«Президент-С», защитник самолетов
Самолет отстреливает ложные тепловые цели, также известные как «тепловые ловушки». Фото: aerotime.aero

Самолет отстреливает ложные тепловые цели, также известные как «тепловые ловушки». Фото: aerotime.aero

Российский бортовой комплекс обороны «Президент-С» надежно защищает самолет и вертолет от поражения ракетным и артиллерийским оружием

Безопасность полетов гражданских самолетов и вертолетов стала постоянной головной болью международного значения. Эффективное «лекарство» всему мировому сообществу в лице участников крупнейшего мирового аэрокосмического салона Dubai Airshow 2015 в Объединенных Арабских Эмиратах предложила Россия. К бортовому комплексу обороны (БКО) «Президент-С», представленному концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), приковано повышенное внимание: по сообщениям с авиасалона, сейчас ведутся переговоры о его поставках в Алжир и Египет.

Бортовые средства защиты от ПЗРК

Главная причина создания бортовых средств защиты летательных аппаратов — появление относительно недорогих переносных зенитных ракетных комплексов с тепловыми головками самонаведения на цель. Именно ПЗРК коренным образом изменили ситуацию в области безопасности действий пилотируемых самолетов и вертолетов на высотах до 3500 метров. Эти комплексы стали причиной гибели многих самолетов и вертолетов в арабо-израильских войнах, с их помощью было уничтожено более 200 летательных аппаратов США во Вьетнаме, сбивались советские вертолеты в Афганистане.

С течением времени проблема защиты летательных аппаратов от ПЗРК только обострялась. Например, именно из ПЗРК типа «Игла» в августе 2002 года был сбит тяжелый транспортно-десантный вертолет Ми-26 в районе Ханкалы, что привело к гибели 115 человек. Сегодня переносные ракетные комплексы наряду с автоматами Калашникова стали самым распространенным оружием, которое используется в различных горячих точках по всей планете.

Но более страшным и бесчеловечным является использование ПЗРК террористами для обстрела гражданских самолетов и вертолетов, особенно в момент их взлета и посадки. Специально для защиты от этих высокомобильных малых зенитных средств с тепловым самонаведением стали активно использовать искусственные цели-ловушки, которые летательный аппарат отстреливает при полетах на малых высотах. Однако современные ПЗРК стали «умнее», их система наведения мгновенно селектирует (фильтрует) такие обманки и направляет ракету в сторону реальной цели.

Поэтому сегодня, в условиях серьезного роста террористической опасности, работы по созданию более эффективных средств защиты от ПЗРК для гражданской авиации ведутся специалистами США, Великобритании, Израиля и других стран. Россия входит в число мировых лидеров этой в сфере.

«Президент-С»: особенности

БКО «Президент-С» создан кооперацией предприятий и организаций российского оборонно-промышленного комплекса во главе с ОАО «НИИ "Экран"» из Самары. По информации на сайте концерна «Радиоэлектронные технологии», «Президент-С» предназначен для активной индивидуальной «защиты самолетов и вертолетов от поражения авиационными ракетными, зенитными ракетными и зенитными артиллерийскими комплексами путем обнаружения факта угроз и противодействия атакующим средствам».

Впервые БКО «Президент-С» был показан широкой публике в июне 2010 года в Париже на международной выставке вооружений и военной техники Eurosatory-2010, где сразу вызвал ажиотажный интерес. В последующем основные элементы комплекса демонстрировались на авиационно-космических салонах «МАКС-2011», «Фарнборо-2012», «Париж Аэрошоу-2013» и других выставках.

На самом деле комплекс представляет собой совокупность различных станций и устройств, которые обеспечивают обнаружение угрозы и предупреждение о ней экипажа летательного аппарата, в том числе и о ракетной атаке, применение одноразовых ложных целей, а также постановку активных радио- и оптико-электронных помех. Вся аппаратура БКО «Президент-С» может размещаться как внутри, так и снаружи фюзеляжа самолета (вертолета).

Защиту от поражения управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «поверхность-воздух» с инфракрасными головками самонаведения обеспечивает лазерная станция оптико-электронного подавления на базе многоспектрального твердотельного или газового лазера. Станция массой 100–150 кг способна обнаруживать и селектировать цели, сопровождать и вкруговую последовательно подавлять не менее двух одновременно атакующих ракет на дальности 500–5000 м в секторе 90 градусов по вертикали.

Боевик ИГ с ПЗРК. Фото: siasat.com

Другой основной элемент защиты самолета (вертолета) — это станция активных радиопомех. Она противостоит ракетам с радиолокационными системами наведения на цель путем постановки радиоэлектронных помех на этапах обнаружения, сопровождения, наведения и атаки летательного аппарата. В рабочем секторе 120 и 60 градусов по горизонту и вертикали станция массой 51,5 кг может подавлять не менее четырех радиоэлектронных средств противника с использованием всех основных видов помех. Для защиты самолетов дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации также может использоваться активная буксируемая радиолокационная ловушка.

Эффективность российской разработки подтвердили практические и неоднократные обстрелы ПЗРК «Игла», который по эффективности превосходит американский «Стингер», мишеней вертолетов и других летательных аппаратов. Так, неоднократно «в упор» с дальности 1000 м была обстреляна мишень вертолета Ми-8. Несмотря на максимальное инфракрасное излучение со стороны мишени, все ракеты на подлете к ней уходили в сторону. Причиной этого стало лазерное облучение, создававшее в системе управления ракеты фантомную цель, которую ее электронный «мозг» принимал за реальную.

Ранее по результатам испытаний генеральный конструктор КРЭТ Юрий Маевский констатировал, что в России создана «очень надежная технология защиты самолетов и вертолетов от поражения ракетами с любыми оптическими головками самонаведения». Известно, что подсистемой оптико-электронного подавления БКО «Президент-С» уже оснащен ряд военно-транспортных самолетов типа Ил-76, в том числе и самолет первого лица государства, боевые вертолеты типа Ми-28 и Ка-52, а также тяжелые транспортно-десантные вертолеты типа Ми-26.

Полностью автоматическая защита

На некоторые вопросы о  бортовом комплексе «Президент-С» «Русской планете» ответил представитель концерна «Радиоэлектронные технологии», попросивший не называть его имени. По его словам, станция защиты от ПЗРК под названием «Витебск» «сегодня является штатным средством и устанавливается практически на 100% боевых вертолетов». Он также отметил, что «реализуется программа оснащения этим высокоэффективным защитным средством всех самолетов Су-25, а также самолетов военно-транспортной авиации».

Представитель КРЭТа подчеркнул, что комплекс «Президент-С» является гражданским вариантом этой станции защиты и может быть «установлен на гражданских авиалайнерах, для чего он и создавался» и «уже стоит на летательных аппаратах ряда специфических перевозчиков».

По словам собеседника РП, в свете последних трагических событий в области международного авиасообщения комплекс «Президент-С» очень востребован в том числе и за рубежом. «Переговоры ведутся не только с Египтом и Алжиром, но и по другим направлениям», — подчеркнул он. При этом конкретная стоимость комплекса «Президент-С» определяется типом воздушного судна и требованиями заказчика по его защите.

Особое внимание представитель КРЭТа обратил на принципиальную разницу между российской и зарубежными разработками, в том числе и американскими: «В отличие от зарубежных полуавтоматических аналогов наше изделие работает полностью в автоматическом режиме». А это, по его словам, исключает человеческий фактор, заметно повышает быстродействие и конечную эффективность системы, «повышая общую результативность комплекса, который создавался из расчета достижения максимального эффекта в борьбе с современными средствами противовоздушной обороны».

К слову, защитой от ПЗРК возможности «Президента-С» не исчерпываются. «В зависимости от поставленных требований наши изделия могут обеспечить защиту пилотируемого летательного аппарата от обстрела любым средством — от рогатки до «Патриота» (американский зенитный ракетный комплекс. — РП)», — с гордостью резюмировал представитель концерна. 

Эра нефти полковника Шпаковского Далее в рубрике Эра нефти полковника ШпаковскогоКак русский инженер открыл человечеству эпоху жидкого топлива

Комментарии

Вот бы такой комплекс на все гражданские машины, что летают мимо воюющих государств...
12 ноября 2015, 10:14
Самолеты чаще изнутри взрывают, чем из ПЗРК
Хотя бы какая то система отражения ударов от хохляцких Буков...
11 ноября 2015, 17:29
Тема конечно серьезная, не только от "шайтан-трубы", но и от любого другого снаряда с тепловым наведением. Но от бомбы в багаже и от шахида на борту она, к сожалению, не поможет...(
13 ноября 2015, 12:40
В материале рассказывается именно про защиту от ПЗРК, от бомбы в багажнике самолета есть другие методы работы штата охраны высших лиц государства.
11 ноября 2015, 20:05
Снова в почете стрелки-снайперы, способные попасть болванкой в движущуюся цель.
Рэмбо помниццо в одноименном фильме камнем вертолет сбил...
15 ноября 2015, 22:05
камнем? Вроде из лука стрелял и подбил машину
11 ноября 2015, 22:46
Для того, чтобы от рогатки защититься, как в конце заявляет представитель концерна, наверняка, оптико-электронного блока будет недостаточно. Тут нужны будут либо противоракеты, либо пушечный комплекс, способный сбить приближающийся предмет. Вооружить гражданские лайнеры - та еще перспективочка.
12 ноября 2015, 16:13
дык они же взлетают и садятся, вооружить такие махины, да еще с людьми на борту, та еще задачка
12 ноября 2015, 13:48
Кстати, это единственный путь, навязанный или просто предсказанный нам американскими фильмами. С развитием технологий разовьется и преступность, что подстегнет человечество изобретать более изощренную технику. Прогресс неизбежен,господа.
13 ноября 2015, 12:43
Опять враньё. От обстрелов зениткой времён второй мировой и НУРСами эта хрень никак не защищает. Но не обманешь - не продашь!
14 ноября 2015, 11:24
Идеального в этом мире ничего нет. Хотя защита президента знает о слабых местах своего инструментария, а значит вертолет с НУРСом не подпустит к самолету президента, ну а из древнего оружия пытаться сбить современный самолет может только дилетант, а дилетанты на жизнь президента обычно не покушаются.
14 ноября 2015, 04:28
Этц ноубоди бизнес, из Ай ююю

19 ноября 2015, 15:39
Даже такая система не можете уберечь от обычной бомбы в чемодане, принесенном в самолет с багажом((
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»