Адмирал, дипломат, железнодорожник
Константин Посьет. Рисунок Петра Матюшина

Константин Посьет. Рисунок Петра Матюшина

Третий глава РТО формально пост не принял, но сделал для Общества немало

Константин Николаевич Посьет — самый странный из председателей Русского технического общества: сразу же после своего избрания он формально отказался им руководить, сославшись на занятость, однако впоследствии не раз оказывал Обществу содействие как советом, так и поддержкой на высшем уровне: недаром к тому моменту за его плечами была успешная военно-морская и управленческая карьера. Кроме того, как и большинство председателей РТО, он был подлинно государственным деятелем — не только министром, но и, например, наставником сына императора.


От кадета до министра

Константин Николаевич родился 21 декабря 1819. Семья принадлежала к французскому дворянскому роду: его дед, перебравшийся в Россию, занялся разведением виноградников под Астраханью по личному указанию Петра I. Подобно своему отцу, командиру Финского флотского экипажа, Константин Николаевич окончил Морской кадетский корпус. В дальнейшем он сделал успешную военно-морскую карьеру: реформированная им система подготовки артиллеристов способствовала успешным действиям русских войск на Северном Кавказе, за что Александр II даже наградил Посьета крестом «За покорение Кавказа». Благодаря участию в путешествии фрегата «Паллада» с дипломатической миссией к берегам Японии, Посьет овладел японским и голландским языками (голландский язык еще в середине XIX века использовался японской стороной для ведения переговоров с европейскими державами), а также подружился с Иваном Гончаровым, описавшим плавание в знаменитом цикле очерков.

В дальнейшем Посьет занял должность флигель-адъютанта Александра II и исполнял обязанности начальника Особого отряда императорских яхт. В 1870 году эскадра под командованием Посьета, находившегося уже в чине вице-адмирала, с дружественным визитом посетила США, Японию, Китай, остров Мадагаскар. Во время этого плавания была открыта Новая Земля, где впервые был поднят российский флаг. На одном из кораблей эскадры во время путешествия находился сын Александра II — великий князь Алексей Александрович, попечителем которого был назначен Константин Николаевич: царь поручил вице-адмиралу привить юноше любовь к морю. По возвращении из плавания Посьет, кстати, основал Императорское Российское общество спасания на водах (в дальнейшем тот самый ОСВОД, так хорошо знакомый каждому советскому человеку).

Новый этап в жизни вице-адмирала начался в 1874 году, когда он возглавил министерство путей сообщения. Всего за 14 лет его руководства общая протяженность железных дорог России выросла на треть — более чем на 10 тысяч верст. В деле развития железнодорожной сети Посьет  был «государственником»: выступал за госмонополию на пути, считая, что акционерные общества не могут обеспечить ни высоких темпов распространения железнодорожной сети, ни должной безопасности перевозок. Правоту его мнения в дальнейшем подтвердит крушение царского поезда 17 октября 1888 года, происшедшее благодаря безответственности служащих частной компании. Забегая вперед, скажем, что в судьбе самого Посьета этот инцидент сыграет печальную роль.

Благодаря руководству Посьета, в 1885 году был принят первый Общий устав российских железных дорог. Министр активно развивал систему образования железнодорожных служащих — за время его руководства число профессиональных училищ, выпускающих путейцев, выросло с 9 до 30. По инициативе Посьета правительство запретило ввоз рельсов иностранного производства и назначило отечественным фабрикантам премии за каждый пуд произведенных ими рельсов.

За свой вклад в развитие русской промышленности в 1887 году Посьет был удостоен «Главнейшей медалью Общества — большой бронзовой, выдаваемой за особые заслуги». Ценность этой награды определяет то, что за все время существования ИРТО их было вручено всего двенадцать.

Посьет многое сделал и для превращения Санкт-Петербурга в порт мирового значения, с помощью лучших специалистов того времени спроектировав и построив Морской Канал и Морской Порт, реконструировав транспортные каналы Мариинской судоходной системы, связывающей Петербург с внутренними морями — Ладожским и Онежским озёрами, а также крупными городами русского Севера и Северо-Запада. Проведя после этого реконструкцию ряда других крупных портов России, — Либавского, Архангельского, Одесского, Посьет преследовал цель достичь взаимодействия разных видов транспорта: грузы в порты доставляли по железной и грунтовым дорогам, что потребовало работы по расширению дорожной сети вокруг городов-портов.

Строительство Транссибирской магистрали

Строительство Транссибирской магистрали. Фото: wikipedia.org

Посьет был и «крестным отцом» Транссиба: по его настоянию Александр III подписал Указ о строительстве этой железной дороги, и уже в сентябре 1888 года первый поезд пришел по ней в Уфу. Однако этот же год стал временем окончания его карьеры на посту министра: после крушения царского поезда он не счел себя в праве сохранять этот пост. Царь подписал его отставку лишь после четвертого прошения о ней.

Председатель без председательства

Принимать участие в деятельности РТО Посьет начинает в 1880-е годы. Именно благодаря ему в состав Общества влились многие опытные промышленники и инженеры, ранее хорошо зарекомендовавшие себя в Министерстве путей сообщения.

Наиболее известный из них — заводчик Николай Иванович Путилов, с которым был знаком еще по временам Морского Корпуса. В 1864 году, в составе товарищества, куда входили Обухов и Кудрявцев, Путилов начал строить на Неве сталелитейный завод (будущий Обуховский), где впервые в России стали производить бронепробивающие снаряды, а также крупнокалиберные орудия для оснащения российских военных кораблей. Позже именно Путилов стал пионером рельсопрокатного дела в России, первым получив выгоду от введенной с подачи Посьета попудной премии. В сущности, без этой премии и госзаказа на 2,8 миллионов пудов рельс, основанное Путиловым производство не было бы возможно в принципе. Благодаря посредничеству Посьета и благотворительной деятельности Путилова стали возможны многие инициативы Общества: так, именно Путилов финансировал исследования по упругости газов, которые проводил в лаборатории Общества Дмитрий Иванович Менделеев.

После смерти прежнего председателя — Кочубея — РТО стало искать кандидатуру, удовлетворяющую двум основным требованиям: с одной стороны, предполагалось, что будет человек, имеющий опыт руководства в инженерно-технической сфере, с другой — кандидату нужно было обладать авторитетом и связями в обществе. Выбор пал на Посьета, оставившего пост министра, но по-прежнему являвшегося членом Государственного совета, и уже 11 апреля 1892 года общим собранием членов РТО он был избран председателем Общества. Увы, Общество ждало разочарование: сразу же после сообщения об этом решении Посьет отказался от должности из-за занятости служебными делами. РТО же, весьма строго и разборчиво относившееся к выборам руководства, в течение двух лет никак не могло избрать председателя. 

Однако Константин Николаевич, несмотря на свой формальный отказ, отнюдь не остался в стороне от работы Общества. Во многом благодаря деятельности Посьета, фокусировавшегося на поддержке лишь определенных проектов, РТО переходит к новой модели организации работы — вместо общих собраний исследовательская и образовательная деятельность общества направляется специализированными отделами. Так, Посьет закладывает основы нового для Общества направления кораблестроения, которое расцветет в РТО уже после его смерти. В 1890-е годы в стенах Общества читает лекции знаменитый гидрограф и математик Алексей Николаевич Крылов, объяснивший закономерности килевой качки кораблей (благодаря своему открытию Крылов в 1998 году станет первым русским ученым, получившим золотую медаль британского общества британского научно-технического общества — Общества корабельных инженеров), а пионер использования ледоколов, вице-адмирал Степан Осипович Макаров, демонстрирует в Либавском отделении Общества модель своего знаменитого ледокола «Ермак».

Многих ученых, состоявших в РТО, Посьет вплоть до своей смерти в 1899 году принимал у себя на квартире в Петербурге, что давало им обширные возможности для продвижения инициатив Общества: ведь здесь они могли буквально за чаем встретиться с министрами и крупными государственными сановниками, от которых зависела судьба их проектов. 

Богат и славен Кочубей Далее в рубрике Богат и славен КочубейВторой председатель Русского технического общества спас Донбасс и открыл лучшую библиотеку для инженеров

Комментарии

17 января 2016, 22:51
После прочтения этой статьи Якунину должно стать совсем стыдно
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»