Истребитель шестого поколения: близкое далекое
Российский многоцелевой истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Российский многоцелевой истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Еще не принят на вооружение перспективный комплекс фронтовой авиации Т-50, а в России начались работы по созданию истребителя шестого поколения

Разговоры о работах над истребителем шестого поколения получили официальное подтверждение. На совещании по развитию российской боевой авиации 2 марта в компании «Сухой» были озвучены данные о разработках такого самолета в пилотируемом и беспилотном вариантах. После мероприятия об этом заявили вице-премьер Дмитрий Рогозин и главком Воздушно-космических сил (ВКС) России Виктор Бондарев. Обосновав необходимость таких работ: «Если мы сейчас остановимся, то остановимся уже навсегда», – генерал-полковник Бондарев отметил, что создаются самолеты «… и шестого, и, наверное, седьмого» поколения. По его словам, беспилотные истребители могут быть созданы в России уже через три года.

Казалось бы, в ситуации незавершенности работ с перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА) и известном как Т-50, говорить о следующем преждевременно. Однако взгляд за «горизонт» – общемировая тенденция, двигатель развития существующих и создания перспективных технологий. Наконец, это гарантия того, что Россия останется в «пуле» мировых лидеров и не скатится до уровня «банановой» республики с потерей национального достоинства.

Оптимистов это вдохновляет, скептики упорствуют в своих сомнениях относительно достижения поставленных задач, а прагматики высказывают осторожные прогнозы и предложения для решения последних. Правоту каждого из них в нынешних, весьма непростых экономических условиях оценить сегодня непросто, ибо каждое мнение, как правило, обоснованно. Но одно можно сказать определенно — истина находится где-то посередине.

Оптимисты

Одним из «вдохновляющих» доводов служит вышеприведенное и достаточно емкое высказывание главкома ВКС Виктора Бондарева. Действительно, в авиастроении перспективные работы стимулируют создание новых материалов, технологий и продвинутых конечных изделий. Авиапром, как локомотив всей нашей промышленности, аккумулирует новейшие научно-технические достижения, которые затем внедряются в другие народно-хозяйственные отрасли и нашу повседневную жизнь.

В свое время именно активные работы в авиации вывели нашу страну в лидеры мирового авиастроения, стали основой победы в Великой Отечественной войне. И сегодня в этой области мы – на равных с другими ведущими странами.

Во время стыковки элементов фюзеляжа самолета Sukhoi Superjet 100 на предприятии «Сухой». Марина Лысцева/ТАСС

Скептики

Но есть причины, которые вызывают скепсис относительно планов и возможностей по развитию нашей боевой авиации, авиапрома в целом. В первую очередь, это связано с нашим многофункциональным истребителем пятого поколения Т-50. Чаще всего звучит вопрос: когда же самолет поступит на вооружение наших ВКС со своим собственным двигателем, а не его аналогом?

Заявления о поступлении в войска первых серийных истребителей Т-50 в 2017 году, не единожды ранее повторенные, оптимизма у скептиков не вызывают. Возможно, их точку зрения изменило бы периодическое освещение обнадеживающих результатов работ в этом направлении. В частности, такое. После совещания в компании «Сухой» было объявлено о завершении испытаний ПАК ФА, который первый полет с собственным двигателем второго этапа (изделие 30) должен осуществить в 2018 году. Всего же в период до 2020 года военные должны получить 55 истребителей пятого поколения.

Не добавляют веры в наш авиапром и заявления, которые через некоторое время дезавуируются. Так, однажды было заявлено о том, что перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) будет, чуть ли не гиперзвуковым. Но буквально через несколько дней после этого представитель дальней авиации уточнил, что перспективный самолет будет дозвуковым.

На фоне имеющихся успехов в создании боевых самолетов и вертолетов, скептики указывают на достаточно плачевную ситуацию в области гражданской авиации. Подавляющее большинство ее самолетов, в основной массе не новых, «прилетели» к нам из-за границы. Нет особых оснований считать, что они  появились у нас по принципу: «на тебе Боже, что нам негоже», тем не менее их доминирование на внутренних и внешних трассах российских авиакомпаний — весьма веская причина для скепсиса относительно возможностей по производству собственных самолетов.

В результате звучат вопросы типа, а где же наши знаменитые гражданские самолеты марки «Ту», «Ил», «Як»? Почему принято решение привлекать зарубежных пилотов для работы в России, а внедрение отечественных разработок всячески тормозится? И это лишь некоторые из многих. На такие вопросы обнадеживающих ответов нет, что и не позволяет скептикам перейти в другую «весовую» категорию.

Прагматики

Можно предположить, что эта категория наиболее близка к истине и занимает «золотую» середину. Поддерживая первых, они трезво оценивают существующее положение, и, соглашаясь со вторыми по некоторым вопросам, указывают наиболее приемлемые, с их точки зрения, пути устранения причин для скептицизма. Базой для прагматиков и их подхода к оценке положения дел в авиапроме является принцип достижения желаемого с учетом реально существующих для этого возможностей.

Надо полагать, что именно их оценки и предложения должны лежать в основе принимаемых решений и действий по дальнейшему развитию российского авиапрома. В противном случае конечным результатом будут завышенные или вовсе неоправданные государственные траты, потери приоритетов, перспективных направлений и проектов. А такие примеры есть как в секторе боевой, так и гражданской авиации. Указывая на «тонкие» места прагматики тем самым дают направления совершенствования и устранения недостатков.

Так, упор на развитие, несомненно, эффективных, самолетов семейства «Су», в свое время перекрыл «кислород» для развития линейки легких самолетов-истребителей типа «МиГ». Однако практика показала, что это одно из перспективных направлений в развитии боевой авиации. Примерно та же ситуация наблюдается и с самолетами КБ «Бериева».

Еще больше нарушений реальных подходов к созданию новых образцов прагматики отмечают в области гражданской авиации. Достаточно вспомнить, какие усилия и средства были затрачены на создание и продвижение российского ближнемагистрального самолета «Суперджет-100» (Sukhoi Superjet 100, SSJ 100). Но ожидаемого прорыва в этой области, солидных заказов на его производство и улучшения ситуации на внутреннем рынке авиаперевозок так и не произошло. Этот пример в совокупности с вышесказанным о самолетах типа «Ту», «Ил», «Бе», «Як» и другими — ярко подтверждает верность оценки ситуации прагматиками и выработку соответствующих ей рекомендаций.

В качестве итога

Вывод очевиден — работа над истребителем шестого поколения объективно необходима. В противном случае мы опять окажемся в роли догоняющих, как получилось с электроникой. Но следует помнить, что любая новая разработка требует соответствующего и, как правило, немалого финансирования. В нынешней ситуации это один из самых главных «камней преткновения». Сегодня необходимо при минимальных государственных затратах на конкурсной основе обеспечить возможность участия в этой работе всем, кто способен внести реальный вклад. Лишь после выбора отвечающего требованиям заказчика проекта обеспечить его государственное финансирование при строгом соблюдении назначенных сроков исполнения. Получение госзаказа на создание конкретного образца должно стать «наградой» и стимулом для всех в равной степени.

Что касается вероятного облика истребителя шестого поколения, то и здесь есть смысл прислушаться к доводам прагматиков. В концентрированном виде его выразил Павел Иванов, главный редактор издания «Авиапанорама». Он считает, что «суперперспективный комплекс ФА (СПАК ФА)», как он условно называет новый будущий комплекс для фронтовой авиации, «должен быть беспилотным …». Однако текущий «технологический уровень позволяет рассчитывать скорее на двухвариантный СПАК ФА», который позволит «часть боевых задач решать беспилотным, а часть — пилотируемым самолетом. Такое решение уже было озвучено, и в его основе — глубокий здравый смысл».

Иванов считает, что «СПАК ФА» должен быть «существенно легче, а также и дешевле ПАК ФА», что является одним из «естественных условий для создания в реальные сроки парка самолетов значимой для национальной обороны численности».

Кроме того, необходимо учитывать уже имеющийся опыт. По мнению Иванова, важно не наступать на американские грабли, а внимательно их обойти, также, на его взгляд, не следует глубоко погружаться в разработки, «далеко опережающие своё время». Последнее условие он считает более подходящим для «пиара в политических играх, во внутренней конкурентной борьбе». «При сильно ограниченном бюджете и возникшем не вдруг дефиците времени» победы в них «оборачиваются немалыми потерями для страны, а в худшем случае такие разработки становятся качественным заделом для зарубежных проектов», заявляет главный редактор «Авиапанорамы».

Если суммировать существующие мнения по этой теме, можно предположить следующее. Высокая стоимость станет одним из решающих факторов расширения функциональных возможностей истребителя шестого поколения. Велика вероятность использования при его создании технологий малозаметности. При сверхзвуковой крейсерской скорости полета самолет шестого поколения будет обладать сверхманевренностью, большой дальностью действия и оснащаться самым современным высокоточным оружием.

«Шестерка» будет способна действовать в единой боевой информационно-управляющей системе. Можно предположить также, что этот самолет будет использоваться в пилотируемом и беспилотном режимах. Не исключается и то, что эта машина многое унаследует от своего предшественника.

Таким образом, работы над боевым истребителем шестого поколения вести необходимо, но с учетом современных экономических реалий, возможностей государства и опыта, полученного при разработке и испытаниях ПАК ФА.

Легкий, но не легковесный Далее в рубрике Легкий, но не легковесныйИнновационная компания из Черноголовки оснащает водородными двигателями беспилотники и роботов

Комментарии

03 апреля 2016, 22:26
Думаю, нашим авиаконструкторам можно работать спокойно - не думаю, что бы какая-то страна мира в ближайшие годы догнала нас в этой отрасли. Американцы даже со своим Ф-35 опозорились дальше некуда, хотя наши Сушки лучше его и дешевле в разы. А уж до такого чуда техники как Т-50 им еще долго расти.
04 апреля 2016, 08:33
Спать им как раз не стоит. Понятно, что на Западе все технологические разработки ведутся только ради золотого тельца, и поэтому априори обречены на провал, но они никогда не брезговали банальным подкупом талантливых русских изобретателей. Государству нужно хорошо заботиться о тех, кто является основой его превосходства и безопасности.
04 апреля 2016, 09:19
Мне с одной стороны будет обидно. если война так и не начнется. Все эти лишения народные ради восстановления ВПК да еще в момент кризисный, все это ради глянцевых фото нового сухого?
04 апреля 2016, 13:08
Что ты говоришь такое? ВПК работает не для того, что бы началась война, а для того, что бы войны не было.
Вот что воинственная киселевская пропаганда делает с юзером Анатолием)
23 апреля 2016, 10:01
Гнать этого Киселева надо.надоел он уже свою линию гнуть как ведущий. пусть уже выступает как гость своей программы.
04 апреля 2016, 12:11
А на потому ли начаты работы в отношении истребителя шестого поколения, что "пятый" оказался не вполне удачным и отвечающим требованиям современности...?
Или это действительно успех и игра на опережение?
04 апреля 2016, 16:18
Поменьше пессимизма, уважаемый, тем более, что вы не эксперт в таких вопросах.
Конечно же ПАКФА Т-50 еще будут оттачивать, модернизировать и доводить до ума в ходе эксплуатации, и это нормально, но уже сейчас ясно, что российский истребитель пятого поколения получился на славу.
Но это практически максимальная возможность данной конструкции, которая если и будет доработана, то лишь поверхностно.
А проект истребителя 6го поколения будет чем-то принципиально новым, насколько я понимаю....
Удачи во всём!
Хочется верить что т-50 покажет себя и в боевых условиях. Не обязательно на своей территории....
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»