Новости – Сделано Русскими
Сделано Русскими
Борец с системой
Михаил Ильич Кази. Фото: ru.wikipedia.org
Четвертый председатель РТО прославился вкладом в развитие отечественного торгового мореплавания
2 февраля, 2016 07:00
8 мин
В феврале 1894 года председателем РТО был избран Михаил Ильич Кази, бывший управляющий Балтийским заводом. Деятельность Кази принесла ему известность не только в России, но и за границей, где он был известен как знаток корабельного и машиностроительного дела.
Кази происходил из семьи греческих дворян, которые перешли на российскую службу во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Его отец был морским офицером, и сын, окончив Черноморское юнкерское училище в Николаеве, поступил на службу в Черноморский флот. Из-за возраста он не принимал участия в Крымской войне. Карьера его была исключительно светской: в 1867 году был назначен управляющим Севастопольского адмиралтейского общества, а в 1868-м — директором Одесского судостроительного завода Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ). Уволившись со службы, он посвятил себя заботам о морской и финансовой стороне деятельности компании.
В 1877–1892 годах Кази руководил Балтийским судостроительным заводом в Петербурге. Благодаря его стараниям на заводе была проведена комплексная реконструкция: предприятие оснастили новым оборудованием, и на нем стали производить детали современных кораблей. За 15 лет управления Балтийским заводом Кази убедительно доказал, что на российских заводах русскими рабочими и из отечественных материалов можно строить как корпуса судов, так и машины к ним. Напомним, что в то время был широко распространен взгляд, что машины могут делать только за границей, и поэтому Балтийский завод следует передать иностранцам. При нем завод превратился в передовое судостроительное предприятие.
Кази, по свидетельству современников, отличался независимостью суждений и действий, честностью, поэтому он и не мог сделать карьеру чиновника. За время работы на Балтийском заводе он не получил ни одного чина, ни одного ордена, хотя проработал здесь 15 лет. При этом его заслуги так или иначе были оценены при жизни: так, в начале 1890-х годов его избрали почетным членом Совета торговли и мануфактур и председателем Комиссии по развитию в России судоходства и торговли. Находясь на этом посту, Кази участвовал в ратификации русско-германского торгового соглашения 1894 года, а также по личной просьбе императора подготовил записку о состоянии и перспективах развития ВМФ России.
Моряки. Фото: wallpaperup.com
«Уважение ко всякому труду»
Деятельность Кази в РТО начинается в 1880-е. Либерально настроенный чиновник морского ведомства не имел даже высшего технического образования, и Технологический институт, отмечая его успехи в деле развития Балтийского завода, присудил ему ученую степень доктора технологии honoris causa (за совокупные заслуги). Кази широко пользовался своими правами совещательного члена Морского министерства, занимаясь развитием и техническим переоснащением портов и оказывая содействие развитию технических железнодорожных училищ.
В период, когда председателем РТО был Петр Аркадьевич Кочубей, отличавшийся авторитарными наклонностями, Кази находился в оппозиции к нему. Лозунгом, который он провозгласил основным принципом своей деятельности в РТО, было «уважение ко всякому труду и мнению на почве полной гласности». Эта позиция получила широкую поддержку, и после двух лет «междуцарствия», когда из-за отказа Посьета общество формально не имело председателя, Кази стал наиболее привлекательным для большинства кандидатом на пост нового председателя.
Одним из важнейших направлений деятельности РТО в период правления Кази становится исследование проблем флота и внешней торговли. В связи с предполагавшимся развитием торгового мореплавания в IV отделе РТО в 1894–1895 годах поднимался вопрос о создании метеорологической службы для безопасного движения судов по Черному и Каспийскому морям. Как заявляли сами моряки, принимавшие участие в обсуждении вопроса, их суда «гибли во многих случаях от незнания того, что происходит в открытом море». Имея в виду более широкие задачи, директор главной физической обсерватории Михаил Александрович Рыкачев тоже заявлял, что «России нужна надежная служба погоды». Так, 14 января 1895 года в большой аудитории Соляного городка состоялось объединенное заседание РТО, Русского географического общества, Общества для содействия русской промышленности и торговле и Санкт-Петербургского отделения Общества для содействия русскому торговому мореходству. Поводом для собрания послужил доклад английского моряка, капитана Виггинса, в течение 20 лет занимавшегося изучением морского пути через Карское море к устью Енисея. Он представил выводы, к которым пришел на основании личного опыта и опыта других мореплавателей, сообщил о типах судов, наиболее пригодных для такого плавания. В связи со строительством Сибирской железной дороги Совет РТО понимал важность открытия нового морского пути для промышленного освоения севера азиатской части России. Это заседание стало историческим для развития Северного морского пути: на нем были опровергнуты выводы русско-шведской экспедиции 1878–1879 годов, заявлявшей о невозможности использовать Северный морской путь для регулярных коммерческих плаваний. Уже через четыре года в путешествие в Северный Ледовитый океан отправится первый российский ледокол «Ермак» и именно под коммерческим флагом.
Царское доверие
В марте 1895 года Кази, никогда не искавший чинов и наград, был назначен генеральным комиссаром Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Это назначение стало для него неожиданностью, ведь решение принял Николай II, которому не раз доводилось читать кляузы на Кази, поступавшие от чиновников военного ведомства. Выступая на заседании Совета 10 апреля, Михаил Ильич поблагодарил общество за тот вклад, который оно внесло в назначение его на столь ответственный пост: «Сначала я был избран в председатели общества, затем в комиссию по выставке и затем в Совет торговли и мануфактур. Отсюда я с полным основанием должен заключить, что этим почетным назначением я обязан тому доверию, которое мне оказало Императорское Русское техническое общество, избрав меня своим председателем. Новое назначение я предписываю тому же источнику; назначения этого я не только не искал, но должен был принять лишь ввиду особого доверия, мне оказываемого, несмотря на то, что ответственная обязанность генерального комиссара свяжет меня по крайней мере на полтора года, но во всяком случае это высокое назначение в высшей степени почетно, и я считаю своим долгом высказать Императорскому Русскому техническому обществу свою искреннюю признательность за доверие, которое оно мне оказало своим избранием».
В мае 1896 года выставка открылась. Кази, помимо общей организаторской работы, лично возглавлял сразу два отдела выставки — «Производства фабрично-заводские и фабрично-ремесленные» и «Машинный и электротехнический». Выставка, профинансированная Николаем II, проходила с невероятным размахом: к ее открытию в Нижнем пустили первый в России электрический трамвай, установили фуникулеры через Волгу, открыли скоростную пароходную линию и построили несколько зданий.
Гордостью выставки стала «Станция технических испытаний», на которой демонстрировались в действии наиболее совершенные научные методы технических исследований сырья, материалов, готовой продукции и машин, применяемых в промышленности. За устройство станции Главный комитет экспертов Всероссийской выставки 1896 года присудил PTO высшую награду. В организации этой станции принимали участие по приглашению PTO многие высшие технические учебные заведения, промышленные русские и иностранные фирмы. На станции было испытано всего 2282 предмета, начиная бумагой разных сортов и заканчивая котлами, двигателями внутреннего сгорания и сложными машинами.
Участие в выставке стало последним делом Михаила Ильича – он умер во время ее проведения, 24 июня 1896 года. Причины его смерти остались неясными – Кази был совершенно здоров. Возможно, свою роль сыграли нервы: Михаилу Ильичу то и дело приходилось выдерживать давление со стороны чиновников Морского министерства. В некрологе по поводу его внезапной, загадочной кончины секретарь РТО Евграф Степанович Федоров сказал: «Ему приходилось бороться не только с отдельными личностями и с партиями, но что гораздо труднее, с целой установившейся системой».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости