Средневековые методы
Фото: Сергей Ермохин / ТАСС

Фото: Сергей Ермохин / ТАСС

Украина и Молдавия заблокировали железнодорожное сообщение с Приднестровьем

Украина в одностороннем порядке блокировала движение в Приднестровье импортных грузов по железной дороге. Составы с топливом и ГСМ, которые приднестровские фирмы закупили в Белоруссии, украинские таможенники не пропустили через станции Кучурган и Слободка. В правительстве ПМР сообщают, что действия Украины могут спровоцировать топливный кризис в ближайшие недели. Также возникли проблемы с импортом других социально значимых товаров. Теперь железнодорожные грузовые составы могут попасть в Приднестровье только через территорию Молдавии, что существенно увеличит финансовые затраты — дополнительная логистика и оформление на молдавской таможне приведут к росту цен на импортируемые в ПМР товары.

Действия Украины и Молдавии в Приднестровье назвали «элементом экономической войны» «средневековыми методами».

«Принятое руководством железных дорог Украины и Молдовы решение является политически мотивированным, грубо нарушает договоренности переговорного процесса и расценивается приднестровской стороной как попытка полного подчинения железнодорожного импорта и перевода его под юрисдикцию Республики Молдова», — говорится в заявлении премьер-министра ПМР Павла Прокудина.

Приднестровье, со своей стороны, готовит ответные меры. Правительство намерено ужесточить требования к безопасности локомотивов соседних стран, а также использовать инструменты таможенного контроля транзитных грузов через территорию республики. В частности, могут быть увеличены ставки и на так называемый румынский транзит.

«Если […] вносится деструктивный элемент, если происходит игнорирование интересов одного из участников (переговорного процесса. — РП), те, кто принимает такие решения, должны быть готовы нести ответственность за последствия», — заявил премьер.

«Мы предприняли целый комплекс мер по дипломатической линии, направили наши инициативы по урегулированию ситуации в адрес молдавской и украинской стороны, других участников переговорного процесса. Мы также заявили о необходимости незамедлительно провести встречу экспертных (рабочих) групп по вопросам железнодорожного транспорта, с тем чтобы оперативно найти решение данной проблемы, возникшей вследствие запрета Молдовы и Украины на доставку грузов на территорию республики приднестровским подвижным составом», — заявил и.о. министра иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев, комментируя ситуацию. Дипломат добавил, что направил официальное обращение в адрес всех участников формата «5+2» с инициативой о проведении внеочередного заседания, посвященного исключительно проблеме железнодорожного сообщения.

Контекст

Блокада железнодорожного импорта в Приднестровье со стороны Украины происходит на фоне возобновления переговоров в формате «5+2» (Приднестровье и Молдавия — стороны, Украина, РФ, ОБСЕ — посредники, США, ЕС — наблюдатели). В июне стороны договорились ускорить решение наиболее острых социально-экономических проблем в интересах граждан, живущих на обоих берегах Днестра. Однако уже через месяц в Баварии Кишинев в очередной раз применил свою излюбленную тактику увиливания от конкретного результата. Пока шли неформальные дискуссии в Германии, на приднестровско-украинской границе начались первые проблемы. С помощью Киева Кишинев заблокировал импорт товаров в ПМР железнодорожным транспортом через станцию Слободка. Проблему удалось частично решить в ходе консультаций с украинскими дипломатами еще 12 июля — часть грузов Украина все-таки пропустила. На этой неделе ситуация с железнодорожным импортом снова осложнилась.

Молдавия борется с Приднестровьем с помощью блокадных мер уже более десяти лет. В 2004-м и 2006-м Кишинев начал уничтожение сферы грузовых перевозок в ПМР. Сначала было заблокировано железнодорожное сообщение через Приднестровье, затем остановлен приднестровский экспорт через украинскую границу — предприятия ПМР обязали регистрироваться в Кишиневе и экспортировать продукцию исключительно при наличии молдавских документов. Потери непризнанной республики при этом составили сотни миллионов долларов.

После смены власти в Киеве в 2014 году Украина провела серию враждебных действий в отношении Приднестровья. Начались разговоры о разморозке молдавско-приднестровского конфликта, на границе появилась военная техника и бойцы «Правого сектора», а украинская таможня полностью блокировала ввоз подакцизных товаров в ПМР.

Ведут к катастрофе

Полгода назад железнодорожные «гайки» завинтили еще сильнее: в декабре 2015-го Украина и Молдавия без согласования с Тирасполем изменили порядок доставки грузов по железной дороге. Приднестровская железная дорога фактически была исключена из схемы доставки импорта на территорию непризнанной республики, и теперь этим занимается исключительно молдавский железнодорожный транспорт. По предварительным оценкам, потери экономики ПМР составят около 4,5 млн долларов в год.

«Если раньше Украина не обращала внимания на просьбы официального Кишинева блокировать поставки грузов в Приднестровье, то в последние месяцы ситуация коренным образом изменилась — сейчас это согласованные действия», — заявил Виталий Игнатьев на экстренном заседании профильной комиссии приднестровского парламента.

Политэксперты полагают, что декларируемая Кишиневом готовность улучшать отношения с Приднестровьем лишь ширма для прикрытия основной цели — добиться социально-экономической катастрофы в ПМР, чтобы заставить власти республики вести переговоры по выгодному для Молдавии сценарию.

Между тем политика молдавских властей все больше напоминает басню Крылова. С одной стороны, Кишинев заявляет о желании улучшить экономические отношения с Россией — экспорт сельхозпродукции в РФ крайне важен. С другой стороны, молдавские власти просят НАТО помочь с выводом российских миротворцев из Приднестровья и при участии Украины усиливают блокаду непризнанной республики. Совсем недавно вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин подчеркнул, что перезагрузка российско-молдавских экономических отношений возможна лишь в случае прекращения давления на ПМР. Железнодорожная блокада последних дней, похоже, в очередной раз демонстрирует, что в Кишиневе хаотичность первичных инстинктов превалирует над здравым смыслом.

«Непризнанная» археология Далее в рубрике «Непризнанная» археологияКак археологи из Приднестровья борются за уникальные исторические памятники

Комментарии

21 июля 2016, 10:02
Мда, мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. Почему эти ребята так любят делать себе больно? У толерантных европейцев научились?
21 июля 2016, 10:21
Они хотят добиться только агрессии со стороны Приднестровских жителей. Опять Путин будет виноват, а разбираться почему так произошло и кто довел жителей до этого никто не станет.
21 июля 2016, 13:24
А белорусский Батька с хохлами дружбу разводил, зачем? Что бы теперь они ему бизнес ломали? А ведь это со стороны Украины - фактическое объявление Белоруссии экономической войны! А России со своей стороны надо бы подумать о депортации на историческую родину всех граждан солнечной Молдавии.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»