Рождение «эмки»
Горьковский автомобильный завод, конвейер с легковыми автомобилями лимузин «М-1». Фото: avtomobile.cc

Горьковский автомобильный завод, конвейер с легковыми автомобилями лимузин «М-1». Фото: avtomobile.cc

80 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошла первая советская легковая автомашина — лимузин М-1

Легендарный автомобиль был создан на Горьковском автозаводе, носившем в 1930-е годы имя председателя Совнаркома Вячеслава Молотова. Именно в честь одного из крупнейших советских руководителей того периода машина и получила название М-1 («Молотовец первый»). Перед конструкторами ставилась задача разработать современный, надежный и неприхотливый автомобиль, который был бы лучше используемых в СССР иностранных машин.

За основу был взят американский Ford Model B образца 1934 года, и это не случайно — ведь и сам ГАЗ был построен благодаря подписанию контракта с Генри Фордом: американский миллиардер поставлял в Советскую Россию комплекты деталей и брал на себя обучение технического персонала. Строго говоря, первым выпущенным в России серийным автомобилем был ГАЗ-А, но он полностью копировал Ford Model A Standard Phaeton, разве что некоторые детали делались экономичнее. При этом он все равно был сложен в изготовлении и не окупал затрат.

Вот почему новый автомобиль планировалось сделать не копией очередной модели Форда, а, что называется, «фантазией на тему». Крестным отцом новой модели стал главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт, выпускник Научного автотракторного института (НАТИ). Несмотря на то что у конструкторов была документация по Ford Model B, им пришлось многое поменять в конструкции автомобиля. Например, горьковские конструкторы в подвесках колес отказались от двух поперечных рессор в пользу четырех продольных. Самостоятельно они разработали и криволинейную поверхность передних крыльев машины, применив новаторские на тот момент графопластические методы. Автомобиль оснащался дисковыми штампованными колесами. Были и другие изменения — например, «плавающая» подвеска двигателя. Сильнее всего отличался кузов — четырехдверного типа, закрытый цельнометаллический, он был рассчитан на пять мест.

Первые три опытных образца будущей «эмки» были собраны в январе 1934 года. Они были, не побоимся этого слова, инновационными: кресло водителя регулировалось, была применена бессквозняковая вентиляция с четырьмя поворотными форточками в боковых окнах. Двери можно было запирать изнутри. Впервые в машине предусматривались прикуриватель и пепельница, а также указатель уровня бензина. Словом, машина вышла более чем современная.

Чтобы развернуть производство «эмок», потребовалось запустить строительство второй очереди ГАЗа, которое началось в апреле 1935 года. Заводу требовалось освоить самостоятельное изготовление 2,5 тыс. разных деталей. Это удалось сделать всего за год: в цехах были установлен 5,5 тыс. различных станков и приборов. Наконец, 16 марта 1936 года с конвейера сошла первая «эмка». Две автомашины были отправлены для демонстрации в Кремль. Сталину и его ближайшему окружению — Молотову, Ворошилову и Орджоникидзе — «эмка» понравилась.

Вплоть до середины 1940-х «эмка» была основным автомобилем советских таксопарков — например, в Москве уже через несколько лет занимались развозом пассажиров почти 3 тыс. этих машин. «Чудо-автомобиль» оказался настолько удобным и надежным, что в 1937 году он даже стал экспонатом Всемирной промышленной выставки в Париже, представляя достижения советской техники.

Автомобиль производили на Горьковском автомобильном заводе до 1943 года. Всего было выпущено почти 63 тыс. таких машин. Во время Великой Отечественной войны на этой машине ездили маршалы Советского Союза: Рокоссовский, Жуков, Конев. Правда, недобрую славу снискал автомобиль из-за того, что его активно использовали сотрудники НКВД — именно он упоминается в мемуарах родственников репрессированных как «черный ворон», «воронок». Специально для нужд НКВД была создана модификация ГАЗ-М1-V8, выпускавшаяся исключительно в черном цвете (большинство «эмок» также окрашивались в черный цвет, но имели узкую красную полосу вдоль борта). Она отличалась мощным мотором в 65 л.с., позволявшим, например, вести преследование.

«Эмка» положила начало самостоятельному производству советских легковых автомобилей, возобновившемуся после войны.

Вечные батарейки Далее в рубрике Вечные батарейкиКубанские ученые получают электричество с помощью бактерий

Комментарии

26 марта 2016, 23:50
Легендарный автомобиль. Его создание показывает как много русские могут. если с ними дружить. видимо слишком много могли бы мы добиться. потому ине дружат с нами.
27 марта 2016, 22:49
видел вживую данный автомобиль в автомобильном музее на рогожском валу, очень красивый аппарат - легенда
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»