Новости – Приднестровье












Приднестровье
«Непризнанная» археология

На месте раскопок. Фото : Александр Корецкий для Русской Планеты
Как археологи из Приднестровья борются за уникальные исторические памятники
16 июля, 2016 07:00
9 мин
Приднестровские археологи обнаружили богатое захоронение знатного скифского воина. Несмотря на сложную ситуацию в регионе, ученые продолжают совершать открытия. Непризнанный статус и сбой в работе законов, охраняющих памятники культурного наследия Приднестровья — лишь одна из проблем. Куда больнее сказывается на науке сокращение финансирования.
Научные сотрудники и студенты Приднестровского госуниверситета обнаружили в усыпальнице уникальные артефакты, позволяющие не только определить статус погребенного, но и реконструировать культурные особенности скифов. По словам исследователей, гробница была сооружена в IV веке до нашей эры в кургане, насыпанном еще представителями ямной культуры (древними индоевропейцами) более пяти тысяч лет назад.
Среди находок — греческая амфора, в которой перевозили и хранили вино. Хмельной напиток Бахуса скифы не производили, а импортировали из городов эллинов, поэтому позволить его себе могли лишь состоятельные люди. Амфора в гробнице – признак высокого социального статуса погребенного, однако этим не исчерпывается ценность находки. Античный артефакт поможет с точностью до плюс-минус 25 лет определить время сооружения усыпальницы. Историческая наука располагает подробной хронологией амфорных клейм с названиями греческих городов и именами чиновников, которые контролировали выпуск керамики.
Редкой, а потому весьма ценной является находка бронзовой змеевидной фибулы — костюмного аксессуара для скрепления одежды. «Застежку», по словам археологов, изготовили фракийцы, жившие западнее Днестра, а к скифам она попала «по культурному обмену». Такая торговля говорит о тесных и, что интересно, о мирных контактах между двумя индоевропейскими культурами. Однако другие артефакты из гробницы скифа свидетельствуют о постоянной боевой готовности. Рядом с воином лежали три железных двухметровых копья и полный колчанный набор бронзовых и костяных наконечников стрел. Знатный боевой скиф, по-видимому, пал смертью храбрых. На это намекает трехлопастный наконечник стрелы, обнаруженный в его ребрах.
Обращает на себя внимание и, казалось бы, ничем не примечательная почти истлевшая деревянная чаша с тремя обычными камнями — двумя белыми и одним черным. Греческий историк Филарх писал о них как о символах счастья-несчастья. Светлые камни — это приятные воспоминания, у кого их больше, тот прожил счастливую жизнь, приводят рассказ древнего писателя исследователи. Кстати, такая традиция зафиксирована в скифских гробницах на Кавказе, а вот в Северо-Западном Причерноморье «камни воспоминаний» обнаружены впервые.
Специалисты Приднестровского госуниверситета говорят, что найти подобное этому погребение со столь «богатым инвентарем» удается крайне редко. Курганные скифские усыпальницы, как правило, были полностью разграблены еще в древности, своими же соплеменниками. Не зря греческий историк Геродот писал об обычном для скифов наказании за расхищение гробниц: любителей поживиться за счет умерших разрывали лошадьми на части.
Спасти историю
Богатая гробница воина — уже третья удача в этом археологическом сезоне. В июне научные сотрудники и студенты Приднестровского госуниверситета нашли древнейший родовой знак скифов в Восточной Европе — резонансное для научного сообщества открытие. Еще одна интересная находка последних недель — благородный воин ингульской катакомбной культуры (III тысячелетие до нашей эры) с трепанацией черепа и каменной булавой (символом власти). Впечатляет не только высокий уровень медицинских знаний древних (трепанация!), но и сам обряд захоронения — «катакомбник» был буквально расчленен, что намекает на загадочный ритуал «защиты» от умерших или на «жертвоприношение лучших».

Катакомбник с останками, на которых видны следы трепанации
Катакомбник с останками, на которых видны следы трепанации. Фото : Александр Корецкий для Русской Планеты
Между тем сами раскопки приднестровские ученые начали под лозунгом «save». Прошлой весной курганы в окрестностях села Глиное Слободзейского района были разрушены в результате сельскохозяйственных работ. Верхние насыпи древних степных земляных пирамид, а вместе с ними и многие гробницы, оказались уничтожены. По оценкам специалистов, ежегодно в Приднестровье от различных земляных работ «погибает» около 150 памятников археологии. Не только малые курганы, но и древние поселения, стоянки, зольники, святилища и каменные стелы.
Как и в соседних странах, в ПМР существует законодательная база, охраняющая памятники культурного наследия. Проблема в том, что законы в этой части почти не работают. Объекты археологии составляют 90% всех памятников истории Приднестровья. Официально их около двух тысяч, однако, по оценкам экспертов, реальное количество переваливает за десять тысяч. За исключением больших курганов все они скрыты под землей, и обнаружить памятники археологии могут лишь специалисты. Для этого существует положение «О историко-культурной экспертизе», согласно которому любые земляные работы не могут начаться без предварительного исследования местности археологами. Как правило, на уровне местных госадминистраций это положение не соблюдается, а разрешения выдаются без всякой экспертизы. Происходит это по разным причинам: одни не знают закон, другие не до конца понимают принцип его действия, третьи попросту игнорируют правовые нормы. Для сведения: документ был принят в 2009 году, с тех пор историко-культурная экспертиза проводилась лишь четыре раза.
Проблема исторического достояния Приднестровья обостряется и в связи с промыслом «черных археологов». В основном, они приезжают в республику «за золотом» из соседней Молдавии и Украины. Но есть и местные любители «отдыха с металлодетектором». Инсайдерские источники сообщают о группе «ура-патриотов», которые под видом поиска останков советских воинов периода ВОВ, занимаются на курганах незаконными археологическими раскопками.
Международный интерес
Разнообразие уникальных археологических находок в Приднестровье объясняется географическим положением региона. Территория непризнанной республики в древности являлась частью так называемой «контактной зоны» — точкой пересечения «подвижных» культур Востока с «оседлыми» цивилизациями Запада. Ученые из стран СНГ и Европы называют Приднестровье «археологическим Клондайком». Именно здесь была обнаружена известная золотая скифская гривна — визитная карточка археологии советской Молдавии. Среди поразительных находок также «серебряный» пояс мадьярского воина, большая удача для венгерских историков, редчайшая в мире серебряная кельтская монета, удивительные кремневые стрелы ямной культуры, не имеющая аналогов гемма-инталия — амулет из халцедона греческой работы. На юге Приднестровья в течение 18 последних лет исследовался знаменитый в научной среде скифский «город мертвых», данные которого только готовятся к публикации.
Археологическое своеобразие Приднестровья привлекает специалистов из зарубежных научных центров. Венгерские ученные ищут здесь окраины Ателькузы — территории обитания мадьяр после их переселения с Южного Урала, и полны решимости исследовать «венгерский курган» на берегу Днестра. Польских антропологов привлекает возможность изучить «смешение» в регионе древних сообществ, которое привело к появлению ярких и оригинальных культурных традиций.
Наибольший интерес к древнему наследию Приднестровья испытывают российские ученые. С 2010 года сюда приезжают сотрудники Института материальной культуры РАН для исследования стоянок каменного века. Прошлой осенью в поисках следов первых в Европе Homo Sapiеns в республику наведался доктор исторических наук Леонид Вишняцкий, автор популярной книги «Неандертальцы. История несостоявшегося человечества». В сентябре этого года ученый намерен провести здесь ряд «шурфовок».
Несколько лет назад небольшие раскопки в Приднестровье предпринял и антрополог Станислав Дробышевский со своими студентами из МГУ. Работать с артефактами скифской культуры в Приднестровский госуниверситет приезжал скифолог Анатолий Канторович, и.о. заведующего кафедры археологии МГУ. Кстати, он поспособствовал подготовке научных кадров для Приднестровья — под его руководством кандидатскую диссертацию защитил Виталий Синика, который руководит сегодня спасательными раскопками курганов.
Между тем в Приднестровье средств на научные исследования выделяется все меньше. Экономические трудности, с которыми республика сталкивается уже более двух десятилетий, не позволяют в полной мере финансировать даже социально защищенные статьи, не говоря уже о науке. Неблагоприятные условия сложились для всех научных направлений, некоторые лаборатории Приднестровскому госуниверситету пришлось в этом году закрыть. Что касается археологии, то средства на неё выделяются только на проведение обязательной археологической практики для студентов-историков, сроки которой ограничены одним летним месяцем.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости