Открыть небо
Аэродром Усмань-Шаршки — база верхнехавского аэроклуба «Сапсан». Фото: Александр Нечаев / Русская Планета

Аэродром Усмань-Шаршки — база верхнехавского аэроклуба «Сапсан». Фото: Александр Нечаев / Русская Планета

Как за несколько лет аэроклуб в Воронежской области стал одним из ведущих в стране

С 1 по 8 мая на аэродроме Усмань-Шаршки — базе верхнехавского аэроклуба «Сапсан» — проходил этап мирового Гран-при по планерному спорту. Лучшие планеристы мира, собираясь приехать на соревнования, искали на карте Усмань. Это удивительно, ведь аэроклуб начал работу только в 2012 году. С 9 по 22 июля этого года там проходил чемпионат России по планерному спорту. «Русская Планета» отправилась в небольшой районный город Липецкой области, чтобы узнать, как за короткий срок создать организацию, получившую международное призвание, и воспитать чемпионов.

«Начинали с одного планера»

«Видите, на площадке, где стоят планеры, еще пару лет назад был лес, — показывает корреспонденту "Русской Планеты" заместитель директора аэроклуба по летной подготовке Сергей Клюев. — Мы деревья выкорчевали и занялись строительством. Сделать еще нужно многое. А началось все в 2011 году, когда руководитель Верхнехавского агрохолдинга Антон Пермяков решил создать в регионе аэроклуб. Я до Верхней Хавы (село в Воронежской области. — РП) работал в Казани, но мне понравилась идея создать новый аэроклуб. 1 января 2012 года мы приступили к работе».

Своего аэродрома в Верхней Хаве нет, но он нашелся в соседнем городе Липецкой области — Усмани. Аэродром числился в резерве Министерства обороны. Никакой инфраструктуры на нем не было — так ведь для планерного спорта асфальтовые взлетно-посадочные полосы и не нужны. Место оказалось удачным. Во-первых, дренированный грунт очень хорошо отводит воду, уже через пару часов после дождя можно продолжать полеты. Во-вторых, рядом находится воронежский заповедник, который формирует подходящий для планерных полетов микроклимат. В-третьих, относительно свободное небо.

«Мы начинали с малого, взяли в аренду один учебный планер и один самолет-буксировщик, — рассказывает Сергей Клюев. — Кроме меня, в штате был еще только один инструктор, вот так и проводили первые занятия».

Параллельно клуб начал участвовать в соревнованиях. В 2013 году Клюев, выступавший уже под флагом «Сапсана», выиграл чемпионат России, и об аэроклубе узнали. С тех пор почти каждый чемпионат России закачивается победой спортсменов из «Сапсана», а сборная страны почти наполовину состоит из верхнехавских планеристов.

«После победы на чемпионате популярность клуба стала расти, — говорит Сергей Клюев. — Уже на второй год у нас было четыре планера и два самолета, причем не в аренде, а в собственности, немного обустроился аэродром, появились электричество, ангары, бытовые строения. К 2014 году мы довели количество техники до десяти планеров и трех самолетов, при этом продолжая успешно выступать на всероссийских соревнованиях. А к 2016 году построили кафе, места для проживания спортсменов и ремонта техники. Сейчас у нас четыре самолета, пять спортивных планеров и девять учебных».

По признанию Сергея Клюева, идея проведения этапа международного Гран-при возникла спонтанно, такой вариант предложила Федерация планерного спорта России. Верхнехавцы подали заявку в Международную авиационную федерацию, и кандидатура «Сапсана» была утверждена.

«Желание участвовать выразили многие известные планеристы, в том числе и Себастьян Кава, 12-кратный чемпион мира, попавший в Книгу рекордов Гиннесса. Состав участников был очень сильный, а отзывы о Гран-при хорошие», — поддерживает беседу председатель Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский.

«Первый раз поднялась в небо прямо в день рождения»

«После Гран-при нам предложили провести чемпионат России, который не получилось организовать в Новосибирске, — продолжает заместитель директора. — Мы откликнулись и на это предложение, хотя проведение соревнований далеко не самая главная наша цель. Наша цель — воспитывать спортсменов высокого уровня. Поэтому для подростков из Усмани и Верхней Хавы у агрохолдинга есть программы финансирования подготовки, дети могут заниматься абсолютно бесплатно. Не могу сказать, что молодежь идет не очень активно. На первые занятия приходят по 15–20 человек, но потом многие отсеиваются, и до реальных полетов доходят только 1–2 человека. Хотя перспективы для подростков очень хорошие — после окончания аэроклуба гораздо легче поступить в летное училище, стать пилотом, не говоря уже о вариантах продолжения спортивной карьеры».

Алиса Долгушина — одна из участниц программы Верхнехавского агрохолдинга, прошла путь от азов до самостоятельных полетов и продолжает развивать спортивное мастерство.

Алиса Долгушина прошла путь от азов до самостоятельных полетов

Алиса Долгушина прошла путь от азов до самостоятельных полетов. Фото: Александр Нечаев / Русская Планета

«Начала заниматься планерным спортом в 15 лет, — говорит Алиса. — Сначала была теоретическая подготовка, сдача зачетов, потом пришлось ждать, пока мне исполнится 16. Раньше этого возраста самостоятельные полеты запрещены. Первый раз поднялась в небо прямо в день рождения. Уже два года занимаюсь, совмещая с учебой сначала в школе, теперь в институте. Планерный спорт бросать не собираюсь, это очень интересно и захватывает».

Несмотря на то что молодых спортсменов в «Сапсане» пока не очень много, каждый год в клубе растет число занимающихся.

«У нас уже три инструктора работают с полной нагрузкой, и мы планируем пригласить еще двоих на будущий год, потому что не справляемся, — отметил Сергей. — Приятно, что к нам приезжают не только воронежцы, но и любители планерного спорта из других городов, у которых есть выбор, где летать».

«Мой путь повторяет типичную ситуацию многих моих коллег, — рассказывает планерист Евгений Злобин. — Хотел стать летчиком, поступил в Московский авиационный институт. В начале 90-х все стало разваливаться, поэтому сменил род деятельности — стал программистом. Но желание летать все равно осталось. В 32 года начал осваивать планер. Это так увлекло, что я сменил работу, чтобы иметь больше свободного времени для полетов. Со временем стало получаться лучше, появился спортивный азарт, сейчас уже выступаю на чемпионате России. Помимо спорта, планеризм — это единение с природой, ведь все ресурсы для продолжения полета берутся из атмосферы, нужно хорошо ее понимать, уметь сливаться с ней. Сложно словами описать впечатление, когда паришь между землей и облаками».

Летный потенциал страны

«Сегодня основной костяк планеристов — это люди от 30 до 45 лет, которые начали заниматься уже в зрелом возрасте. Для них полеты — это способ получения эмоций, — признает Сергей Рябчинский. — Планерный спорт в 90-е годы был в серьезном упадке, сейчас понемногу возрождается, но несколько поколений мы потеряли. Приходится восстанавливать систему. Лет пять назад мы насчитывали около 300 планеристов на всю страну, сегодня их число выросло как минимум в два раза. Нужно признать, что в Верхней Хаве наблюдается самое динамичное развитие».

По словам почти всех собеседников, главная проблема в том, что сегодня в России нет государственной поддержки юношеского планерного спорта, все находится на самообеспечении. Нет детских школ, и задача воспитания молодых спортсменов ложится на плечи аэроклубов, а это колоссальные затраты.

«Планерный спорт — это самый дешевый способ познакомить молодежь с небом, но все равно это довольно дорого. Отличная первая ступень для многих профессий, связанных с авиацией. Прошедшим подготовку в планерной школе потом легче стать военным или гражданским пилотом. Посмотрите, сегодня в летной школе страны кризис, а начинается это все именно с юношей и подростков, которым сложно реализовать тягу к полетам», — говорит Рябчинский.

«В России не так и много планерных аэроклубов, многие находятся не в самом хорошем состоянии, — соглашается Сергей Клюев. — Большинство клубов было создано еще в советское время, а новых очень мало. Из соседей только клуб в Орле и Белгороде. Получается, что мы аккумулируем желающих летать сразу из нескольких регионов, так что будем стараться развиваться. В планах на базе верхнехавского аэроклуба сделать место постоянного базирования сборной России по планерному спорту, проводить крупные соревнования. Будем продолжать увеличивать количество техники, строить новые вспомогательные помещения, а также более активно привлекать молодежь».

Видимо-невидимо Далее в рубрике Видимо-невидимоФизики еще на шаг приблизились к созданию «плаща-невидимки»

Комментарии

24 июля 2016, 15:32
Любительская авиация в России находится в зачаточном состоянии, что с нашими территориями просто недопустимо. Надо поддерживать подобные клубы на государственном уровне, пусть готовят пилотов.
25 июля 2016, 11:36
В советское время аэроклубы были весьма популярны. Сейчас, да, необходима господдержка. Небо сильней вредных привычек, если даже из этого исходить.
25 июля 2016, 16:18
Самое главное - это развивать авиастроение, в том числе и малое. посмотрите, на чем летают эти ребята - это же ведра с болтами, на таких страшно в небо подниматься
24 июля 2016, 15:54
Надо же, никогда не слушал об этом аэроклубе - это где-то недалеко от Воронежа, насколько я понял...? Надо будет когда-нибудь съездить, попробовать... Надеюсь, это не опасно, специалисты квалифицированные работают...?
24 июля 2016, 23:52
Да это совсем близко от Воронеже километров 10-15, молодцы ребята
25 июля 2016, 16:20
До аэродрома в городе Усмань Липецкой области от Воронежа километров 70, не меньше, не вводите людей в заблуждение.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»