Александр Блок: «Жить надо только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни»
Александр Блок. Фото: peterburg.biz

Александр Блок. Фото: peterburg.biz

Классик русской литературы ХХ века — о своих творческих принципах, думах о России, друзьях и врагах и заветных желаниях

2015-й год объявлен в России Годом литературы. «Русская планета» начинает новый проект — интервью со знаменитыми российскими писателями, творившими в разные времена. Ответами на вопросы будут цитаты из их произведений, писем и дневников. В этом богатейшем наследии можно найти ответы на те вопросы, которые волнуют и, может быть, даже мучают нас сегодня. Потому что каждый выдающийся писатель — наш современник. И потому что, как писал Николай Алексеевич Некрасов, «в любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины». Все, у кого мы будем брать интервью, являются примерами такого служения обществу.

Один из величайших поэтов России начинал писать в духе символизма, впоследствии его творчество было пронизано ощущением катастрофичности эпохи, предчувствием бури. Александр Блок восторженно встретил свержение царизма и октябрьский переворот 1917-го, впрочем, уже в 1918 году разочаровался в советской власти. Помимо сочинительства, вел большую работу в Госкомитете по изданию классиков, был председателем Режиссерского управления Большого драматического театра в Петрограде…

— Александр Александрович, что самое важное для человека пишущего?

— Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами. Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать. Творчество больших художников есть всегда прекрасный сад и с цветами, и с репейником, а не красивый парк с утрамбованными дорожками. Дело художника — восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.

— А для читателя?

— Читать надо не слишком много и, главное, творчески. Ко всякому автору надо относиться внимательно, — и тогда можно выудить жемчужину из моря его слов. Книга — великая вещь, пока человек умеет ей пользоваться.

— Как-то вы сказали: чтобы изобразить человека, надо полюбить его — узнать. Неужели можно полюбить даже отрицательного героя?

— Да. Грибоедов любил Фамусова, уверен, что временами — больше, чем Чацкого. Гоголь любил Хлестакова и Чичикова, Чичикова особенно. Пришли Белинские и сказали, что Грибоедов и Гоголь «осмеяли». Отсюда — начало порчи русского сознания, понятия об искусстве — вплоть до мелочи, полного убийства вкуса.

— Когда вам по-настоящему хорошо?

— Лучшая пора жизни — ночью перед сном, когда все тихо, — читать в постели — тогда иногда чувствуешь, что можно бы стать порядочным человеком.

— Многие считают вас натурой трагической…

— Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем. У меня есть такие строки:

Пускай зовут: забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта — нет! Покоя — нет!

Я считаю, что жить надо только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни.

— Что вы думаете о России?

— Опять же отвечу поэтическими строками:

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью!..

Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.

— Вы петербуржец. Что для вас значит родной город?

— Петербург — самый страшный, зовущий и молодящий кровь — из европейских городов.

— Что в российской жизни вам хотелось бы изменить?

— Несчастны мы все, что наша родная земля приготовила нам такую почву — для злобы и ссоры друг с другом. Все живем за китайскими стенами, полупрезирая друг друга, а единственный общий враг наш — российская государственность, церковность, кабаки, казна и чиновники — не показывают своего лица, а натравляют нас друг на друга. Но уверен, что рано или поздно — все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна.

— Кого вы можете назвать другом, а кого врагом? Не кого-то конкретно — хочется узнать ваше определение этих понятий.

— Другом называется человек, который говорит не о том, что есть или было, но о том, что может и должно быть с другим человеком. Врагом — тот, который не хочет говорить о будущем, но подчеркивает особенно, даже нарочно, то, что есть, а главное, что было… дурного (или — что ему кажется дурным).

— Вы любите общение с разными людьми?

— Есть люди, с которыми нужно и можно говорить только о простом и «логическом», — это те, с которыми не ощущается связи мистической. С другими — с которыми все непрестанно чуется сродство на какой бы ни было почве — надо говорить о сложном и «глубинном». Тут-то  выяснятся истины мира — через общение глубин.

— Критики писали о музыкальности ваших стихов. Вы меломан?

— Слушать музыку можно, только закрывая глаза и лицо (превратившись в ухо и нос), то есть устроив ночное безмолвие и мрак — условия предмирные. В эти условия ночного небытия начинает втекать и принимать свои формы — становиться космосом — дотоле бесформенный и небывший хаос.

— Ваше самое заветное желание?

— О нем я все сказал в своих стихах:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

И еще:

Всегда хочу смотреть в глаза людские,

И пить вино, и женщин целовать,

И яростью желаний полнить вечер,

Когда жара мешает днем мечтать

И песни петь! И слушать в мире ветер!

(В материале использованы отрывки из писем и дневников Александра Блока).

Подготовил Андрей Петров

Вежливое хозяйствование Далее в рубрике Вежливое хозяйствованиеМинсельхоз радикально усложняет жизнь иностранным инвесторам

Комментарии

02 сентября 2015, 14:38
Цитата, вынесенная в заголовок, должна стать правилом жизни для всех людей. Пока обыватели не предъявляют к реальности каких-то сверх требований...
04 сентября 2015, 14:33
так сказать по-путински!
03 сентября 2015, 22:21
Балабанов хорошо экранизировал Петербург Блока, очень похоже, в двух его фильмах это можно увидеть
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»