«Мы будто отталкиваемся от воздуха»
Аэросани набирают скорость до 130 км/ч. Фото: Павел Лавров / «Русская планета»

Аэросани набирают скорость до 130 км/ч. Фото: Павел Лавров / «Русская планета»

Как в Кузбассе создали первые в России аэросани, которые уже взяли на вооружение подразделения МЧС

Аэросани — необычный транспорт, который прославил Кемеровскую область. Уникальная разработка кузбассовцев — новая разновидность болотохода. Разработчик Михаил Минаев показал «Русской планете» инновационное производство и рассказал, как он готовится к экспедиции на Северный полюс. 13 ноября 2014 года «Аэросани» завоевали высшую награду на региональном конкурсе качества в рамках программы «100 лучших товаров России».

Рокот винтов почти не слышен: у кабины под алюминиевыми листами — толстый слой изоляции. А скорость ощущается. У этих санок есть спидометр, и его стрелка подбирается к отметке 130 км/ч. Снежная гладь сливается в белое полотно, на котором уже не заметны отдельные кочки и овраги. Только лес маячит впереди. Горизонт чуть покачивается.

—  А где тормоза? — интересуюсь на всякий случай, радуясь, что у пассажирского кресла имеется ремень безопасности.

— Нет тормозов. Тормоза конструкцией не предусмотрены, — отвечает пилот, показывая под ноги. Педаль газа — точь-в-точь как в машине, но она одна.

Поворот руля, на который увесистая конструкция отзывается на удивление легко и послушно, — и заиндевелый лесок остается за правым бортом. Силуэты отдельных деревьев становятся чуть смазанными и сливаются друг с другом.

—  Главное, забыть все автомобильные навыки вождения и в повороте дать газу. И чем больше автомобильный стаж у человека — тем сложнее ему переучиваться. Все моторные реакции тела, все эти отработанные рефлексы так и кричат: тормози! Не газуй! Но здесь принцип управления другой — мы как будто отталкиваемся от воздуха, понимаешь? И нам надо посильнее оттолкнуться, чтобы резче повернуть, — объясняет Михаил Минаев. Он производитель, идейный вдохновитель и пилот «Нерпы». — А вот кто водил когда-нибудь водометные катера, те легко схватывают принцип управления. Аэросани чуть тяжелее, конечно.

На прямых отрезках «Нерпа» набирает скорость. Канавы — перепрыгивает. Позади остается едва заметный след. Когда аэросани выходят на глиссер, они скользят по поверхности, едва касаясь ее. На льду и на плотном насте эти касания так нежны, что следов не остается вовсе. В поворотах воздушная струя поднимает позади саней красивый веер снежного крошева. После прыжков облако снежинок на мгновение окутывает аэросани целиком.

«Нерпа», с одной стороны, — это гибрид саней, самолета, грузового автомобиля. С другой — совершенно самостоятельный вид транспорта, имеющий даже свою строчку в классификации Ростехнадзора. Это не судно, хотя прекрасно ощущает себя на воде. Это не самолет — хотя движется за счет тяги пропеллером.

— Кто впервые видит нашу машину, часто путает ее то с аэролодками, то с судном на воздушной подушке. Но это неправильно. Это все из-за внешнего сходства. А ведь нынешние аэросани избавлены от большинства недостатков своих предшественников. Они так и появились — в процессе избавления от всех этих недостатков.

— Что значит — так и появились?

— Все началось на самом деле с обычной аэролодки. Только сзади не тот мотор, что винтом в воду опускается, а воздушный пропеллер. Но мне категорически не нравилось, что днище не защищено. Придумал монолыжу. Она надежнее. Поставил. Стало лучше, но трясло безбожно. Пришлось изобретать — как приподнять кабину над лыжей и поставить на амортизаторы… Вот в таких поисках, методом проб и ошибок, и пришли к тому, что имеем сейчас. Получилась оригинальная конструкция. Все кулибинские инженерные решения запатентованы.

Производство кузбасских аэросаней — это небольшой завод. Во дворе, напротив цеха стоит, упираясь лыжей в стальные стопоры, «Нерпа». Побольше той, что участвовала в тест-драйве.

Аэросани «Нерпа» и их создатель

Аэросани «Нерпа» и их создатель. Фото: Павел Лавров / «Русская планета»

— Обкатка это, — объясняет Михаил. — Каждая новая машина у нас должна 50 моточасов отработать.

Заходим в кабину, там пилот сверяется с бортовыми приборами.

– 28 часов уже оттарахтела. Без сбоев, — он нажимает на педаль газа, продувает турбину, и «Нерпа» вздрагивает. Приподнимается, будто ей не терпится показать, на что она способна.

— Как удается соблюдать баланс между весом, мощностью, прочностью?

— Двигатель — 300 лошадей. Новый, камазовский. Винт — двойной, наша разработка, тяга в 2,5 раза эффективнее, чем у обычного. Конструкция легкая за счет того, что мы используем те же принципы, что в самолетостроении. То есть, у нас армированный каркас, на который крепится легкая обшивка. Рама несет основную нагрузку, значит, сам корпус можно облегчать. Материал монолыжи — пластик, причем современный: прочный, воду в себя не впитывает, крепкий. Мы практически каждый узел перетряхнули, чтобы сделать его эффективнее, безопаснее, легче, проще.

— Вы постоянно говорите «мы» — кого имеете в виду?

— Ну, сначала я один работал как энтузиаст-самоучка, — рассказывает Минаев. — Потом единомышленники нашлись. Сейчас у меня команда — 15 человек. Делаем аэросани. Кто-то руками работает — мастера. Кто-то испытывает новинки. Очень квалифицированный инженер, на нем все расчеты по конструкциям. Тот этап, когда мы работали только по-кулибински, наугад, на интуиции и смекалке, уже прошел. Сейчас все по науке делаем.

— Так получается, у вас конструкторское бюро?

— У нас люди с мозгами, которые любую смекалистую идею могут обдумать, просчитать, довести до проекта, а потом воплотить. Например, нижний, защитный слой монолыжи. Когда-то это были обычные пластиковые трубы из армированного полиэтилена, вроде водопроводных. Мы их сначала привязывали снизу и вдоль, чтобы, если об камень удариться, отпружинить. Потом додумались: если их между собою спаять, получится гораздо прочнее. Сейчас мы без опаски можем на скорость и по речному перекату пройти, и по ледовым торосам, и по каменистому берегу, и по болоту. На скорости 130 км в час бьем в камень — не пробивает! Скользя, удар уходит. Были в экспедиции на Тайдоне — это горная речка в Кузбассе: прибрежные скалы крошатся, и камни в воде с кромками, как бритва, острыми. Все пропарываются. «Нерпа» прошла.

— Они вообще могут застрять?

— Могут, — кивает разработчик. — Можно загнать их на очень крутой склон. Или в кусты, или в камни. Зажать между деревьев в каком-нибудь лютом буреломе.

— А вытолкать их при этом можно?

— Руками — нет. Арктический вариант «Нерпы» без груза, но с топливом весит около 2 т. Но у нас в комплект недаром входят лебедки.

Арктический вариант аэросаней — модификация специально для суровых условий Заполярья. Теплоизоляция позволяет при минимальных затратах на обогрев неделями жить в кабине. Топливная система оснащена подогревом. Вместо обычных смотровых стекол — специальные стеклопакеты. Конечно, необходимо учитывать «заполярные условия» и при выборе топлива. В центральных областях есть «летний» и «зимний» варианты топлива. И в межсезонье, когда на заправках они, бывает, смешиваются в емкостях, при первых морозах с дизельными двигателями случаются проблемы. На Севере система другая. Там топливо по умолчанию морозоустойчивое. А бензин завозят редко. Транспорт — тягачи, грузовики, тяжелая техника, тракторы, джипы. Так что, когда выбирали двигатель для Заполярья, даже не сомневались — только дизель. Да он и мощнее.

Кузбасские аэросани благодаря уникальным характеристикам успели зарекомендовать себя по всей России. Их охотно берут на вооружение подразделения МЧС. Используют в работе при паводке, при доставке грузов в отдаленные поселки, в качестве мощного и экономичного транспортного средства в тайге, тундре, степях.

— Почему у нас в регионе у спасателей таких машин нет? Они про них не знают?

— Знают. Пробовали, катались, хвалили. Даже загорелись идеей. Но до сих пор так и не сподобились. Странно получается — для всей страны производим, а у себя не пользуемся. Как сапожники без сапог, честное слово. Но ничего, на полюс сходим — про нас все узнают.

Проект кузбасской экспедиции на Северный полюс — новая мечта Михаила. Он уверен, что его арктические сани смогут достичь самой северной точки Земли и вернуться обратно за две недели. Сейчас идет этап согласований, получения разрешений, поисков спонсора.

— Почему на полюс тяжело добраться? Там то лед, то вода, полыньи, все это перемещается, тает, течет, плывет. Ледоколу нужно разбивать лед и расчищать себе воду. Наземному транспорту — хоть собачьей упряжке, хоть автомобилю — искать путь в лабиринте полыней, ледовых трещин, торосов. Аэросани по любой поверхности проскакивают, скользя. Полынья? Тонкий лед? Мы их не замечаем, едем напрямик!

«Штора» проблему не решит Далее в рубрике «Штора» проблему не решитТребуемая живучесть бронетанковой техники в современных условиях может быть обеспечена только комплексным применением различных средств защиты

Комментарии

28 февраля 2016, 22:35
Интересно, а какой запас хода у аэросаней? Может с Мурманска своим ходом до северного полюса доедет? Хотя волны большие могут технику загубить мне кажется.
29 февраля 2016, 12:24
Сначала из Кузбасса до Якутска, потом на оленьих упряжках до Воркуты, там дозаправка, марш-бросок до Архангельска, потом на собаках до Мурманска, а оттуда - вплавь до Шпицбергена!
Так победимЪ шпийонов из НАТО, не дадим полярных медведей в обиду! ))
29 февраля 2016, 16:53
Фантастика, маршрут шикарен, предлагаю уже сейчас начинать рекламную акцию по привлечению спонсоров.
28 февраля 2016, 22:43
Идёшь так по полю, а с горки аэросани летят на скорости 130 км/ч, при не самой хорошей видимости зимой. серьезное оружие)
29 февраля 2016, 12:21
Суровый аппарат. Складывается впечатление, что именно на таком приезжает тот самый Человек из Кемерова, который "молча придёт и поправит всё"...))
29 февраля 2016, 17:04
любил, раньше, сейчас он старенький для таких трюков
29 февраля 2016, 17:39
Ребята молодцы! Хоть кто-то в России занимается делом. Остальные пилят бюджетные деньги и бухают лежа на диване рассуждая о политике при этом поливая всех грязью.
29 февраля 2016, 17:43
Классная идея доехать до северного полюса, это был бы мировой рекорд.
01 марта 2016, 11:11
Чего только не придумают, лишь бы дороги не строить)))
02 марта 2016, 16:41
Зачем строить дороги и тратить милиарды если сама природа строит дороги реки, озера весь север состоит из таких дорог!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»