Андрей Первозванный
Андрей Иванович Дельвиг. Художник И.Е. Репин. Фото: wikipedia.org

Андрей Иванович Дельвиг. Художник И.Е. Репин. Фото: wikipedia.org

Первый председатель РТО Андрей Дельвиг вошел в историю как пионер технического образования для рабочих

К середине XIX века во многих странах Европы существовали профессиональные объединения ученых и техников, и необходимость появления подобной организации в России ощущалась весьма остро. В 1866 году такое общество было создано в Петербурге по инициативе прогрессивных ученых и инженеров и с одобрения кабинета министров и царя. Первым председателем Российского технического общества (РТО) был избран генерал-майор, барон Андрей Иванович Дельвиг, занимавший тогда должность главного инспекто­ра частных железных дорог и корпуса инженеров путей сообщения.

Выходец из аристократической семьи, в 1832 году Дельвиг окончил Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения. Андрей Иванович посвятил жизнь практической работе: он долго занимался вопросами железнодорожного строительства, трудясь под началом главноуправляющего путями сообщений Петра Клейнмихеля, однако имел познания и опыт и в других областях строительства. Так, в 1832-1836 годах он занимал должность производителя работ по устройству московского водопровода, в 1836 году стал одним из руководителей в проведении гидротехнических работ по устройству плотины при реконструкции Тульского оружейного завода, а годом позже производил гидротехнические исследования на реке Упе в Туле с целью улучшения ее судоходства.

Только что появившееся РТО состояло из 4 отделов: I отдел — химического производства и металлургии (сюда же были включены и такие специальности, как освещение, гальванопластика и фотогра­фия), II отдел —  механической технологии, механики и машинострое­ния, приборостроения, телеграфа и полиграфии; III отдел — строи­тельного и горного искусства, архитектуры, путей сообщения, и, наконец, IV отдел — судостроения, морской техники, артиллерии и оружейного производства. Несмотря на столь четкое деление по специальностям, особенностью кадровой политики Дельвига было привлечение максимально широкой аудитории технических специалистов. Объясняя такую политику, один из учредителей РТО пояснял: «именно в этом и видели мы залог успеха — РТО должно по вопросам техники занять в России такое же место, как Академия наук в "чистой науке"».

Но дело было не только в этом. Основная причина состояла в том, что в период образования РТО в России еще не было научно-технических обществ по отдельным специальностям, которые появились позднее, а получив разрешение на открытие общества, руководители стремились вовлечь в него как можно больше инженеров. Среди членов РТО преобладали инженеры и техники разных специальностей (около 60%), сравнительно меньшее число составляли служащие государственного аппарата и аппарата управления хозяйством (10%), крупные военные (9%) и гражданские (4,5%) чиновники, промышленники (8,1%). При этом ведущее положение в РТО занимали профессора и наиболее талантливые инженеры — этим и определялся прогрессивный характер деятельности общества.

Открытие движения. 1862 год

Открытие движения. 1862 г. Фото: wikipedia.org

При Дельвиге Общество занялось распространением научно-технических знаний и налаживанием системы технического образования для инженеров и рабочих. 15 мая 1868 года при РТО была создана Постоянная комиссия по техническому образованию — первое в России учреждение, занимавшееся общетеоретической и конкретной учебно-методической разработкой проблемы подготовки квалифицированных рабочих для промышленности. Основными направлениями в деятельности Постоянной комиссии стали научно-методическая и учебно-просветительская работа. По инициативе Комиссии РТО ходатайствовало перед царским правительством о принятии мер по развитию профессионально-технического образования, настойчиво поднимало вопрос о необходимости начального общего и технического образования работах на съездах промышленников.

Разрабатывая вопросы содержания, методов и организации общеобразовательной и профессионально-технической подготовки рабочих, их теоретического и производственного обучения, Комиссия собирала и анализировала все сведения, касающиеся опыта развития профессионально-технического образования в России и за границей. Основной формой научно-методической работы являлась подготовка и обсуждение докладов и сообщений. Результатами этой деятельности становились конкретные проекты профессионально-технических учебных заведений для подготовки квалифицированных рабочих: положения, учебные планы и программы, правила и инструкции. Передовые ученые и инженеры Русского технического общества — энтузиасты технического просвещения рабочих — стремились закрепить существование Комиссии как постоянного учреждения, придать официальный статус ее просветительской деятельности в рабочей среде.

Интересно, что Дельвиг создавал многие из училищ (технические железнодорожные) на средства, добровольно отчисленные частными железными дорогами. Одно из таких учебных заведений — Дельвиговское железнодорожное училище — было учреждено в 1870 году в Москве. Сам Андрей Иванович пожертвовал училищу один из своих домов и устроил при нем общежитие, обеспечив его капиталом. А в 1869 году РТО приступило к устройству школ и курсов для рабочих, которые являлись своеобразной педагогической лабораторией Комиссии. Первоначально частные учебные заведения, школы и курсы РТО возникали как частные учреждения. Уже после того, как Дельвиг оставил пост председателя РТО (к 1888 году), в таких школах обучалось более 2 тыс. детей и взрослых рабочих Петербурга. Программы и учебные планы, составленные в Постоянной комиссии по техническому образованию с привлечением многих видных педагогов и методистов того времени, включали такие предметы, как арифметика, геометрия, черчение, физика, химия, элементарная механика и технология. Школы РТО для рабочих столицы Петербурга были передовыми, образцовыми для своего времени учебными заведениями: они сыграли важную роль в формировании квалифицированных кадров столицы. Помимо создания школ для рабочих, Общество наладило постоянную практику поездок специалистов на заводы и чтения там популярных лекций.

Благодаря содействию «Русского технического общества» и «Общества для содействия русской промышленности и торговле», в мае-июне 1870 года в Петербурге был проведен первый «Всероссийский съезд фабрикантов, заводчиков и лиц, интересующихся отечественной промышленностью». Первый в России торгово-промышленный съезд преследовал своей целью наладить взаимодействие между промышленниками, занятыми в разных сферах производства. За время работы съезда состоялось 2 общих заседания, а 6 отделений съезда провели 17 заседаний. Специалисты РТО под председательством Дельвига обсуждали темы увеличения выпуска промышленной продукции, передовых методов европейской индустрии. Съезд был приурочен к Мануфактурной выставке, для проведения которой был переоборудован Литейный Соляной городок на Фонтанке. На выставке были представлены продукция и изделия металлургической, металлообрабатывающей, химической, текстильной промышленности, машиностроения и кустарных промыслов. Успех выставки был огромен — за три месяца ее посетили 322 тысячи человек.

В 1870 году — отчасти из-за служебной необходимости, отчасти по состоянию здоровья — Дельвиг был вынужден оставить пост председателя общества, но был избран в почетные его члены. Коллеги высоко оценили его вклад в развитие Общества. «Благодаря ему, — свидетельствовал П.А. Кочубей, — скромное предприятие некоторых лиц, бескорыстно преданных науке и технике, получило в России права гражданства и авторитет в глазах частных и правительственных лиц и учреждений». По словам профессора Е.Н. Андреева, Дельвиг «был не кабинетный, но практический инженер с весьма серьезной научной подготовкой и никогда не покидавший научной стороны дела; не был также это административный инженер, привыкший распоряжаться и писать предписания издали, — это был практический производитель работ и строитель, хорошо знающий, как разнообразны бывают затруднения на практике. Если к этому вы прибавите спокойный, веселый, радушный и привлекательный характер, ум, живой и много наблюдавший, избегавший крайностей, искреннюю любовь к делу и при этом многостороннюю образованность и любовь к просвещению, то получите, я думаю, верную характеристику барона...».

Русская «Синева» против американского «Трезубца» Далее в рубрике Русская «Синева» против американского «Трезубца»Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»

Комментарии

30 декабря 2015, 13:44
Немцы, все немцы.. без их участия наша матушка-Россия к 1917 году была бы уровне тогдашней Индии...
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»