Зеленый остров веры
Храм Святых апостолов Петра и Павла в Дублине. Фото: stpeterstpaul.net

Храм Святых апостолов Петра и Павла в Дублине. Фото: stpeterstpaul.net

Как русские иммигранты в Ирландии находят путь к Богу

Сложно себе представить, что современная Ирландия — североевропейская католическая страна — в свое время испытала огромное влияние восточной, православной христианской традиции. В наши дни православие в Ирландии во многом поддерживается благодаря русской общине. О древних монашеских традициях «зеленого острова» и о том, чем живут православные в Ирландии, «Русской Планете» рассказал Николай Евсеев, священник храма Святых апостолов Петра и Павла в Дублине.

— Отец Николай, расскажите, как вы оказались в Ирландии?

— Как и многие другие наши соотечественники, я приехал сюда с единственной целью: заработать. Устроился работать программистом, было это в далеком 1999 году. И так уж получилось, что, как и те, кто приезжают в Ирландию из стран бывшего СССР, уже здесь я пришел к церкви. До приезда я был верующим, но именно в Ирландии я решил связать свою жизнь с храмом.

— Как именно это произошло?

В 2002 году владыка Иларион (Алфеев) совершил первое пасхальное богослужение в храме Святых апостолов Петра и Павла. Это событие стало для меня поворотным. Со временем я поступил на заочное отделение Свято-Тихоновского православного института в Москве, приезжал в Москву сдавать экзамены и сессию, и, наконец, в ноябре 2005 года я был рукоположен в диаконы, а в 2009 году — в священники. Так что все мое священническое служение полностью прошло здесь, в Ирландии.

— Каковы были ваши первые впечатления об Ирландии? Что удивило?

— Я приехал сюда еще совсем молодым человеком, мне было всего 24 года. Я к тому моменту уже женился: супруга и дети спустя год тоже приехали в Ирландию. По сути, жизнь моя тогда только начиналась, а для того, чтобы удивляться чему-то, нужен жизненный опыт: его как раз толком и не было. Самые сильные ощущения оставила, пожалуй, природа: здесь и правда все зеленое, много травы, животных. А еще здесь очень дружелюбные люди. Сперва я жил в маленьком городке, иностранцев там было всего несколько человек, и все местные ирландцы нас знали и здоровались, это было необычно. Добавлю, что даже в крупных городах это дружелюбие сохраняется.

— В чем особенности православной миссии в Ирландии?

— Самое главное отличие — здесь мы, как вы совершенно правильно сказали, несем миссию, и вовсе не среди ирландцев, которые в большинстве своем католики. Наше миссионерство распространяется на выходцев из бывшего СССР — Россию, Украину, Белоруссию, Молдову, Прибалтику. Наша основная задача — проводить работу среди наших соотечественников, которые живут и работают в Ирландии. Чтобы все, кто живет далеко от Родины, пришли к Богу. И эта миссия достаточно успешна: приходов у нас много, верующих — тоже. Только священников не хватает.

— А сами ирландцы приходят?

— Когда-то в Ирландии была община православных ирландцев. Они собрались вокруг русского священника Николая Куриса, бывшего офицера Белой армии. Потом, с появлением русской православной общины, они перешли к нам, но сейчас, к сожалению, почти все из них умерли. Так что ирландцев у нас от силы пара человек. Среди наших прихожан, кстати, есть поляки и латыши, много русскоязычных из Прибалтики. Еще есть сербы, двое американцев и один испанец.

Изначально, кстати, Ирландия была православной страной. С приходом христианства здесь утвердилась православная, восточная традиция, были широко распространены монастыри. Есть свидетельства, что самые первые из них были основаны в IV веке, еще до того, как Святой Патрик, почитаемый всем христианским миром, начал проповедовать веру Христову на этой земле. Но позже пришли норманны, которые вытеснили православную монашескую традицию и утвердили латинскую. Так что в историческом смысле Ирландию вполне можно назвать православной страной.

Празднование Масленицы

Празднование Масленицы. Фото: stpeterstpaul.net

— Сейчас в Европе наблюдается упадок религиозности: многие храмы закрывают, переделывают их в отели, клубы, рестораны. Как обстоит с этим дело в Ирландии?

— К сожалению, эта тенденция пришла и сюда, но все же в меньшей степени, чем, например, в Англии. Причем католические храмы худо-бедно держатся, а среди англиканских — очень много пустующих. Их отдают под офисы и рестораны. Один пустующий католический храм был передан мусульманской общине.

Храм, в котором я служу – Святых апостолов Петра и Павла — когда-то принадлежал англиканской церкви и находился в районе Харольдс Кросс. Его начали строить в первой половине XIX века и закончили ближе к концу столетия. Он был закрыт в 2001 году, после того, как община резко сократилась. В том же году, при содействии Святейшего патриарха Кирилла, в то время еще митрополита, он был передан в аренду Русской православной церкви. Кстати, пару лет назад нашей общине наконец удалось полностью его выкупить. Храм очень интересный: снаружи – англиканский храм, а внутри – традиционный русский. С очень красивыми витражами.

— Сколько всего православных приходов и храмов в Ирландии?

— Всего 4 благочинных округа, а в них — 9 приходов, 10-й — в процессе становления. Священников – пять человек. А храм у нас всего один – в Дублине. Каждое воскресенье в него приходит около 120 человек. В других местах приходится просить разрешения провести богослужение в католических храмах или протестантских. При этом католики относятся к нам по-братски, всегда помогают и предоставляют свои алтари и престолы для совершения служб, никогда не просят денег — в отличие, кстати, от протестантов. Англикане более меркантильные. Но и с католиками, кроме помощи в поиске помещений, мы особо не общаемся — совместных мероприятий у нас никаких нет. Службы мы проводим на своем собственном антиминсе, на котором совершается литургия, в стенах католического храма это дозволяется и канонов не нарушает. Так делают во всех странах за пределами России. Православные службы периодически проводятся, например, в знаменитом соборе Парижской Богоматери и на мощах святителя Николая в Бари, Италия.

—То есть, православной общине не хватает не только священников, но и храмов?

— Как я уже упоминал, приходов в Ирландии много, на них приходится всего 5 священников. Кроме отца Михаила Насонова, настоятеля храма Святых апостолов Петра и Павла, все остальные священники – доморощенные. Это, кстати, важный показатель, когда священник, по сути, выходит из общины. Значит, община эта развивается и движется в правильном направлении. Те, кто изъявил желание встать на путь служения Богу, закончили Свято-Тихоновский университет дистанционно, через интернет, и теперь служат здесь. Еще несколько человек — готовятся.

— Есть ли в планах построить больше храмов?

— Все будет зависеть от общины — как она будет развиваться, насколько будет крепкой. Все зависит от воли людей, которые готовы пожертвовать свои средства и время. Здесь, в Ирландии, церковь не способна содержать священников: лишь отец Михаил отдает все свое время служению, а я, как и остальные наши батюшки, 5 дней в неделю хожу на работу, а по выходным прихожу в храм.

Наверное, неправильно сидеть и ждать, что кто-то придет и поможет со стороны. Можно построить храм, но без крепкой общины это будет бесполезно. Сперва нужно строить общинную жизнь, и лишь затем — думать о храме.

— Чем опыт служения в Ирландии может быть полезен России?

— Я часто езжу в Россию, стараюсь поддерживать культурные и религиозные связи с родиной. И, как мне кажется, в России не хватает приходского общения. По сути, общины при многих храмах нет: люди приходят поодиночке, ради тех или иных целей — отпеть, покрестить, поставить свечку, причаститься. Но как только заканчивается служба, все расходятся, и вся приходская жизнь на этом заканчивается. В Ирландии у нас тоже не хватает времени и сил заняться полноценным развитием приходской жизни – но у нас это происходит в силу иных причин: приходов много, священников мало, нужно параллельно работать. А в России все доступно. Возможно, я не прав, но из-за этого чувство религиозное притупляется. В Ирландии люди, живущие далеко от Родины, чувствуют особую потребность в общении, в причастности к своим традициям. Поначалу они приходят в храм только ради общения — и лишь затем приходят к Богу. Это, пожалуй, главное, зачем мы здесь. 

Дружелюбная Ирландия Далее в рубрике Дружелюбная ИрландияКак появилась и чем живет русская диаспора в далекой северной стране

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»