Эра нефти полковника Шпаковского
Принцип Шпаковского стал основой для двигателей эсминцев типа «Новик», лучших в своем классе в это время. Фото: wiki.wargaming.net

Принцип Шпаковского стал основой для двигателей эсминцев типа «Новик», лучших в своем классе в это время. Фото: wiki.wargaming.net

Как русский инженер открыл человечеству эпоху жидкого топлива

Первым сообщением за 1866 год отраженным в деятельности Императорского русского технического общества (ИРТО) числится сообщение от 29 октября А.И. Шпаковского — о применении пульверизации к топке паровых котлов.

Александр Ильич Шпаковский, один из самых выдающихся русских инженеров XIX столетия, был профессиональным военным. Родившийся в 1823 году в обедневшей дворянской семье, он в 17 лет поступил рядовым в гренадёрский полк. Свыше 30 лет Шпаковский отдал военной службе, совмещая её с увлечением математикой, физикой и химией.

Александр Ильич Шпаковский

Александр Ильич Шпаковский. Фото: stereoscop.ru

Грамотный офицер был направлен преподавателем в Павловский кадетский корпус, один из центров подготовки будущих офицеров в Петербурге. Преподавательская работа удачно сочеталась с опытами в области только что зародившейся фотографии и электротехники. В частности, в 1856 году для освещения коронационных торжеств императора Александра II использовалось десять «электрических солнц», электроламп конструкции Шпаковского.

Одновременно с электротехникой Шпаковский занимался созданием неэлектрических систем освещения для морского флота. Еще в 1866 году он сконструировал сигнальную лампу — в спиртовой огонёк насосом под давлением подавалась пульверизированная струя скипидара. Такая «сигнальная лампа» обеспечивала далеко видимые вспышки пламени, которыми было легко управлять.

Именно эффект пульверизации в сигнальном приборе натолкнул изобретателя Шпаковского на мысль, что это явление можно с успехом использовать в паровых двигателях. Ведь пульверизация, то есть распыление, смешивание струи жидкого топлива с кислородом воздуха, повышает эффект горения и резко увеличивает КПД сжигаемого топлива.

Форсунка А.И. Шпаковского для сжигания жидкого топлива

Форсунка А.И. Шпаковского для сжигания жидкого топлива. Фото: studfiles.ru

Как писал сам Шпаковский: «Пришла мне мысль воспользоваться пульверизациею для приложения ея к топке котлов» («Записки Русского технического Общества», 1867 год, выпуск II). Для проведения опытов изобретатель построил действующий макет винтового парохода с котлом, нагреваемым пульверизируемым «скипидарным пламенем». После серии опытов Шпаковский к 1866 году создал первую в мире «паровую форсунку», которая позволяла паровому котлу работать не на твердом угле, а на жидком топливе.

Задумки использовать в паровом двигателе жидкое топливо, в частности нефть, и ранее выдвигались европейскими и американскими изобретателями. Но все предложенные механизмы были несовершенны, только Шпаковский сумел предложить резко повышавшую КПД идею пульверизации и создать удачную конструкцию такого двигателя, который был куда легче и эффективнее обычного парового котла, работающего на угле. Как описывал достигнутый эффект сам Шпаковский в терминологии XIX века: «Сбережение пространства, выигрыш в весе прибора и уменьшение помещения для топлива…» («Записки Русского технического Общества», 1867 год, выпуск II).

Для демонстрации эффективности своего изобретения Шпаковский за свой счет создал для Петербурга два «пожарных локомобиля» — работающие на скипидаре паровые котлы, приводившие в движение водяные пожарные насосы. Эти легкие, быстро перемещаемые конструкции с успехом использовались для тушения огня. Так, в 1868 году на одном из пожаров в Петербурге два автоматических насоса Шпаковского работали, качая воду, без перерыва трое суток — по подсчетам столичных купцов, израсходовав скипидара на 400 рублей, изобретение Шпаковского спасло товара на несколько миллионов.

Российское техническое общество

В 1866 году во флотском журнале «Морской сборник» была опубликована статья подполковника Шпаковского «Сравнительная оценка топки паровых котлов каменным углем, скипидаром и нефтью», в которой изобретатель доказывал, что нефть куда удобнее и выгоднее для пароходных топок, чем каменный уголь. В следующем году в журнале «Записки Императорского Русского Технического общества» появляется итоговая статья Шпаковского «О применении пульверизации к топке паровых трубок». В 1870 году по поручению Русского Технического общества Александр Ильич Шпаковский, уже получивший звание полковника, читал лекции о своём изобретении на Всероссийском мануфактурной выставке, где тогда демонстрировались новейшие достижения отечественной промышленности.

Так русский полковник первым в мире обосновал и создал действующий механизм с применением жидкого топлива. Уже в 1870 году «паровыми форсунками Шпаковского» начали оборудоваться пароходы Волжской и Каспийской флотилий. Именно там было много дешевой нефти из Баку, делавшей особенно выгодным это изобретение, экономическое обоснование которому ранее дал сам Шпаковский на страницах «Записок Русского технического Общества» (выпуск II за 1867 год). «Для Каспийского и Чёрного морей, — писал изобретатель, — где пуд нефти стоит 30 коп., а пуд каменного угля, например донского антрацита, обходится в 40 коп., эта топка будет выгодна и в экономическом отношении, так как 1 пуд нефти заменит более чем 1 пуд угля».

На флоте изобретение Шпаковского со временем позволило отказаться от множества кочегаров и тяжелого ручного труда, по перемещению многих тонн угля в паровые топки. Как писал, заглядывая в будущее, сам Александр Ильич еще в 1867 году: «Мне случалось слышать мнения моряков, которые считают несовременным употребление людей там, где их работа может быть заменена машиною…» («Записки Русского технического Общества», 1867 г., выпуск II).

Фактически именно Александр Шпаковский открыл на нашей планете эру применения жидкого топлива и нефтепродуктов как горючего для двигателей.

В 1880 году, когда был создан Электротехнический отдел Императорского русского технического общества, Александр Шпаковский был избран «непременным членом», как тогда именовались члены правления отделов ИРТО.

Прибытие поезда Далее в рубрике Прибытие поезда13 февраля 1842 года императором был подписан указ о сооружении железной дороги Петербург-Москва. Строительство первых железных дорог в России запоздало по сравнению с Европой, но затем взяло реванш

Комментарии

11 ноября 2015, 12:46
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
11 ноября 2015, 23:18
Вот времена были! Одни сплошные открытия!
13 ноября 2015, 16:13
На фотографии изображен не эсминец и не типа "Новик"! Судя по вооружению - это броненосец типа "Бородино". Всего было спущено на воду 5 таких кораблей, 3 из них - "Суворов", "Бородино", "Александр III" героически погибли в Цусимском сражении. Четвертый - "Орел" - попал в японский плен на следующий день после Цусимы. Пятый корабль серии, броненосец "Слава", не был достроен и не попал в Цусимский пролив, поэтому был в строю еще долго. Этот корабль отличился в 1915 году при обороне входа в Рижский залив. Его пушки были относительно устаревшими и не доставали до немецких крейсеров, оснащенных современными дальнобойными орудиями. Тогда было принято решение затопить трюмы по правому борту - корабль получил крен, угол атаки орудий, а соответственно, и дальнобойность, увеличились - это позволило броненосцу "Славе" принять бой и победить в нем. Вот такие это были героические корабли. И совсем не Новик!
13 ноября 2015, 17:05
Еще повнимательней рассмотрел! Во-первых из серии "Бородино" все корабли, кроме "Славы" до момента своей гибели были окрашены по-другому. В1905 году броненосцы красили - борта в черный цвет, а трубы - желтым с широкой черной полосой вверху. На фото корабль окрашен явно по-другому. То есть на фото может быть только "Слава". Кроме того, это может быть также броненосец "Цесаревич". Этот корабль был прототипом для указанной выше серии и внешне они очень похожи. Цесаревич пережил русско-японскую войну (после попытки прорыва из Порт-Артура во Владивосток был сильно поврежден, пришел в порт Циндао для ремонта и был разоружен там немцами. После войны вновь вступил в строй русского флота и участвовал затем вместе со "Славой" в обороне Рижского залива. В феврале 1917 был переименован в "Гражданин".
13 ноября 2015, 17:41
Так. Ну теперь точно выяснил. Гугл - великая сила. Это точно броненосец "Цесаревич"! Все совпадает. "Слава" был окрашен в более темные тона, обводы корпуса несколько другие, у "Славы" более крутые борта, и вообще несколько менее изящный вид. В общем по результатам сопоставления мелких деталей выяснено, что на фотографии именно броненосец "Цесаревич". Корабль построен во Франции по заказу русского Морского министерства, стал прообразом для серии броненосцев типа "Бородино". Вступил в строй русского флота в 1903 году, участвовал в бою 10 июня (28 мая) 1904 года (попытка прорыва русской эскадры из Порт-Артура во Владивосток). В Первую мировую корабль был уже, конечно, "старичком", он участвовал в различных операциях часто в паре со "Славой", в том числе в прикрытии минных тральщиков и заградителей, в обороне входа в Рижский залив, в Моонзундской операции 1917 года. В ходе этой операции вместе со "Славой" и крейсером "Боян" (такими же старичками) принял бой с эскадрой германских дредноутов, прикрывая отступление флота из Рижского залива. В декабре 1917 года пришел в Кронштадт и в море больше не выходил, до 1925 года, когда был распилен на металлолом.
Вот такая славная и вместе с тем немного грустная судьба. Корабли как люди. Нам же надо знать своих героев! Нельзя путать Новик с Цесаревичем! Оба они славные корабли, хорошо служили и достойны памяти.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»