОМОН, у нас советская власть». Но ОМОН патрулирует участок в течение месяца, после его вахты спокойствие сохраняется еще пару недель, а потом хамы и хулиганы вновь начинают издеваться над остальными.
Не чувствуют себя в безопасности в электричках и контролеры, многие из которых женщины. Одной из них пришлось через весь поезд убегать от неадекватного субъекта, который успел ее несколько раз ударить, и спасаться в кабине машиниста. Однажды утром на глазах контролеров какие-то подонки разбили дверь в вагоне, и стекла полетели на сидящих в нем людей. К счастью, в тот раз нашлись мужчины, которые их утихомирили. К несчастью, случаи хулиганства и вандализма происходят каждый день.
Конечно, контролерам было бы не в пример спокойнее, если бы при проверке билетов их сопровождал полицейский. Блюстители порядка на это возражают, что полиция не имеет права вмешиваться в гражданско-правовые отношения между контролером и пассажиром и что такое сопровождение вызывает жалобы граждан. Хотя, как отмечает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков, проезд без билета — это состав правонарушения, предотвращать и пресекать которое — прямая обязанность правоохранителей. Контролер не имеет права требовать выяснения личности, а полицейский за отказ предъявить документы может и задержать.
Подавляющее большинство всех хулиганов на транспорте составляют именно безбилетники, поэтому слаженные совместные действия контролеров и полицейских могли бы существенно улучшить ситуацию.
Ну а пока контролеры просят обеспечить их — нет, не оружием, а хотя бы экстренной связью с полицией. Сейчас о случаях правонарушений в вагонах они, как и пассажиры, могут сообщать только машинисту через кнопку вызова, но далеко не всегда это дает хоть какой-то результат. Даже на глазах экспертов ОП во время рейда в вагоне случился один серьезный конфликт. Сигнал машинисту так и остался без реакции.
Не цепляйся за смерть!
Помимо «хамов вагонных», большую угрозу транспортной (и своей собственной) безопасности сегодня представляют всевозможные экстремалы. «Граффитисты» могут сорвать стоп-кран, чтобы нанести на стены поезда свои рисунки. «Зацеперы» и «руферы» беспрепятственно цепляются за поезда и катаются на крышах. Мало того, появились еще и «антизацеперы», которые ловят зацеперов и бьют их.
Как сообщил ио руководителя Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Сергей Вазюлин, по статистике смертельного травматизма на транспорте в ЦФО за первые шесть месяцев 2015 года погибли 556 человек, еще 257 получили серьезные травмы, чреватые инвалидностью. Из числа погибших: зацеперов — 16, руферов — 6, половина из них — несовершеннолетние. В эту статистику еще не попали, например, два случая в августе, когда два зацепера в разных местах сгорели заживо, прикоснувшись к электропроводам…
Остановит ли это других? Как рассказал Александр Востриков, ему как-то довелось общаться с 16-летним парнем, из-за зацеперства оставшимся без ноги. Полученная травма экстремала как будто и не расстроила: «Ништяк, буду теперь, как Флинт, на деревянной ноге»…
Нижний возрастной порог зацеперства — 10 (!) лет. И это наводит на мысль о безответственности родителей: почему их дети в вечернее время находятся на железнодорожных путях?!

Зацеперы. Фото: Сергей Петров / ТАСС
Развитие «зацепинга» (он же «электричкинг») идет через соцсети, именно оттуда дети и подростки узнают о смертельно опасных развлечениях и сами втягиваются в них. Там существуют закрытые группы, где координируются «мобы» (коллективные акции) зацеперов, иногда доходит даже до соревнований между группами — кто «безбашеннее»…
Гражданский активист, основатель движения «СтопХам» и член ОП Дмитрий Чугунов предложил бороться с зацеперами их же оружием — вести пропаганду в соцсетях, координироваться через них и приложения вроде WhatsApp, собирать группы инициативных мужчин, чтобы каждая из групп следила за порядком в одной электричке и т.д.
Адвокат, кандидат юридических наук Константин Андреев заметил, что Роскомнадзор напрасно не обращает должного внимания на сайты, пропагандирующие зацеперство и другие подобные экстремальные занятия. Если эту пропаганду приравнять к призывам к совершению самоубийства, такие сайты можно будет блокировать.
«До 80-х годов прошлого века поездная бригада состояла из трех человек, один из которых находился в хвостовом вагоне, — говорит Кирилл Янков. — Пока кондуктор хвостового вагона не нажимал кнопку, машинист не закрывал двери. Эту практику нужно восстановить, тогда у нас не будет половины зацеперов, и случаев прищемления пассажиров дверьми станет существенно меньше».
В целях борьбы с «зацепингом» Сергей Вазюлин считает необходимым проведение профилактической работы в образовательных учреждениях. Действенным способом укрепления порядка могло бы стать и оснащение вагонов камерами видеонаблюдения. Камера меняет поведение человека, дисциплинирует его, а в случае совершения преступлений облегчает работу следственных органов.
Также, по мнению Вазюлина, необходимо увеличить штрафы за правонарушения на транспорте. Сейчас зацеперу грозит штраф всего в 100 рублей. Для сравнения: в Германии за такие фокусы можно выложить до 50 000 евро. Ну а если бы за единичный случай «зацепинга» можно было схлопотать 15 суток административного ареста, а за повтор — уже уголовное наказание, пылу у сорвиголов точно поубавилось бы. Такой подход практикуется в некоторых странах Запада: в США за подобный «экстрим» можно получить до полугода тюрьмы, в Канаде — до года.
Как сообщил зампред комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов, он уже вносил предложения об ужесточении ответственности за хулиганство и вандализм на транспорте, но они были отклонены. И даже если закрутить гайки все же удастся, проблемы это не решит.
— Хулиганы видят, что в поездах нет ни видеокамер, ни полицейских, — поясняет Старовойтов. — И поэтому не боятся. А в каждом вагоне камеру не поставишь — это потребует больших денег, и из чьего кармана мы их возьмем?
Один из возможных путей решения финансовой проблемы «Русской планете» озвучил Кирилл Янков: «Поскольку транспортная полиция помогает транспортным компаниям увеличивать прибыль, а те платят налоги в бюджет, то часть этих налогов можно было бы пустить на усиление полиции».
Как бы то ни было, основная проблема сегодня — катастрофическая нехватка полицейских кадров на транспорте, и ее необходимо как-то восполнять. По словам участников круглого стола, эффективным могло бы стать создание особых сил обеспечения безопасности на самих транспортных предприятиях, привлечение к охране порядка добровольных народных дружин или казаков, как в Краснодарском крае. В Подмосковье такой опыт тоже начали использовать, и за последний месяц это позволило предотвратить 16 преступлений.
Вознаграждением для дружинников мог бы стать бесплатный проезд на транспорте, как это сделано в Москве. В России принят закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», значит, как-то урегулировать привлечение к этому достойному делу разных социальных или профессиональных групп вполне возможно.
Организация «Офицеры России» в качестве эксперимента предложила предоставить добровольцев с видеорегистраторами для помощи полиции в пригородных электричках, а также устройства связи для сообщения контролеров с сотрудниками полиции на транспорте. Территория эксперимента все та же — Горьковское направление.
Ну а пассажирам рекомендуется соблюдать стандартный набор предосторожностей: не садиться в безлюдные вагоны, особенно по вечерам, не привлекать внимания злоумышленников дорогими телефонами и планшетами, сторониться агрессивных компаний.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости