Первопроходцы воздушных трасс
Cамолет ЦКБ-30 перед вылетом. Репродукция фотографии 1939 года. Фото: Иван Шагин/РИА Новости

Cамолет ЦКБ-30 перед вылетом. Репродукция фотографии 1939 года. Фото: Иван Шагин/РИА Новости

Как советские летчики проложили воздушный маршрут для гражданской авиации из Москвы в США

Еще в 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов первыми в мире совершили беспосадочный перелет из Москвы в США. Однако этот рекордный полет проходил через Северный полюс, то есть по маршруту, недоступному гражданской авиации.

В то время самолеты, особенно пассажирские, летали относительно невысоко. И в условиях перелета через полюс это делало их зависимыми от погодных условий, особенно быстро изменяющихся в арктических широтах. Создание же сети надежно действующих метеорологических станций и запасных аэродромов на льду Северного Ледовитого океана даже сегодня является делом трудным и небезопасным.

Поэтому для регулярных беспосадочных полетов гражданской авиации из Москвы в США и обратно требовалось найти другой, более простой для техники маршрут. Пилот Владимир Константинович Коккинаки и штурман Михаил Харитонович Гордиенко решили отправиться в полет более «южным» маршрутом по так называемой ортодромической дуге (кратчайшему расстоянию между двумя точками на поверхности шара), из России, над Финляндией, Швецией, Норвегией, Исландией, над Северной Атлантикой и Канадой до США. Оборудование такой авиатрассы для регулярного пассажирского движения самолетов стало бы более простой задачей по сравнению с маршрутом через Северный полюс.

Первый перелет по выбранному маршруту решено было пройти на подготовленном самолете ЦКБ-30 «Москва». Это была модификация бомбардировщика ДБ-3, созданного выдающимся советским авиаконструктором Сергеем Ильюшиным. Четыре года назад именно Владимир Коккинаки впервые поднял эту машину в небо.

Теперь же этот самолет был подготовлен к перелету через северную Атлантику. С дальнего бомбардировщика сняли вооружение, взамен него в бомбовом отсеке и кабине стрелка установили дополнительные топливные баки. Кабины летчика и штурмана оснастили самым совершенным в то время навигационным оборудованием. Поскольку самолеты тех лет все еще не были герметичными, а лететь предстояло на большой высоте с разреженным воздухом, то пилотов снабдили необходимым запасом жидкого кислорода с соответствующим комплектом дыхательных приборов.

Экспериментальный перелет начался ранним утром 28 апреля 1939 года. Самолет с собственным именем «Москва», пилотируемый летчиком Коккинаки и штурманом Гордиенко, поднялся в воздух со Щелковского аэродрома под Москвой в 4 часа 19 минут утра. Такое время старта было выбрано для того, чтобы весь полет шел вслед за солнцем, в дневных условиях. Этим облегчалась работа экипажа по ориентировке и определению места нахождения самолета.

На высоте более 5 км самолет прошел над Скандинавией. Но путь к Гренландии преградил мощный циклон, и самолету пришлось набрать высоту свыше 7 км. В течение многих часов летчик Коккинаки и штурман Гордиенко вынуждены были не снимать кислородные маски, находясь на большой высоте и в сплошной облачности.

На завершающем этапе пути высота полета составляла уже около 9 км, лишь усилием воли экипаж сохранял работоспособность. Ориентируясь только по приборам, летчик и штурман вели самолет к американскому континенту.

Нелетная погода над восточным побережьем США не позволила совершить посадку, как это было задумано, в Нью-Йорке. Экипаж «Москвы» изменил курс, и в наступивших сумерках 29 апреля 1939 года сумел посадить самолет с убранными шасси на небольшом болотистом островке Мискоу в заливе Святого Лаврентия.

Менее чем за сутки, за 22 часа 56 минут, Владимир Коккинаки и Михаил Гордиенко перелетели из Москвы в Америку, преодолев около 8 тысяч километров (6515 км по прямой) со средней скоростью 348 км/ч. Уже 1 мая 1939 года наших летчиков с триумфом встречали на международной выставке в Нью-Йорке, а в их адрес из Москвы пришла телеграмма, подписанная высшими руководителями СССР — Сталиным и Молотовым: «Горячо поздравляем вас с благополучным завершением выдающегося перелета Москва — Северная Америка. Ваш перелет, показал, что мужественные отважные советские летчики могут успешно решать труднейшие задачи мировой авиации. Обнимаем вас, желаем здоровья и крепко жмем ваши руки».

Так впервые в мире был пройден воздушный путь, уже во второй половине XX века ставший маршрутом регулярных пассажирских перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. Беспосадочные перелеты гражданского авиатранспорта по маршруту, проложенному 29 апреля 1939 года экипажем Коккинаки и Гордиенко, начались с 1959 года и продолжаются в наши дни.

«Барсук» встает на крыло: как поднялся в небо легендарный Ту-16 Далее в рубрике «Барсук» встает на крыло: как поднялся в небо легендарный Ту-16Как создавался один из самых знаменитых и долгоживущих русских бомбардировщиков эпохи холодной войны Читайте в рубрике «Наука и технологии» Орден Святого Георгия: два с половиной века знаку высшей доблестиИстория и примечательные факты о первой и самой весомой воинской награде в России Орден Святого Георгия: два с половиной века знаку высшей доблести

Комментарии

02 мая 2016, 21:54
Мужества летчикам не занимать. в другой стороны . а какой у них был выбор?Никакого. они знали изначально на что шли. Без героизма. небо освоить человеку было не под силу.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»