Распечатайте мне копье
Процесс 3D-сканирования ирменского сосуда. Фото: Лаборатория «Артефакт» /vk.com

Процесс 3D-сканирования ирменского сосуда. Фото: Лаборатория «Артефакт» /vk.com

Как работает первый в России 3D-музей при Томском госуниверситете

Первый в стране 3D-музей появился при ТГУ. От аналогичных проектов его отличает возможность распечатать точную копию экспонатов в любой точке мира. Заведующая лабораторией «Артефакт» Ольга Зайцева рассказала «Русской Планете» об идее музея.

— Сайт устроен так: по каждому артефакту у нас есть фотографии, видео и статья. Там содержится объективная информация, которую писали ученые для того, чтобы широкая аудитория могла понять, что же это такое, где это найдено, какую роль в культуре играла эта вещь.

Сайт оснащен интерактивной картой с точными координатами мест археологических раскопок, где были обнаружены ценные исторические находки. Электронная версия музея — это полноценный источник информации для всех, кто интересуется археологией и историей Сибири. На онлайн-ресурсах большинства музеев можно найти виртуальные экскурсии по выставкам с описаниями экспонатов и их фотографиями. Но здесь применили принципиально новый подход демонстрации.

— Наш сайт отличается тем, что, кроме фотографий и описания, присутствует 3D-модель, — продолжает Ольга. — Соответственно, когда посетитель приходит на сайт и загружает себе модель, он может рассматривать ее с разных сторон, приближать, отдалять, видеть всевозможные ракурсы. Также он может эту модель измерять, делать какие-то разрезы, что важно для ученых, которые занимаются типологией предметов. Если бы мы получали только фотографию, мы бы не могли ее повернуть, рассмотреть все детали, приблизить — у нее всегда есть какое-то предельное разрешение. В нашем случае изображение можно увеличивать настолько, насколько позволяет человеческое зрение.

В качестве примера Ольга показывает экспонат. В фигурке из металла без труда угадывается человек с непропорционально большой головой. Различимы черты лица, руки, украшения. Туловищу уделено значительно меньше внимания, чем голове, что характерно для мастеров того времени. На экране ноутбука открыта программа с трехмерной моделью экспоната. Изображение в точности соответствует оригиналу вплоть до элементов рельефа и мельчайших шероховатостей. Видна даже бирка с инвентарным номером.

Главным новшеством музея является даже не это технологическое решение.

— Кроме того, что вы можете просматривать предметы онлайн, на сайте есть функция скачивания модели в формате OBJ. Формат OBJ позволяет вам распечатать эту вещь на 3D-принтере. То есть где бы вы ни находились, вы скачиваете этот файл и можете распечатать себе точную копию археологического артефакта.

3D-сканирование

3D-сканирование. Фото: стоп-кадр Youtube.com/Россия1

Формат OBJ является открытым и используется многими разработчиками 3D-графики, он может быть конвертирован в большое количество различных программных систем. Применение OBJ позволяет работать с трехмерными моделями максимальному количеству людей.

Сам принцип работы, предложенный музеем «Древнее искусство Сибири», можно широко применять в образовательной и исследовательской деятельности. Университеты по всему миру могут печатать наглядные материалы, неотличимые от оригинальных артефактов, для лекций по истории Сибири и демонстрировать их студентам. Процесс организации научных симпозиумов и конференций становится проще — больше не нужно везти на большие расстояния ценные археологические находки, их можно напечатать прямо там, где живет и работает специалист. Изучение сибирской истории ведется во многих научных центрах мира, включая Гарвардский университет, по этой теме проводятся международные встречи. Возможно, использование 3D-моделирования позволит консолидировать усилия ученых и добиться новых успехов в этой области.

С другой стороны, интерес к древности в наше время характерен не только для ученых. Люди интересуются историей земли, на которой они живут. Это проявляется в модных тенденциях, связанных с использованием этнических узоров в одежде и украшениях. Магазины по всему миру предлагают своим клиентам сувениры и предметы интерьера, связанные с культурой древних народов. И речь идет не только о туристических сувенирных лавках, искусные мастера выполняют весьма дорогостоящие заказы на этническую утварь. А что может быть интереснее и ценнее для любителей старины, чем точная копия реального археологического артефакта? Во многих городах проходят национальные фестивали, взять хотя бы томские «Праздник топора» и «Этнофорум» или масштабный красноярский «Мир Сибири». Все эти мероприятия указывают на возрастающий интерес к фольклорному искусству, и все они нуждаются в декорациях, создающих загадочную атмосферу древности. Так метод 3D-моделирования может послужить популяризации науки среди широкой аудитории.

— Есть люди, которым просто нравятся предметы искусства. И эти скачивания и распечатки моделей уже происходят, — делится впечатлениями автор проекта. — Люди нам пишут благодарности и просят расширять выставку. Пока на сайте присутствует 10 экспонатов. Проект только запускается, в нем поучаствовало всего три музея. Все предметы искусства оцифровать за одну человеческую жизнь невозможно. Но глобальный охват, чтобы он отражал все эпохи, разные регионы Сибири, в какой-то форме возможен.

Программы оцифровки музейных экспонатов запускают по всему миру. Варнерский археологический музей и Региональный исторический музей Пернике начали совместный проект с площадкой 3D-моделей Threeding. Более 150 экспонатов отсканировано и готово для скачивания. Смитсоновский музей в США несколько лет занимается оцифровкой своих экспонатов, но в настоящий момент отсканировано лишь несколько процентов. Говорить о приближении полного перехода к виртуальным музеям рано. По словам Гюнтера Вайбеля, руководителя программы оцифровки Смитсоновского института, даже если проводить полное сканирование всего за одну минуту и заниматься этим процессом круглосуточно, на полную оцифровку коллекций только американских музеев уйдет 270 лет.

Помимо общих проблем, связанных с переводом экспонатов в виртуальную плоскость, у музея «Древнее искусство Сибири» есть и специфические трудности. Связаны они в первую очередь с тем, что до революции большинство Сибирских археологических находок вывозилось в столичные музеи. Так, по указу Петра I была создана «Сибирская коллекция», выставляемая в Кунсткамере, а затем в Эрмитаже. Она состояла из наиболее ценных артефактов, найденных на территории Сибири. Но историческую несправедливость, прошедшую через века, можно восстановить при помощи современных 3D-технологий.

Тайна святых братьев Далее в рубрике Тайна святых братьевВ Северодвинске приступают к раскопкам гробницы святых Антония и Феликса Карельских

Комментарии

30 июля 2016, 13:51
Потрясающе, очень интересно, эта новость пробуждает интерес к археологии! Такой музей будет востребован многие поколения.
30 июля 2016, 15:27
Зря остроги и темницы
Душу тешили царице -
Все текло через границы
За бесценок, задарма.
И теперь в пустом музее
Ходят, смотрят ротозеи
На пищали и фузеи,
Да на брошки из дерьма.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»