От квадрокоптеров до беспилотных самолетов
Беспилотник БЛА Aerob A2V. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

Беспилотник БЛА Aerob A2V. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»

Самые интересные беспилотники выставки «Интерполитех-2015»

Характерной приметой нашего времени стало использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для решения широкого круга задач. Целая плеяда новых дронов дебютировала на XIX Международной выставке средств обеспечения безопасности государства и личности «Интерполитех-2015».


Беспилотные летательные аппараты, или дроны (англ. drone — трутень) в зависимости от массы, времени и высоты полета подразделяются на классы: микро (до 10 кг, до 1 часа, до 1 км), мини (до 50 кг, несколько часов, до 3–5 км), миди (до 1000 кг, 10–12 часов, до 9–10 км) и тяжелые (высота полета до 20 км, время полета – 24 и более часов).


Российская фирма «НЕЛК» представила уже известные и новые разработки. В числе первых следует отметить комплекс воздушной разведки на базе БЛА вертолетного типа (НЕЛК-В6) и экспериментальный аппарат вертикального взлета с бортовой энергетической установкой на топливных элементах (НЕЛК-В8).

НЕЛК-В6 предназначен для решения комплекса задач в интересах силовых структур и гражданских ведомств. При взлетной (собственной) массе 7 (до 3) кг БЛА может совершать полет на высоте до 500 м, преодолевая до 10 км в течение около 40 минут. НЕЛК-В8 с бортовой энергетической установкой на низкотемпературных топливных элементах при взлетной массе до 12 кг с целевой нагрузкой 3 кг может решать задачи со скоростью до 50 км/ч на аналогичной высоте в течение 12 часов.

Премьерами производителя стали комплексы воздушной разведки и радиолокационного обнаружения на базе БЛА самолетного и вертолетного типа. Так, беспилотный самолет «НЕЛК-С3» массой до 2,5 кг с электродвигателем при скорости 70–120 км/ч может действовать на высотах до 3000 м в течение до 60 минут. Коптер «Ротор» массой до 3 кг оснащен РЛС, которая обеспечивает круглосуточную радиолокационную разведку местности и подвижных объектов на дальности до 10 км с передачей информации о них по радиоканалу на удаление до 5 км. БЛА со скоростью до 50 км/ч при оснащении бортовой энергетической установкой может летать на высотах до 1500 м в течение 5 часов.

В то же время многофункциональные комплексы — БЛА самолетного и вертолетного типа от компании «Плаз», оснащенные электрическими двигателями, — в зависимости от характеристик могут вести фото-, видео- или тепловизионную разведку («Грифон-02») и 3D-картографирование местности («Грифон-11», «Грифон-12») на дальности 15–90 км в течение до 3 часов. Коптеры поскромнее — «Грифон-41» и «Грифон-07» — способны выполнять аналогичные задачи на дальности 5–15 км в течение 30–60 минут.

Комплекс с БЛА самолетного типа тяжелого класса «Кайра», продемонстрированный ООО «РТИ Аэрокосмические системы», обеспечивает мониторинг ледовой обстановки, рыбных запасов, газо- и нефтепроводов, ЛЭП, объектов повышенной опасности, а также проводит аэрофотосъемку и разведку полезных ископаемых. Для передачи информации комплекс «Кайра» оснащен спутниковой радиосвязью. Обладая массой до 1500 кг, он может летать со скоростью до 300 км/ч на высотах до 8000 м и с полезной нагрузкой на борту в 230 кг может находиться в воздухе до 35 часов.

Комплексы дистанционного наблюдения с БЛА серии «Гранат» представило ООО «Ижмаш – Беспилотные системы». Это носимый и возимый варианты с беспилотниками «Гранат-1-Э» и «Гранат-4-Э» (поставляются для нужд Минобороны), а также комплекс с БЛА «Тахион». По данным разработчика, последний предназначен для круглосуточного сбора информации в труднодоступных условиях на дальности до 40 км, дистанционного обнаружения подвижных и неподвижных объектов, в том числе человека, а также ретрансляции информации и сигналов управления. При взлетной массе до 7 кг БЛА может действовать на высотах до 4000 м со скоростью до 100 км/ч в течение не менее 2 часов. В условиях прямой радиовидимости радиус применения составляет не менее 40 км.

По словам представителя компании Евгения Зайцева, в конце 2015 года начнутся испытания БЛА-конвертоплана «Гранат-5» вертикального взлета и посадки. Аппарат массой 7 кг, который сможет нести нагрузку до 1 кг, создается для спецподразделений ВМФ. Конвертоплан с поворотными двигателями, работающими как в вертолетном, так и самолетном режимах, планируется предложить войскам в 2016 году.

Беспилотный летательный аппарат «Оса» на Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2015» в Москве

Беспилотный летательный аппарат «Оса» на Международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2015» в Москве. Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости

О новейшей инициативной разработке ZALA Aero Group «Русской планете» рассказал представитель отдела геодезии Александр Кострица. По его словам, БЛА под условным названием 421-Е5 предназначен для мониторинга обширных территорий в зонах чрезвычайных ситуаций, патрулирования и решения других задач. Беспилотник с размахом крыла 5 м может нести до 5 кг полезной нагрузки и летать в течение 7 часов на дальность до 150 км на высотах 1000 м и выше. Аппарат уже привлек внимание специалистов МЧС, Минобороны и Пограничной службы ФСБ России.

В свою очередь в экспозиции МЧС России был представлен БЛА самолетного типа Aerob A2V с корпусом в виде трубы, внутри которой на выдвижной платформе находится электродвигатель с элементами питания и полезная нагрузка. По словам Виталия Ковынева, замгендиректора компании «Аэроб», конструкция обеспечивает быструю смену нагрузки и замену элементов питания. БЛА взлетной массой 6,5 кг на скорости до 120 км/ч может действовать на высотах и дальности в 50–150 м и до 50 км соответственно в течение 3 часов. Аппарат способен летать в автоматическом режиме по определенному маршруту и возвращаться в заданную точку.

Еще один беспилотный самолет — БС-103 вертикального взлета и посадки — выполнен в виде конвертоплана с корпусом из композитных материалов. Как пояснил главный конструктор ОАО «Рекорд-Электроникс» Сергей Александров, аппарат массой до 11 кг способен нести 1,3 кг полезной нагрузки. Время полета по-«вертолетному» и «самолетному» составляет 30 и до 150 минут соответственно, а горизонтальная скорость на высотах 300–2000 м может достигать 80–100 км/ч. По словам Александрова, планируется увеличить высоту полета до 3000–5000 м, полезную нагрузку до 3 кг, а также время «зависания» в одной точке. Выбор такой схемы обусловлен спросом на БЛА, которые способны без дополнительных устройств самостоятельно взлетать и садиться в необорудованных местах. В настоящее время аналогов выбранной схеме, по словам конструктора, в России нет.

О новейших французских аппаратах тактического назначения на стенде ООО «Компания «ПИК ПБА» рассказал Люсьен Марселлет. БЛА «Оса» вертолетного типа с двумя соосными винтами при собственной массе до 16 кг может нести 15 кг полезной нагрузки и со скоростью до 80 км/ч летать на высотах и дальностях до 3000 м и до 25 (120) км соответственно в режиме дистанционного управления (автономно). БЛА оснащен уникальным газотурбинным двигателем с минимальным уровнем шума.

Между тем самолет «Коршун» с толкающим винтом и корпусом из композитных материалов может использоваться и в беспилотном, и в пилотируемом режимах. При массе 550 кг «Коршун» со скоростью 340 км/ч способен нести 250 кг полезной нагрузки (или 2 пилотов) на дальность до 1200 км и действовать на высотах до 6800 м.

Целое семейство беспилотных авиационных комплексов с БЛА типа «Бусел» показал Физико-технический институт Национальной академии наук (ФТИ НАН) Белоруссии. Аппараты самолетного типа массой 6–14 кг на скорости 40–120 км/ч могут находиться в воздухе 60–150 минут и проводить видеомониторинг с высот 1500–5000 м на дальностях 20–50 км, в то время как БЛА дальнего действия типа «Буревестник» могут наблюдать за местностью и подвижными объектами с передачей информации на дальности до 300 км. При массе 180–300 кг и скорости полета 80–220 км/ч они способны функционировать на высотах 200–5000 м в течение 4–10 часов.

НТЦ «Юрион» показал БЛА — ретранслятор для радиосвязи, созданный радиоинженерами. При массе 3,5 кг он может нести полезную нагрузку массой до 530 г. Аппарат способен действовать на высотах 60–3000 м со скоростью 70–120 км/ч в течение 45 минут.

В числе других беспилотников заслуживают внимания БЛА «Эра-100» фирмы Aeroxo и беспилотники вентиляторного типа вертикального взлета и посадки НПП «ОМВ». Первый представляет собой конвертоплан взлетной массой 18/25 кг, который может со скоростью 150–200 км/ч действовать на дальность до 120 (1000) км на аккумуляторах (с генератором) в течение до 48 часов. Беспилотники ОМВ семейства air нового поколения отличаются сочетанием высокой грузоподъемности и большой продолжительности полета. Они компактны, быстро приводятся в рабочее состояние, отличаются повышенной маневренностью и простотой управления.

Словом, отечественных интересных новинок было показано великое множество. Специалист в области беспилотных летательных систем Денис Федутинов считает, что тенденция продвижения в России иностранных БЛА под отечественными брендами, которая появилась было несколько лет назад, сегодня сошла на нет. Нынешняя геополитическая ситуация, по его словам, поспособствовала увеличению числа своих разработок в этой области. По прогнозу Федутинова, теперь сотрудничество с иностранными разработчиками БЛА будет двигаться, скорее, в сторону глубокой локализации производства их аппаратов здесь и передачи ими технологий в рамках этого сотрудничества.

  • Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
  • БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
1 / 6
Крупнее
подсказка закрыть листать
Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
Ретранслятор НТЦ Юрион. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
БЛА Оса. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
БЛА конвертоплан БС-103. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
БЛА компании НЕЛК. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
БЛА Кайра. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
БЛА Грифон-12. Фото: Анатолий Соколов / «Русская планета»
1 / 6
Под девизом «Наука и беспристрастие» Далее в рубрике Под девизом «Наука и беспристрастие»24 мая 1866 года состоялось первое собрание Императорского Русского технического общества

Комментарии

01 ноября 2015, 22:28
прорыв конечно в этом направлении сумасшедший, на уровне мобильной связи в начале нулевых
02 ноября 2015, 15:57
Мир не стоит на месте, это верно. Радует, что мы всё же сумели вклиниться в этот процесс, не остались на задворках, как вполне могло бы получиться, если бы Ельцин не крякнул...
Только вот куда нас заведет этот самый прогресс...? Правильной ли дорогой идем, товарищи...?
Беспилотник "БЛА-БЛА-БЛА"...
02 ноября 2015, 09:34
Скоро дроны уменьшатся до таких размеров, что от настоящих трутней их будет непросто отличить. Сидишь такой в лесу, делишься интимом с дамой, и не подозреваешь, что с соседнего цветка за твоими утехами целый чат наблюдает улыбка
02 ноября 2015, 12:30
Следующий этап развития - защита от этих технологий, типа зенитных кодексов Аль-Эфесби)))
05 ноября 2015, 14:07
да эти пелевинские разработки должны помочь, но нужен программист чтобы ввел эти коды в иностранные прошивки, тут уже наша разведка должна поработать
02 ноября 2015, 16:00
Не знаю как там насчет срытой трансляции чьих-то любовных утех в формате "реалити-шоу", а вот в военном плане это будет действительно революция...!
Очень тревожный вектор развития технологий..!
04 ноября 2015, 20:34
В интернете уже сейчас можно найти и приобрести разного рода миниатюрные устройства слежения. Правда , это незаконно. но молодежь это не пугает и они покупают такие гаджеты для развлечений.
02 ноября 2015, 13:21
Очень хорошо развивается в стране военная беспилотная авиация, а гражданская в это время в полнейшем застое, а малая авиация вообще почти полностью уничтожена.
02 ноября 2015, 22:07
Читая все это, не перестаю удивляться, насколько быстро то, что вчера ещё считалось далеким будущим, предстаёт вполне реальным настоящим! Так и до восстания машин недалёко, если они действительно столько всего умеют...
06 ноября 2015, 12:05
Не знаю как там насчёт "восстания машин", но если анализировать более реально, то взлом кодировки хакерами потенциального противника конечно же представляет серьёзную угрозу как минимум утечки информации...
Но что поделать - прогресс диктует свои правила игры...
06 ноября 2015, 12:01
В технических характеристиках малых БПЛА заметен один существенный недостаток - низкая скорость и малая дальность полёта (последнее в особенности).
Возможно, есть смысл улучшить данные характеристики за счёт комбинирования в конструкции БПЛА принципов "свободного планирования"...?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»