«Первые ласточки» реактивной авиации
Первый истребитель Миг-9. Фото: modernweapon.ru

Первый истребитель Миг-9. Фото: modernweapon.ru

70 лет назад совершили свой первый полет реактивные истребители МиГ-9 и Як-15.

С начала XX века развитие авиации шло поистине семимильными шагами. Если на заре авиастроения, в 1910-х годах, скорость самолетов составляла около 100 км/ч, то через тридцать лет — уже более 500 км/ч. Однако к началу 1940-х стало понятно, что «винтовая» авиация достигла предела своего развития. Применяемые на ней поршневые двигатели не позволяли летать быстрее, чем со скоростью 700-800 км/ч. Для дальнейшего прогресса были необходимы принципиально новые технические решения, поэтому во многих странах велись разработки реактивных двигателей. В 1943-44 годах реактивные самолеты появились в Англии, США и Германии. В конце Великой Отечественной войны наши летчики встречались в воздухе с вражескими самолетами на реактивной тяге. Известен случай, когда 19 февраля 1945 года прославленный советский летчик-ас Иван Никитович Кожедуб на винтовом истребителе Ла-7 сбил немецкий реактивный истребитель Ме-262.

После войны советское руководство решило ускорить разработку реактивных самолетов, чтобы не допустить отставания нашей авиации от ВВС вероятного противника. Ведущим конструкторским бюро было поручено создать реактивный истребитель для советских ВВС. Помогало в работе то, что трофейные германские реактивные самолеты были хорошо изучены, а в распоряжении конструкторов были немецкие реактивные двигатели. ОКБ Артема Ивановича Микояна занималось разработкой сразу двух самолетов, оснащенных авиационными двигателями BMW. Главная разница между ними заключалась в том, что в одном (названном «И-260») два двигателя помещались под крыльями, а в другом («И-300») они находился прямо в фюзеляже, в нижней его части. В ходе работы было принято решение отказаться от варианта с двигателями на крыльях и оставить прототип «И-300», который в дальнейшем стал называться МиГ-9.

Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев, хотя считал немецкие двигатели устаревшими, тем не менее для ускорения работы использовал двигатель Jumo, который ставили на германские перехватчики «Мессершмит» и «Юнкерс». В качестве прототипа в ОКБ Яковлева взяли серийный истребитель военного времени Як-3. Как и у микояновского самолета, двигатель в в новом ЯК-ЮМО (так, по марке двигателя первоначально назывался истребитель), поместили в самом фюзеляже. Впоследствии самолет переименовали в Як-15.

Сейчас это кажется непривычным, но в обоих случаях — и у МиГ-9, и у Як-15 —сопло двигателя находилоcь не в конце фюзеляжа, а под кабиной пилота, так что струя выходящих газов задевала за обшивку, «доставала» до заднего колеса. Поэтому, чтобы предохранить корпус от раскаленной газовой струи, пришлось предусмотреть специальный теплозащитный экран, который должен был уберечь обшивку от возгорания.

Конструкторы обоих ОКБ — А.С. Яковлева и А.И. Микояна, хотели первыми закончить разработку реактивного самолета. Однако и МиГ-9, и Як-15 вышли в первый испытательный полет в один и тот же день — 24 апреля 1946 года, с разницей всего в пару часов (истребитель Микояна взлетел в 11 часов 12 минут, Яковлева – в 13-56).

Хотя новые истребители по своей конструктивной схеме мало отличались от поршневых самолетов, замена двигателя на реактивный значительно, более чем на 200 км/ч повысила максимальную скорость. В ходе испытаний было установлено, что наибольшая скорость Як-15 составляла у земли — 770 км/ч, на высоте 5 км — 800 км/ч, скорость МиГа  у земли – 864 км/ч, на высоте 5 км — 910 км/ч.

18 августа 1946 года МиГ-9 и Як-15 приняли участие в первом послевоенном авиационном параде в Тушино, посвященном Дню Воздушного Флота. Полеты прошли успешно, и на следующий день конструкторов А.И. Микояна и А.С. Яковлева вызвали в Кремль. По прямому указанию Сталина им было поручено изготовить для участия в параде 7 ноября 1946 года по пятнадцать МиГов и Яков. Самолеты были сделаны в «облегченном» варианте (без вооружения, без бронезащиты, без части радиоборудования), но вылет на парад не состоялся из-за густого тумана, который окутал столицу в тот день.

Впоследствии Як-15, который был простым в освоении даже для начинающих летчиков, стал учебно-тренировочной машиной, на которой пилоты переучивались с поршневых на реактивные истребители. А МиГ-9 пошел в серию как боевой самолет. Як-15 производили в Тбилиси, с 1946 по 1948 год было построено 280 этих истребителей. МиГ-9 производился в серии на авиационном заводе в Куйбышеве (теперь — Самара).  Всего в 1946-48 годах было выпущено 602 МиГ-9. Уже в начале 1950-х годов эти самолеты были сняты с вооружения, им пришли на смену более совершенные машины.

Первые реактивные истребители положили начало промышленному производству реактивной авиации в нашей стране. Они сыграли важную роль на начальном этапе холодной войны, когда у Советского Союза еще не было ядерного оружия. В то время МиГ-9 и Як-15 показали всему миру, что у советских ВВС есть реактивные истребители — эффективное оружие против бомбардировщиков вероятного противника.

Ноу-хау специального назначения Далее в рубрике Ноу-хау специального назначенияПередовая экипировка для силовых структур была показана в Москве

Комментарии

30 апреля 2016, 21:49
Ужасные Юнкерсы и Мессершмиты отплатили нам за боль и страдания тысяч людей шагом вперед в развитии авиации реактивной авиации.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»