Последний консерватор
Николай Петров. Фото: wikipedia.org

Николай Петров. Фото: wikipedia.org

Знаменитый инженер, глава РТО Петров превратил в изобретателей даже мелких чиновников и простых крестьян

Подобно двум своим предшественникам на посту главы РТО — Кочубею и Посьету, Николай Павлович Петров занимал крупные государственные посты и имел высокие ученые звания. Выдающийся ученый-механик и инженер, основоположник гидродинамической теории смазки, он поддерживал идею универсальности общества и наращивал связь между исследованиями и практическим применением технологий, при этом воздерживаясь от либеральных веяний в РТО.

Николай Павлович происходил из дворян Новгородской губернии. Как и многие инженеры того времени, он получил военное образование — окончил Константиновский кадетский корпус, а затем офицерские классы Николаевского инженерного училища. В том же училище, где его наставником был известный математик Михаил Остроградский, он некоторое время занимался научной работой. Пройдя курс прикладной механики за границей, он впоследствии читает лекции в Петербургском технологическом институте и Инженерной академии.

Практическая деятельность Петрова началась еще в годы его учебы, когда он принимал участие в проектировании машин на Охтенском пороховом заводе. Здесь он познакомился с создателем русской научной школы инженеров-машиностроителей Иваном Вышнеградским, сыгравшим не последнюю роль в том, что Петров заинтересовался вопросами производства заводских машин. Полученный опыт пригодился Петрову, когда в 1867 году он выполнял крупные научно-исследовательские работы по разработке оборудования для военных заводов. Инженерную деятельность Николай Павлович совмещал с научной: в 1883 году в «Инженерном журнале» вышла его первая работа «Трение в машинах и влияние на него смазывающих масел», за которую ему была присуждена Ломоносовская премия. Развитием гидродинамической теории смазки он занимался на протяжении большей части жизни: до конца XIX века вышло еще три монографии, посвященные этой проблеме — «Описание и результаты опытов над трением жидкостей и машин», «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости» и «Трение в машинах», подводящая итог многолетнему изучению вопроса.

Петербургский технологический институт

Петербургский технологический институт. Фото: wikipedia.org

В начале 1870-х годов Петров занялся проектированием паровых машин: он становится главой кафедры паровой механики, а затем — кафедры железнодорожного дела Петербургского технологического института. По приглашению Общества российских железных дорог он входит в состав Инженерного совета общества и принимает участие в строительстве Транссибирской железной дороги. Успехи на этом поприще приносят ему пост председателя Инженерного совета Министерства путей сообщения, а после этого — товарища (т. е. заместителя) главы Министерства.

Между теорией и практикой

На всем протяжении своей деятельности РТО не только одобряло лучшие изобретения и предложения, но и помогало внедрять наиболее важные из них в промышленность, поддерживало научные исследования, которые могли иметь впоследствии серьезные результаты. Еще в 1870-е годы РТО начало оказывать содействие работам Петрова, посвященным теории смазывающих масел, пропагандируя их результаты среди промышленников. После смерти Михаила Ильича Кази Общество предложило кандидатуру нового председателя Николаю Павловичу, к тому времени превратившемуся в одного из крупнейших инженеров своей эпохи.

Решению предшествовало несколько обсуждений, организованных руководством общества. Избрав своим председателем Петрова, который занимал высокий пост в одном из главных министерств, имеющих отношение к технологиям, и являлся почетным членом Петербургской академии наук, общество извлекло уроки, полученные благодаря двухлетнему «правлению» Кази: РТО снова нуждалось в председателе, который был бы вхож в самые высокие приемные и при этом обладал бы должным инженерным опытом. Петров подходил как нельзя лучше — придя в 1896 году на смену Кази, он с пылом принялся за административную реформу Общества. На протяжении многих лет основная научная деятельность РТО велась в основном внутри отделов, а интерес к общим собраниям членов РТО совершенно угас вследствие возникновения технических обществ по отдельным специальностям. Петров предпринял попытку поднять авторитет общих собраний путем вынесения на них серьезных докладов, имеющих общетехническое значение: он предлагал раз в год устраивать публичное собрание с отчетом о деятельности общества и техники вообще, приурочив это ко дню основания РТО. Увы, инициатива не вызвала интереса у членов общества, погруженных в собственные штудии. В этом смысле традиционализм Петрова оказался в противоречии с начавшейся еще в конце XIX века тенденции глубокой специализации научно-технической деятельности.

Другие инициативы Петрова оказались намного успешнее. В период его председательства общество начинает уделять первенствующее внимание внедрению результатов научных изысканий в промышленность. Российский капитализм в конце XIX века остро нуждался в новых технологиях, и представители промышленной буржуазии видели цель деятельности РТО в удовлетворении потребностей производства. В середине 1890-х годов даже возникает предложение организовать при III отделе РТО особое техническое бюро для разработки технических вопросов по заказам частных лиц и учреждений, поскольку промышленники зачастую не знали, куда обращаться за квалифицированной консультацией. Для более тесной связи работы науки с практикой общество устраивает экскурсии на объекты промышленного и гражданского строительства, занимается экспертизами и исследованиями по запросам крупнейших строительных фирм, разрабатывает и распространяет образцовые типы различных сооружений и технических устройств, организовывает выставки предметов внутреннего благоустройства зданий, огнестойких построек и т.п.

К началу 1896 года в обществе состоял 41 почетный член, 613 действительных (из них 145 пожизненных), 12 членов-соревнователей и 4 членов-корреспондентов. Общество зачастую старалось принимать в почетные члены известных и влиятельных людей, которые могли бы содействовать развитию науки — так, в том же 1896 году это звание было присвоено Сергею Юльевичу Витте, так как возглавляемое им Министерство финансов помогло обществу субсидией более чем в 10 тысяч рублей. Эти деньги были израсходованы в основном на издательскую деятельность. Так, в 1896 году Общество организовало 2-й Съезд деятелей по техническому и профессиональному образованию, за проведение которого император наградил многих деятелей РТО золотыми медалями, отчеканенными в честь самого царя. Обществу удалось собрать наиболее ценные доклады и выступления делегатов и издать их в виде многотомных «Трудов», поступивших в библиотеки крупнейших городов.

Сергей Юльевич Витте

Сергей Юльевич Витте. Фото:wikipedia.org

РТО по-прежнему занималось распространением инженерно-научных знаний, но в 1890-е годы в этот процесс вовлекаются далеко не только промышленники, но и самые широкие массы горожан. Так, V (Фотографический) отдел общества открыл в столице курсы, где все желающие могли освоить это новое искусство. А московское отделение общества организовало специальную опытную станцию, где демонстрировались огнестойкие материалы и конструкции. Инженеры рассказывали москвичам о том, как и из каких материалов следует возводить дома, которые могли бы выстоять в пожар. Проблема была жизненно важной — в Москве, где множество домой оставались деревянными, а в кирпичных и каменных широко использовались обычные доски и балки, пожары по-прежнему выжигали целые кварталы.  

Теперь общество рассматривало в качестве приоритета не только подготовку инженерных кадров, но и техническое просвещение рабочих. Так, 1 октября 1896 года была открыта «Низшая электрическая школа для рабочих», куда сразу же записалось 210 человек. «В Петербурге с его установками в не одну сотню тысяч ламп накаливания особенно чувствовался недостаток в хорошо подготовленных установщиках, — отмечалось в "Записках" общества. — Только при устройстве такой школы и при правильной постановке дела преподавания в ней самых необходимых электротехнических сведений можно было ожидать, что со временем будет подготовлен достаточный контингент установщиков, вполне разумно и осмысленно относящихся к своему делу».

Благодаря своей просветительской деятельности в 1890-е годы общество становится известно по всей России, и в его отделы начинают поступать письма изобретателей, описывающих свои проекты. О популярности общества не только в среде интеллигенции, но и среди просто грамотной публики говорит масса проектов, поступающих от чиновников и даже крестьян. Среди предложений и изобретений, которые различные отделы общества рассматривают в это время, фигурируют: проект землечерпательной машины титулярного советника Кузнецова, предложения о строительстве канала между Волгой и Доном крестьянина Астраханской губернии Колесникова, устройство для откачки воды из рудников и шурфов, изобретенное отставным рядовым Мелехиным из Челябинска, подводная лодка вологодского крестьянина Шамина‚ «летучий вагон» чиновника Вольфсона… Некоторые изобретения удивляют своей смелостью и в то же время реалистичностью: так, в 1898 году общество одобрило проект подводного аппарата для производства работ на большой глубине. Аппарат представлял собой этакую батисферу — герметически закрытую железную камеру с водолазом внутри и нормальным атмосферным давлением. Для работы водолаза из камеры выдвигались прутья, имеющие на концах инструменты. Как отметили эксперты общества, аппарат мог использоваться даже для прокладки телеграфных линий по дну моря — правда, несмотря на его реалистичность и полезность, его воплощение в жизнь требовало дальнейших исследований и средств и аппарат так и не был построен.

Отвергнувший революцию

В 1900 году Петров становится членом Государственного совета, что дает ему обширные полномочия для продвижения инженерных и образовательных проектов. И это очень своевременно — новое столетие несет с собой совершенно новые задачи. Начавшаяся в 1904 году Русско-японская война, например, приводит к невероятному подъему деятельности IV отдела, занимавшегося военно-морской техникой. Шокированное поражениями русской армии, РТО ставит вопрос об увеличении производства на металлургических, судостроительных и машиностроительных заводах. На своих заседаниях IV отдел, выражая мнение большинства членов РТО, обращал внимание правительства на необходимость изучения производственной мощности тяжелой промышленности России и мобилизации всех ее ресурсов для обеспечения армии всем необходимым. Общество отмечало и недостаточность технического оборудования русской армии, виной которому было, в том числе и непонимание многими военными чиновниками значения военной техники, а также их недостаточная осведомленность о состоянии и способности частной промышленности в деле выполнения заказов для фронта. Во время русско-японской войны члены IV отдела неоднократно собирались для обсуждения военных вопросов и с тяжелым чувством убеждались, что их опасениям за несостоятельность русских морских сил суждено было оправдаться. В РТО устраивались большие публичные заседания, на которых заслушивались доклады или сообщения участников операций. При обсуждении доклада «Бой у Цусимы», например, присутствовало около 600 человек: некоторые деятели РТО в сильных выражениях говорили о причинах, приведших русский флот к такому поражению, и требовали гласного суда над виновниками катастрофы.

Цусимское сражение

Цусимское сражение. Художник Емышев Владимир Сергеевич

Когда в ходе войны Россия потеряла почти весь свой броненосный флот Балтийского моря, переведенный в Тихий океан, правительство подняло вопрос о полном обновлении флота. Общее собрание членов РТО 13 марта 1905 года признало, что восстановление материальной части флота должно быть произведено средствами отечественной промышленности и возбудило соответствующее ходатайство перед правительством. В Морском ведомстве, всегда скептически относившемся к возможностям частной машиностроительной промышленности, существовало мнение, что русские заводы не в силах справиться с задачей построения флота. Кроме всего прочего, сказалось и то обстоятельство, что в конкурентную борьбу за получение заказов на строительство русского военно-морского флота оказались втянутыми и правительства заинтересованных стран (Германии, Америки, Франции, Италии) — представители иностранных компаний с помощью высокопоставленных русских сановников лоббировали интересы своих стран.

В этих условиях РТО проявило исключительную активность в мобилизации общественности в защиту прав русской промышленности. Солидарность с позицией общества проявляли и сами русские капиталисты, не останавливающиеся даже перед расходами, лишь бы добиться заказов. На средства Совета съезда металлозаводчиков Северного и Прибалтийского районов действовала специальная комиссия IV отдела общества, которая собирала сведения о производственной мощности металлургических, судостроительных и машиностроительных заводов России и при помощи статистики доказывала правительству, что страна может справиться с нуждами обновления флота исключительно силами отечественных промышленников.

Первая русская революция 1905–1907 годов существенно отразились на деятельности РТО, изменила ее характер: общество начинает больше интересоваться не собственно технологическими, а политическими вопросами, связанными с промышленной деятельностью страны. После событий Кровавого воскресенья на собрании РТО произошла бурная дискуссия, по итогам которой общество приняло решение с требованием демократических свобод. В этих условиях Николай Павлович, и ранее заявлявший, что ему, достигшему 69-летнего возраста, уже не по силам руководить обществом, объявил о сложении с себя полномочий председателя. Демократически настроенные члены общества упрекали его едва ли не в трусости, хотя было очевидно, что Петров попросту не находит свою деятельность по-прежнему полезной на фоне резко пошатнувшегося политического строя. Как бы то ни было, Русское техническое общество по заслугам оценило его вклад в свою работу: Петрову была присуждена золотая медаль общества.

Государственная и общественная деятельность Николая Павловича на этом, впрочем, отнюдь не закончилась. В 1907 году Петров становится председателем 2-го департамента Госсовета, занимавшегося вопросами экономики. В годы Первой мировой войны неподкупного Петрова назначают председателем «Верховной комиссии для всестороннего расследования обстоятельств, послуживших причиной несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения», которой было поручено расследовать проблемы со снабжением войск. Именно благодаря деятельности этой комиссии были выявлены махинации с поставками, происходившие благодаря попустительству военного министра Сухомлинова.

Между тем отставка Петрова привела к новому кризису в Обществе: с января 1905 года по декабрь 1906 года в РТО место председателя снова оставалось вакантным. Это не было случайностью: члены общества, чьи взгляды варьировались от либеральных до резко консервативных, не могли найти компромиссную кандидатуру. Будущему главе РТО предстояло не только справиться с кризисом в обществе, но и выработать новую стратегию его деятельности.

Щит и меч России Далее в рубрике Щит и меч РоссииВоздушно-космические силы обеспечат защиту России от внезапного нападения противника и создадут условия для нанесения ему неприемлемого ущерба в ответном ударе Читайте в рубрике «История» История одной аварииКрушение Ми-29КР – повод для более серьезного отношения к эксплуатации единственного авианосца ВМФ РФ История одной аварии

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»