Новости – Приднестровье
Приднестровье
Момент истины для Приднестровья
Офис ОБСЕ в Германии. Фото: John MACDOUGALL / AFP
У непризнанной республики появился шанс договориться с Молдавией
7 июня, 2016 12:30
7 мин
Международные переговоры по приднестровскому конфликту в формате «5+2», прошедшие на прошлой неделе в Берлине, завершились подписанием протокола о намерениях сторон. Есть ли здесь повод для оптимизма, или стороны снова договорились «договариваться» — разбиралась «Русская Планета».
Активизация переговорной площадки в формате «5+2» после двухгодичного застоя стала результатом политической активности России и председательствующей в ОБСЕ Германии. Дипломаты обеих стран с начала года навещали Тирасполь и Кишинев, побуждая стороны к реальной работе, а не к пустому обмену протоколами.
Однако если для Германии возобновление международных встреч само по себе достижение, то Россия предложила конкретные шаги для движения вперед. По словам главы приднестровской дипломатии Виталия Игнатьева, именно рекомендации РФ легли в основу дискуссий на берлинской встрече по приднестровскому урегулированию (формат «5+2»: Молдавия и Приднестровье — стороны; Россия, Украина, ОБСЕ— посредники; США и ЕС — наблюдатели).
Во-первых, Москва предложила нейтрализовать главную причину срыва переговоров (имевшего место летом 2014 года) — разрешить проблему политически мотивированных уголовных дел (их около 200!). Во-вторых, Россия отметила необходимость принятия действенного механизма гарантий исполнения решений, принятых в рамках переговоров. Эти два момента стали составной частью подписанного в Берлине протокола, который обязал стороны конфликта наладить переговорный процесс. Протокол стал, по выражению главы МИД ПМР Виталия Игнатьева, «дорожной картой», согласно которой Кишинев и Тирасполь будут двигаться в сторону решения острых проблем в области экологии, транспорта, связи и стандартизации приднестровских дипломов с точки зрения международного законодательства.
Что же касается пункта о гарантиях исполнения принятых решений, то по словам Виталия Игнатьева, выработка конкретного документа об имплементации договоренностей позволит переговорам «выйти из замкнутого круга».
«Это принципиальный момент. Отсутствие такого механизма позволяет молдавской стороне не исполнять взятые обязательства, применять односторонние действия, торпедировать ранее подписанные договоренности», — отмечает приднестровский дипломат.
Гарантии — ключевой момент переговоров
В разговоре с журналистами Игнатьев пояснил, что российская сторона уже распространила проект документа о гарантиях, и в настоящее время он изучается участниками формата «5+2».
По мнению ряда экспертов, отсутствие действенной системы гарантий делает переговорный процесс неустойчивым. Достигнутые результаты обесцениваются, а вместо шага вперед происходит откат назад и очередное обострение застарелых проблем.
Так, например, в конце 2015 года Молдавия стала закрывать глаза на свои обязательства не применять административные санкции в отношении жителей Приднестровья, у которых нет гражданства Молдавии. Приднестровцы с российскими и украинскими паспортами снова столкнулись с давлением в кишиневском аэропорту, хотя по итогам переговоров 2013 года Кишинев внес даже изменения в собственное законодательство и прописал нераспространение на приднестровцев действия некоторых миграционных правил.
Односторонние действия Кишинев предпринял также в обход ранее достигнутых договоренностей с Тирасполем по железнодорожным перевозкам грузов через территорию Приднестровья. Условившись с Украиной, Молдавия перехватывает железнодорожные составы с грузами для приднестровских предприятий и ввозит их в ПМР с помощью своих локомотивов. Совокупные потери экономики Приднестровья от этих действий могут составить $ 4,5 млн в год, что, несомненно, станет новым болезненным ударом по благосостоянию жителей республики.
Поэтому одним из пунктов принятого в Берлине протокола стало подтверждение обязательств решать все вопросы исключительно за столом переговоров при содействии и посредничестве ОБСЕ, Российской Федерации и Украины.
«Это означает, что любые односторонние шаги… не могут быть легитимны с точки зрения духа и содержания переговорного процесса», — пояснил Виталий Игнатьев.
Чего хотят стороны?
Переговоры по урегулированию приднестровского конфликта идут уже более 20 лет (с 1994 года). За это время было предложено множество вариантов нормализации отношений между ПМР и Молдавией — среди них построение ассиметричной федерации, создание широкой автономии, а также ассоциированное членство конфедеративного типа. Все сценарии оказались неприемлемыми: стороны конфликта так и не достигли компромисса по политическому устройству. После провала плана Козака в 2003 году переговоры стали деградировать, а Молдавия приступила к поэтапному введению блокадных мер в отношении Приднестровья, надеясь, принудить его к капитуляции. Возобновление конструктивного диалога наступило лишь в 2012 году, когда был предложен новый концепт переговоров: тактика «малых шагов» — стороны условились решать социально-экономические проблемы в интересах граждан, чтобы найти соприкосновение по наименее конфликтным вопросам. «Малые шаги» должны были сформировать атмосферу доверия между Кишиневом и Тирасполем, что позволило бы в перспективе приступить к решению политических вопросов.
Тактику взаимовыгодных решений и обязательств по их исполнению в Приднестровье воспринимали как наиболее эффективную в условиях патовой ситуации в урегулировании конфликта. При этом власти Тирасполя опирались на национальную идею ПМР — интеграцию с Евразийским Союзом (в 2006 году 97% жителей республики проголосовало за независимость и присоединение к России. — РП) и выступали за равенство сторон за столом переговоров.
Совершенно иначе относились к переговорам в Кишиневе. Молдавия априори воспринимает ПМР как субъект своей территории и пытается навязать ему свое правовое поле, что естественно сужает пространство компромиссов. В итоге обсуждения социально-экономических проблем затянулось на годы. Кишинев вроде бы соглашается решить тот или иной вопрос, но затем тормозит процесс принятия решений и затягивает переговоры, мотивируя это то кризисом власти, то некими изменившимися обстоятельствами. При этом предпринимаются попытки вернуться к обсуждению политических проблем вкупе с односторонними недружественными действиями и отказом от прежних договоренностей.
Одни эксперты полагают, что это связано с затягиванием времени в надежде на благоприятную политическую конъюнктуру и социальный взрыв в ПМР. Другие аналитики видят за этим руку внешних факторов (США) и специфику политической надстройки Молдавии — когда страной одновременно управляют рак, лебедь и щука.
Перспективы — есть
Между тем берлинский раунд «5+2», судя по подписанному протоколу, возвращает стороны к тактике «малых шагов», причем предлагает двигаться быстро. На встречу в Баварии, которая должна состояться в середине июля в рамках ежегодной Конференции по мерам укрепления доверия, Тирасполь и Кишинев должны прийти с конкретными результатами.
«Суть протокола заключается в необходимости скорейшего урегулирования целого ряда острых проблем в социально-экономической области… Мы заручились поддержкой международных участников формата 5+2 в том, чтобы решать эти проблемы постепенно, поступательно, но в то же время конкретно», — отметил глава МИД ПМР Виталий Игнатьев.
По его словам, Баварская конференция не является неким результатом, а, наоборот, очередным этапом с выходом на новый уровень. Если Тирасполь и Кишинев урегулируют некоторые вопросы еще до июльской встречи, возможно обсуждение иных, не менее значимых социально-экономических проблем.
«Это момент истины, который покажет договорную способность участников переговорного процесса», — резюмировал собеседник РП.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости