Новости – Иран












Иран
Иран против всех

Хасан Роухани на саммите Организации исламского сотрудничества в Стамбуле. Фото: Emrah Gurel / AP / TAСС
Среди стран — членов Организации исламского сотрудничества отсутствует единство
15 апреля, 2016 14:45
6 мин
13 апреля в Стамбуле начался 13-й саммит Организации исламского сотрудничества (ОИС) на высшем уровне. В Турцию прибыли представители 56 исламских государств, из которых 24 были представлены на уровне президентов и 9 — премьер-министров. Председателем организации на ближайшие два года станет принимающая сторона — Турция.
Саммит проходит в весьма сложных для всего исламского мира условиях. «Арабская весна» и затянувшийся сирийский кризис не только разделили мир на сторонников президента Башара Асада и его противников, но и усугубили противостояние шиитского и суннитского ислама.
В Стамбул прибыл, конечно, и президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани. Он провел ряд встреч со своими коллегами и представителями стран. Более десяти лет на Иран были наложены санкции ЕС, ООН и США из-за опасений, что ядерная программа Ирана может носить военный характер. Между тем на сегодняшний день Иран — одна из наиболее стабильных и имеющих уравновешенную политику не только в регионе, но и во всем мире мусульманских стран.
В ходе саммита Иран подверг критике Организацию исламского сотрудничества за доминирование некоторых государств-членов и за ее неспособность избежать предвзятости в процессе принятия решений.
«Общая атмосфера, регулирующая ОИС в нынешних условиях, не является на самом деле свидетельством сотрудничества между мусульманскими странами и единства в мусульманском мире», — заявил заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи, который принимает участие в саммите организации. Он добавил, что, к сожалению, ОИС неизменно страдает от структурной и организационной слабости.
Аракчи выразил сожаление по поводу того, что было всего несколько случаев, когда ОИС удалось действовать единым фронтом, в основном за счет усилий Ирана, и эти ограниченные случаи солидарности касаются внешних угроз, с которыми сталкивается мусульманский мир, как в боснийской войне. «Когда дело доходит до внутренних проблем мусульманского мира, нет такого единства вследствие доминирования некоторых стран, которые пытаются продвигать свои собственные интересы во имя и под видом организации, используя свои финансовые ресурсы, угрозы и взяточничество», — заявил иранский чиновник.
Он привел случаи ирано-иракской войны 1980–1988 годов, когда ОИС неизменно выступала в поддержку Багдада, и войны в Персидском заливе в 1990–1991 годах, когда организация поддерживала Кувейт против Ирака. Иран также предостерег организацию против раскольнических мер, которые могут углубить разрыв среди мусульман.
Иранская сторона в ходе саммита предупредила участников и о нежелательной перспективе включения антииранской статьи в итоговую декларацию саммита. Проект декларации был подготовлен в ходе совещания на уровне экспертов организации в саудовском портовом городе Джидда в феврале. Иранские официальные лица не смогли присутствовать на этой встрече, так как им было отказано в визах Эр-Риядом.
В свою очередь, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф жестко раскритиковал инициативу Саудовской Аравии, направленную против ливанского шиитского движения сопротивления «Хезболла», которое получает всяческую поддержку от исламской республики. Как известно, весной этого года по предложению Королевства Саудовская Аравия (КСА) «Хезболла» была включена в список террористических организаций Лиги арабских государств, а также Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Зариф обвинил саудовцев в пособничестве Израилю.
Подобная явно антииранская настроенность КСА имеет предысторию. 3 января 2016 года Эр-Рияд разорвал дипломатические отношения с Ираном из-за нападения на здание посольства королевства в Тегеране. Причиной нападения послужила казнь известного шиитского религиозного деятеля и правоведа шейха Нимра ан-Нимра в Саудовской Аравии. Тегеран строго осудил подобные антиисламские и антишиитские действия саудовских властей. По всему исламскому миру прошли акции протеста. Вслед за Саудовской Аравией дипотношения с ИРИ разорвали союзники саудовцев Кувейт, Судан, Бахрейн, Джибути, ОАЭ и т.д.
Разрыву отношений предшествовала также гибель тысяч исламских паломников в давке вблизи священного города Мекка, среди которых было около семи сотен иранских граждан. Власти ИРИ осудили руководство саудовского королевства за халатность во время организации паломничества и призывали международные организации осудить КСА.
Однако наиболее веские причины взаимной ненависти лежат в давней конкуренции за звание лидера региона, а также в противостоянии шиитского и исламского миров. Не секрет, что Саудовская Аравия оказывает финансовую и военно-техническую поддержку боевикам ДАИШ в Сирии, в то время как Иран в лице подразделения Корпуса стражей исламской революции «Аль-Кудс» ведет с ними борьбу с самого начала конфликта.
Такая же ситуация в Йемене. Полномасштабные военные действия в Сирии отодвинули на второй план йеменский кризис, который по своим масштабам подходит к сирийскому. 26 марта 2015 года КСА начало бомбить местных шиитов — хуситов. Последние отрицают помощь исламской республики, однако не следует забывать слова верховного лидера ИРИ о том, что Иран защитит шиитов в любом уголке мира.
Что касается председателя ОИС Турции, то Анкара разделяет позицию Саудовской Аравии на Ближнем Востоке, оказывает поддержку террористам в Сирии, в частности, группировке «Джабхат ан-Нусра», поддерживает антииранские националистические движение как внутри страны, так и на территории ИРИ.
Турция не упустила шанс воспользоваться саммитом ОИС, на котором глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу призвал создать Контактную группу по Нагорному Карабаху, чтобы «вернуть исламские земли» Азербайджану. В свою очередь, президент Ирана Хасан Роухани на встрече со своим азербайджанским коллегой в Стамбуле призвал сохранять режим прекращения огня и искать мирное решение конфликта.
Таким образом, очевидно, что среди членов Организации исламского сотрудничества отсутствует единство, нет совместной позиции по ряду важных региональных вопросов, что не позволит исламскому миру выступать единым фронтом в каком-либо конфликте. Напротив, существует тенденция к углублению разногласий.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости