«Бурлаки» на Севере
«Бурлак» способен преодолевать снежный покров толщиной в 4–5 метров. Фото: Пресс-служба коммуникационной группы «БункерМедиа»

«Бурлак» способен преодолевать снежный покров толщиной в 4–5 метров. Фото: Пресс-служба коммуникационной группы «БункерМедиа»

4 апреля завершилась экспедиция, в ходе которой российский вездеход доказал, что способен добраться до Полярного круга

Создатели уникального российского шестиколесного вездехода-амфибии «Бурлак» вернулась в Екатеринбург, успешно проведя испытания на Приполярном Урале и в Карском море. Теперь они планируют усовершенствовать конструкцию вездехода, построить еще один и отправиться на двух машинах в трансарктическую экспедицию к Северному полюсу. Покорение полюса в автономном режиме на колесных автомобилях станет новым мировым рекордом.

«Русская планета» выяснила, с какими трудности уже столкнулись на Карском море участники будущей трансарктической экспедиции, и какие задачи им еще предстоит решить.

Прогулка среди дрейфующих льдов

К Карскому морю отправились 15 марта руководитель экспедиции Алексей Макаров, путешественник и рекордсмен Василий Елагин, любители экстремального спорта Максим Белоногов и Андрей Иванов, механики Александр Мяконьких и Сергей Берент, а также водитель-механик  машины сопровождения — болотохода «Макар» Константин Корченкин. На трале они доставили вездеход «Бурлак» до самой северной точки Свердловской области — города Ивделя, откуда отправились на Север. Прошли перевал Дятлова, весь Приполярный Урал, достигли его наивысшей точки — горы Народной.

— Испытатели убедились, что «Бурлак» способен преодолевать снежный покров толщиной в 4–5 м, горные склоны под углом в 30%, а его двигатель, несмотря на разреженный горный воздух, работает без сбоев, — сообщили корреспонденту РП в пресс-службе коммуникационной группы «БункерМедиа». — Затем по зимникам и тундре отправились к побережью Карского моря. На зимниках благодаря шинам низкого давления диаметром 1,75 м вездеход развивал скорость до 40 км/час, в тундре — в среднем 15 км/час.

Уже 25 марта, пройдя свыше 1,5 тыс. км, «Бурлак» прибыл к Байдарацкой губе, где ему предстояло пройти еще одно испытание — доказать, что он сможет проплывать большие расстояния между дрейфующими льдами по дороге к полюсу.

— Нам было важно понять, как поведет себя вездеход в соленой воде, ведь она вымывает смазку из тех же крестовин, — рассказывает корреспонденту РП Алексей Макаров, руководитель экспедиции и один из создателей «Бурлака». — Конечно, мы все заранее заизолировали, но нужно было убедиться, что защита надежная. Проверили. Поплавали без каких-либо неприятных сюрпризов.

Водные испытания показали, что вездеход хорошо держится на плаву, маневрирует и выбирается на берег. Он справился и с ледовыми торосами, проехав по льдам и воде около 120 км и добравшись до устья реки Хохорейтосе. Одновременно испытатели выяснили, что вес вездехода способен выдержать лед толщиной не менее 40 см.

— Когда придет время отправиться к Северному полюсу, комплектация «Бурлака», возможно, изменится, — уточняет Алексей Макаров. — Мы будем работать над уменьшением его веса при сохранении прежней грузоподъемности, чтобы вездеход лучше держался на тонком льду, реже проваливался. Ведь каждый раз это означает потерю времени и риск получить повреждения.

Через торосы и разломы

В этот раз, впрочем, «Бурлак» времени не потерял и вернулся домой на неделю раньше, чем планировали испытатели. На маршрут от Ивделя до Карского моря и обратно они отвели три недели, а вездеход прошел его всего за 16 дней. За 2,8 км пути не было ни одной серьезной поломки.

— Проверка в полярных условиях показала, что машина сконструирована правильно, — говорит Алексей Макаров. — Конечно, с учетом полученного опыта нам предстоит немного доработать конструкцию. Например, нужно будет изменить высоту дверных ручек, перенести разъемы для зарядки переносных радиостанций. В целом мы убедились, что «Бурлак» имеет право на жизнь, особенно если учесть, что полярные условия предъявляют к нему особые требования.

Каким должен быть автомобиль за Полярным кругом? Его легко отремонтировать на месте, когда рядом нет различных кран-балок и технических помещений, облегчающих задачу. Для этого доступ ко всем узлам и агрегатам должен быть прямо из салона, чтобы не приходилось работать на морозе.

За один рейс «Бурлак» способен перевезти 2 тонны груза и 10 человек одновременно

За один рейс «Бурлак» способен перевезти 2 тонны груза и 10 человек одновременно. Фото: Пресс-служба коммуникационной группы «БункерМедиа»

— Мы провели испытания, чтобы понять, что еще необходимо учесть, — поясняет Алексей Макаров. — Теперь мы разобрались, какие ситуации на пути к Северному полюсу могут возникнуть, как мы из них будем выходить. «Бурлак» хорошо преодолевал торосы, но справиться с разломами в полярных льдах будет сложнее. Необходимо выработать стратегию и тактику передвижения.

В 2017 году участники трансарктической экспедиции планируют доставить два вездехода к полярной станции на архипелаге Северная Земля. Там они оставят машины, и вернутся на станцию на следующий год, чтобы отправиться на них к Северному полюсу. Главное для них — достичь цели в автономном режиме, без заброски авиацией топлива и продуктов питания, а потом своим ходом вернуться на материк.

Из гаража к полюсу

Заявлять, что через два года они обязательно покорят Арктику, создатели «Бурлака» не хотят.

— Вернемся с Северного полюса — тогда можно будет об этом говорить, а пока еще слишком рано, — улыбается Алексей Макаров. — Мало ли что может случиться. Если один вездеход или оба раздавит льдами, станет понятно, что экспедиция закончена. Нужно будет думать не о том, как добраться до Северного полюса, а как выжить, продержаться на льдине в палатках неделю или две. Мы ведь не рассчитываем, что нас мгновенно спасут, если вдруг что-то пойдет не так. Риск для жизни, конечно, минимальный, но он всегда есть, полностью исключить его нельзя. Удача, погода — все это тоже важные факторы. Пока можно сказать одно: после испытаний на Карском море мы понимаем, с чем нам предстоит встретиться.

Если «Бурлак» сумеет добраться до Северного полюса, то это докажет, что он способен справиться практически с любыми полярными условиями. А значит, может стать альтернативой слишком дорогостоящей малой авиации, которая сейчас используется на Крайнем Севере.

— Сегодня один полетный час вертолета обходится до 600 тыс. рублей, поэтому малая авиация никому не выгодна, — объясняет Алексей Макаров. — Важно и то, что в полярных условиях она способна решить далеко не все задачи. Так, если обычный самолет может выполнять полеты в любое время суток, то по закону малой авиации запрещено летать в темноте. А когда на Севере полярная ночь, более-менее светло всего 2–3 часа в день.

Это означает, что если, к примеру, роженице на отдаленном стойбище потребуется срочная помощь врачей, то ей придется ждать светлого времени суток, чтобы ее доставили в больницу. А если в эти 2–3 часа условия будет нелетными, то вообще неизвестно, когда она сможет туда попасть. При этом пурга, метели, туманы и прочие погодные явления, автоматически отменяющие полеты, на Севере не исключение, а скорее правило. И возможности использования малой авиации ограничены.

— Если всерьез говорить об освоении Арктики, то так или иначе необходимо создавать вездеходы, подходящие для полярных условий, — убежден Алексей Макаров. — Практическое применение такого вездехода как наш «Бурлак» может быть очень широким. Он может использоваться МЧС или пограничниками, перевозить жителей отдаленных северных поселков и факторий, доставлять им необходимые грузы, обслуживать трубопроводы, газо- и нефтедобывающие компании.

За один рейс «Бурлак» способен перевезти 2 тонны груза и 10 человек одновременно. Однако на сегодняшний день вездеход-амфибия, не имеющий аналогов в мире, заинтересовал только людей, для кого стал бы спасением, — жителей Заполярья.

Создатели «Бурлака» построили опытный образец вездехода в обычном гараже, а все испытания проводят на собственные средства. Которых, кстати, требуется немало — одни лишь расходы на топливо, техническое обслуживание, колеса, продукты и т.д. во время поездки к Карскому морю составили свыше 600 тыс. рублей. За шесть лет, за которые уральцы создали семь различных уникальных моделей вездеходов, и в том числе «Бурлак», собранный из деталей бронетранспортера БТР-60 и японского внедорожника, никакой поддержки они не получили. Однако они не отчаиваются, а говорят, что любовь к приключениям для них дороже денег.

Тест на антибиотики Далее в рубрике Тест на антибиотикиВ Липецке разрабатывают сенсоры, распознающие вещества на молекулярном уровне

Комментарии

10 апреля 2016, 12:57
Вся Россия держится на таких вот конструкторах и умельцах, ведущих деятельность на свои средства. Иногда просто поражаешься равнодушию и жадности российских властей, которым совершенно нет дела до перспективных и интересных разработок и открытий. У них интерес просыпается, когда денег у народа нужно отнять, так как они не по средствам живут.
12 апреля 2016, 10:48
Вот это я понимаю - русские мужики отжигают...! Только они знают секрет "Где "Макар" "Бурлак" не пас"...! )
14 апреля 2016, 08:32
Жаль придется делиться славой с китайскими производителями шин для Бурлака. Неужели в России никто такие же сделать не может- не верю.
14 апреля 2016, 17:07
не имеют в России качественные шины делать, это правда, но ничего мы быстро учимся, так что скоро всё будет как надо
14 апреля 2016, 10:36
По идее, Россия с ее неразвитой транспортной сетью, а попросту говоря, отсутствием нормальных дорог, должна быть впереди планеты всей по производству вездеходов.
16 апреля 2016, 23:54
можно было создать общественную поддержку с частными инвестициями!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»