Русские бренды
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Русские бренды
Русская планета

Секреты «Лошадиной силы» от Собчак

Россияне не любят русские бренды. Отечественные производители скрываются под англоязычными названиями. Как создатели «Лошадиной силы» вернули веру в русское? И как приложили к этому руку Ольга Бузова и Ксения Собчак?
Андрей Карелин
19 июля, 2018 16:35
14 мин
Краеугольным камнем каждого созданного бренда, будь то «Тинькофф» или «Greenfield», является личность. Она может находиться в тени. Но философия и стиль жизни человека, его гражданская позиция и мировоззрение — вне всяких сомнений — были, есть и будут платформой для развития торговой марки.
Темур Шакая, создатель и магистральный разработчик бренда «Лошадиная сила», родился на побережье Чёрного моря, в одном из тех регионов России, где обязательным фактором воспитания мужчины является всесторонняя культивация силы. В недавнем интервью «РП» Темур вспоминал, что, проведя детство среди по-настоящему добрых и дружных людей, воспитывался, как боец и получал максимально жёсткое из возможных воспитание.
Когда Темуру исполнилось 4 года, старший брат занялся физической подготовкой малыша, обучая его боевому карате. Взрослея день за днём, мальчик впитывал от старших — папы, дяди, братьев — искусство выживания в любых предлагаемых обстоятельствах. Достигнув, как принято говорить сегодня, «тинейджерского возраста», он прекрасно стрелял на охоте, возвращался с изрядным уловом с рыбалки, прекрасно ориентировался, оставшись один, на солидной высоте в горах, среди озёр и ледников.
В эти всё ещё советские времена взрослые из семьи Шакая прививали малышу навыки, которые позволят ему впоследствии выступить против «дикой» фармацевтической отрасли проклюнувшегося в перестроечные времена бизнеса (причём выступить не столько за свои интересы, сколько за интересы потребителя), отстоять свою точку зрения, рискуя при этом жизнью, победить и пережить эпоху, которую мы сегодня называем «лихими 90-ми».
Как это было?
Выживать – это не только «драться, бегать и стрелять». Шакая доказал, что наша жизнь и коэффициент её успешности напрямую зависят от того, насколько мы научились «держать нос по ветру». Ну, кто в 80-е мог так уж однозначно сказать, что профессия экономиста, которую выберет для себя Темур, станет мегапопулярной и необходимой для успешной жизни через каких-то 5-10 лет? Кто мог однозначно сказать, что в 90-е, 00-е, 10-е, вдохнуть в нашей стране полной грудью смогут только предприниматели?
Помнится, в середине 90-х пожилой преподаватель эстетики внушал нам на лекциях: «Это сегодня, спустя 5 лет после распада Советского Союза, говорят: «Она избрала для себя бизнесмена!». Ещё 10 лет назад говорили: «Её хахаль — барыга и спекулянт». И родные Темура Константиновича, люди советской эпохи, были немало удивлены: «Ты… действительно хочешь пойти учиться на экономиста?» — спрашивали они его.
Темур Шакая поступил на первый курс экономического факультета, где услышал поразившую его воображение фразу: «Чтобы наладить успешный бизнес, нужно найти неудовлетворённую потребность у людей и качественно удовлетворить её!».
Что нам было нужно в начале 90-х?
Прокляв когда-то, в советские времена, опиум для народа, мы изобрели наркотик ничуть не хуже — байку о коммунизме, обществе равноправия, светлом будущем, в котором все будут счастливы и до слёз равны.
К двери каждого из нас подступала эпоха перемен. Для того, чтобы хоть чуточку преуспеть, вчерашним учителям, инженерам, рабочим, нужно было торговать, шить, таксовать, уходить из старой профессии и осваивать новые.
Глобальный стресс для сотен миллионов!
Общество нуждалось в медикаментозном лечении! Темур Шакая сразу же интуитивно нащупал нужную ниточку для развития и роста в фармацевтическом бизнесе. Его коллеги продавали медицинские препараты с многократными накрутками. Шакая не побоялся сделать у них под самым носом то, за что в 90-е… убивали.
Он начал демпинговать, предлагать самой широкой аудитории доступные и качественные лекарства. Пенсионеры ликовали. Конкуренты бесились. Но… поделать ничего не могли. Именно Шакая создал аптеки «Горздрав», которые являются сегодня маячком для тех, кому нужно вылечить и простуду, и освободиться от последствий травмы, инфаркта, инсульта, быстро, недорого.
В чем сила, брат? В лошадях!
Наступало ещё более новое время, когда новое российское общество более не нуждалось в терапии. Интоксикация идеологией СССР ушла. «Пациент» был таким, каким мы видим его сейчас, ни лучше, ни хуже. Модным стало не лечение, а оздоровление. «Ты от фитнеса устала? Ущипни себя за сало!» — кричали рекламные билборды, слегка диковато, но весело приглашающие в спортзал. 
По одной из версий именно в этом время (2009) Темуру Константиновичу попался журнал о здоровом образе жизни, где между строк оговаривалась возможность применения людьми средств, используемых для ухода за животными.
Лошадиная грива!
Это очень по-русски. Очень завораживающе. Вопрос хорошей шевелюры, являющейся твоей визитной карточкой, в равной степени актуален и для мужчин, и для представительниц лучшей половины человечества. Шакая умел нащупывать эти «болевые» точки общества, а затем «массировать» их, предлагая нужные для эффекта продукты, извлекая отличную прибыль.
Кадр из фильма Иван Васильевич меняет профессию
И Темур решился на эксперимент. Рынок был перенасыщен продукцией Procter&Gamble, Schwarzkopf&Henkel и L'Oreal, рекламу которой можно было увидеть, даже включив утюг. Внутренняя сила предпринимателя и на сей раз позволила ему плыть против течения.
— Не называй шампунь русским названием! Это провал! — кричали ему в трубку ведущие маркетологи страны.
А он, в общем-то, уже определился с тем, какие слова будут начертаны на титульной странице его брендбука — «Лошадиная сила». Это не для бедных. Не для слабых. Это для молодых, сильных, наглых, амбициозных, мечтающих о том, чтобы у них была… грива?
Ну, конечно же, не грива. Волосы Самсона, которые позволят им совершить некие фантасмагорические сверхъестественные прорывы. Уснуть бедным, проснуться богатыми, знаменитыми, успешными. О чём бишь мы?
Да ведь это и есть русская мечта!
Сказка о Емеле или «Трое из ларца». Как заставить людей, обманутых, уже не верящих ни во что, поверить в чудо? Шакая вышел на создателей нужных  телевизионных передач – «Дом-2», «Каникулы в Мексике». Их принцип создания один: «Вчера ты — никто: мальчик или девочка с улицы. Сегодня – триумфатор».
В стране где только-только запретили азартную игру счастливые билеты, включавшие в пакет деньги, известность, миллионы поклонниц и поклонников, предлагали и продолжают предлагать на ТВ.
Вместе с экспертами маркетинга, красиво упаковавшими эту историю, Темур не просто преуспел. Он сделал настоящую революцию на фармацевтическом рынке, предложив шампунь, которым начали пользоваться не только в России, но и за рубежом. И не бедняки из Гарлема, тянущие от пособия до пособия, а Деми Мур с её неувядающей красотой.
«Лошадиная тема» была использована по максимуму и даже сверх возможного ресурса рекламных ходов. Собчак в роли лошади? Пожалуйста.  Скрытый и открытый продакт-плейсмент? Сколько угодно.
Зверев с лошадью? Пожалуйста. Лошадь со Зверевым? Ещё круче!
Что кладут в «Лошадиную силу» вместо коллагена из свиных копыт?
Об этом расскажет сам Темур Константинович Шакая.
Русская Планета (РП): Давайте начистоту: в чём причина успеха шампуня «Лошадиная сила»? Что вы там положили в это варево? Ведь — чего греха таить? — отечественный потребитель не любит российского производителя.
Темур Шакая (ТШ): Меня часто спрашивают, а в чем причина такого ошеломительного спроса на шампунь, который столько лет продолжает лидировать по продажам в аптеках? Расскажу один интересный случай: недавно группа экспертов и журналистов проводила исследование составов шампуней популярных брендов. Все напряглись. Ждали, как водится, разоблачений, скандалов. И, как оказалось, «Лошадиная сила» была чуть ли не единственным брендом, который полностью раскрыл свою рецептуру!
РП: Просто взяли и выложили карты на стол?
ТШ: Да! И вот зал замер… слово взял главный технолог группы исследователей и говорит журналистам: «Разработчики «Лошадиной силы» просто не жалеют заварку в чай. Вместо дешёвого коллагена из свиных копыт, который используют «крутые» иностранные марки, в «Лошадиную силу», кладут дорогущий морской коллаген. А вместо дешёвых пенообразующих сульфатов в шампунь положили не менее ценные овсяные ПАВы и аминокислоты овса. Более того, все эти полезные, дорогие компоненты находятся в шампуне в действительно лошадиных дозах».
РП: Было приятно это услышать?
ТШ: Не то слово! Послушать такое про свой любимый продукт, от людей, пришедших целенаправленно для разоблачения продукта, было для меня лучшей наградой за труды.
РП: «Лошадиная сила» позиционируется сегодня как линия высокоэффективных средств по уходу за волосами?
ТШ: Не только! Это и другие уникальные продукты, которые уже много лет помогают людям разных возрастов решать их проблемы с венами и суставами.
РП: Речь исключительно о россиянах?
ТШ: О чём вы? Вовсе нет. Особую популярность эти гели обрели в Америке, Германии и Китае. А наш тонизирующий гель применяют для лимфодренажного обёртывания во многих известных SPA, беря за процедуру до 300 раз дороже, чем стоимость порции геля на одну процедуру.
РП: Опять накрутки «х500», как в начале 90-х?
ТШ: Да! Но многие звёзды и просто умные женщины по всему миру уже давно научились делать обёртывания с нашим гелем и обычной пищевой плёнкой.
РП: Темур, была ли у вас мысль назвать русскую торговую марку не «Лошадиная сила», а как-то иначе, на англо-американский манер, как это часто делают отечественные производители? «Horse Power», например?
ТШ: Мои друзья, сегодняшние гуру маркетинга, вообще наперебой отговаривали меня от такого названия бренда!
РП: Как рекомендовали назваться?
ТШ: Все, как один, советовали именовать бренд как-то по-иностранному! Тогда мы с партнёрами и приняли окончательное решение: не только не скрывать своих корней, но и показать первоисточник продукта! Ведь нам было, чем гордиться! Владельцы дорогущих лошадей — во всем мире! — обожали наши продукты. А многие мировые звезды, без наших просьб, делились с журналистами тайной своих роскошных волос. Однажды Эштон Кучер в своём интервью о жизни с Деми Мур, рассказал, что она заказывает в Америке наш шампунь из России. И вот тогда я понял, что с названием бренда не ошибся. Мы всё правильно сделали.
Деми Мур и её «лошадиная грива»
«Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»
РП: Как вам удалось уговорить сняться в рекламе «Лошадиной силы» Ксению Собчак, для которой лошадиная тема является… как бы… «не совсем простой»? 
ТШ: Меня часто спрашивают про ролики с Ксенией Собчак, которые пользуются популярностью на YouTube, один из которых юмористически-рекламный, а другой — с «высокохудожественным» многоэтажным матом. И спрашивают о том, насколько сложно с ней работать. Отвечу — очень просто! Ксения потрясающая девушка с фантастическим чувством юмора! Я получил огромное удовольствие от работы с ней на площадке! А если бы вы знали, какие роскошные идеи Ксении остались ещё не снятыми... (Смеётся). Эх! В общем надеюсь, нам ещё удастся поработать вместе.
РП: У вас вообще была какая-то совершенно невероятная история продакт-плейсмента. «Лошадиную силу» пиарила лично Ольга Бузова… Шампунь возникал даже в «Доме-2». С лошадью и фирменной коробочкой гарцевала в кадре Виктория Боня.
ТШ: «Дом 2» — ещё один горячо любимый мною, с точки зрения творчества, проект. И когда появилась возможность дать наши продукты «на растерзание» его участниками, вся наша команда проголосовала «за».
«Лошади» живут дважды
РП: «Лошадиная сила» — это завершённая история успеха или “to be continued”?
ТШ: Поделюсь секретом: проект выходит на новую фазу роста. Уже в сентябре в аптеках нашей страны, а также во многих странах мира появится 70 совершенно новых, удивительных продуктов.
Такие заявления вселяют надежду на то, что у каждого россиянина к осени, невзирая ни на какие метаморфозы политической и общественной жизни, под капотом будет достаточно лошадиных сил.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ