Новости – Донбасс
Донбасс
Закон Божий в народной республике
Митрополит Митрофан с выпускниками ЛБУ. Фото: Алексей Топоров
Духовное образование в ЛНР должно стать обязательным, но не все к этому готовы
25 мая, 2016 17:30
9 мин
Над скульптурной группой памятника, установленного напротив взятого народом в апреле 2014-го здания луганского СБУ, реет высеченный в камне древний русский стяг со Спасом Нерукотворным. На форме многих бойцов ЛНР можно видеть черный баклановский шеврон с заключительными строками Символа веры и изображением главы Адама. При этом в дни Великого поста кабаки города были полны народа, потягивавшего пивко и кальянный дым, а в луганских храмах аншлага не наблюдалось. Народная республика пытается вновь сделать православие частью государственной идеологии, но этот процесс пока идет не всегда гладко.
Инициатива Первого
Глава ЛНР Игорь Плотницкий — человек верующий. Он постоянно цитирует Писание, за отменное знание текстов которого злые языки за глаза причисляют его к протестантам, и прекрасно разбирается в школах иконописи. Именно лидеру республики принадлежит идея о том, что Церковь должна активнее идти в образовательные учреждения — вузы и школы, с его подачи 2015-й был объявлен в республике Годом духовности, а в апреле этого года в образовательных учреждениях прошла декада духовно-патриотического воспитания молодежи.
С другой стороны, Плотницкий не скрывает того, что ностальгирует по советским временам — именно с этим связывают утверждение красной звезды в качестве гербового символа ЛНР в противовес имперскому двуглавому орлу соседней ДНР. Глава ЛНР ратует также за возвращение комплекса ГТО, молодежной игры «Зарница» и студенческих стройотрядов, а когда местное телевидение снимало фильм о возрождении разбитой войной ЛНР с его участием, Плотницкий попросил включить туда песню из ныне позабытого советского фильма о героях-подводниках «Экипаж счастливой "Щуки"».
Возле Дома правительства в Луганске установлен подаренный городу мотоклубом «Ночные Волки» памятник, символизирующий Русский мир в понимании патриотических байкеров: двуглавый орел в обрамлении колосьев и лент герба СССР. Смотрится, надо признать, вполне гармонично, но в реальности Луганщины пока что условно «красное» вступает в диссонанс с условно «белым». Что можно наблюдать на примере взаимоотношений Церкви и образования. Войны, к счастью, нет, но и понимание пока не достигнуто.
Пойдут ли немолодые к молодым?
— Я хотел бы отметить, что Луганщина в свое время довольно сильно пострадала от атеистической пропаганды, — признается митрополит Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук).
Владыке есть с чем сравнивать. В Луганск он был назначен аккурат из тогда еще стольного града Киева, где занимал одно из не последних мест в иерархии УПЦ (МП), будучи членом ее Священного синода, а ранее учился и служил в Виннице, Одессе, Варшаве и Белой Церкви.
— Сейчас мы ориентируемся на российский опыт, где в ряде регионов ввели преподавание основ православной культуры. Конечно, свои проблемы есть и там, но ими уже пройден определенный путь, мы же только начинаем. Нам нужно проявить больше терпения, чтобы люди, особенно родители школьников, осознали необходимость и важность духовного воспитания. И я не могу сказать, что на сегодняшний день мы — священнослужители Луганской епархии — стопроцентно готовы реализовывать возможности, которые нам предоставлены светской властью. Но мы, безусловно, будем стараться — я не случайно говорил об этом нынешним выпускникам Луганского богословского университета, делая акцент на том, что полученные за время учебы знания они должны употребить не только для служения Церкви в узком смысле этого слова, но и по отношению к обществу, людям, особенно детям, молодежи.
Действительно, в этом году ЛБУ торжественно выпустил 35 бакалавров и магистров по специальностям «Богословие» и «Церковное пение» — первый выпуск в прошлом украинского богословского вуза уже в ЛНР. Правда, молодежи среди выпускников было совсем немного, в основном зрелые мужчины от 35 лет и старше, некоторые уже в сане. Один из них — предприниматель и ктитор Роман Черенешенко, грудь которого на выпускной церемонии буквально сияла от обилия орденов и медалей, полученных от УПЦ МП — в образование идти явно не собирается.
— При Украине позиционировать себя православным было вроде как не модно. Но это уже пройденный этап для нашего общества. Теперь, после войны, обстрелов, жители Луганщины осознали обратное: стыдно как раз-таки быть неверующим. И теперь нашему обществу необходимы эксперты в области религии, занимающиеся консультативной деятельностью. Еще одно ответственное направление — благотворительность. Кто-то хочет помочь Церкви, но не знает как. Тут я могу быть хорошим помощником, поскольку знаю потребности Луганской епархии, я и по сей день по мере сил помогаю нашему Петропавловскому собору. Бизнесмен хочет видеть результат от вложенных денег, но не всегда у него есть время и желание заниматься этим процессом от и до, а священникам также не до этого, поскольку они загружены по своей основной деятельности, — говорит Черенешенко.
Первый блин
При этом работающий в образовании — преподающий основы православной культуры в одной из луганских школ и регулярно проводящий встречи в Луганском строительном колледже — протоирей о. Николай Шкондин оценивает местный опыт взаимодействия образовательной системы с Церковью с нескрываемым скепсисом.
Отец Николай Шкондин со школьниками
Отец Николай Шкондин со школьниками. Фото: Алексей Топоров
— Если эти взаимоотношения оценивать по стобалльной шкале, то я бы дал три балла. Не более. Был сделан очень хороший шаг навстречу друг другу, а после — 25 шагов назад. Знаете, почему? Потому что человеку нравится заниматься тем, что приносит быстрый результат. Вот, например, есть колбаса в холодильнике — вынул, порезал и съел. А мы занимаемся с душами детей, и эта работа даст свои результаты где-то лет через 20, не раньше. Да, Плотницкий выдвинул эту инициативу, но очень многое зависит от того, как она реализуется на местах. Я общаюсь со священниками и знаю о фактах, когда директора просто не пускают их в школы, напрямую заявляя: «Ноги вашей тут не будет!». Или строят общение по принципу: «Здрасьте-здрасьте, мы вам очень рады». И все на этом! В моем случае ситуация сложилась иначе: меня рады видеть в школе, я для них — любимый гость, детям интересно со мной, но, уверен, скажи им власть: оставляйте на свой выбор — сотрудничать дальше с Церковью или нет, ответят: спасибо, дальше не нужно. Церковь терпят, пока она просто стоит рядом, батюшка машет кадилом на ответственных мероприятиях, но если он вдруг откроет рот или начнет советы давать, то это сразу же вызовет массу негативных эмоций.
Отец Николай серьезно расстроен. Он год вел часы духовности в четвертых и пятых классах средней луганской школы. И узнал, что Министерство образования ЛНР со следующего года намерено эти часы сократить, сохранив только в четвертых классах:
— Минувший год был во многом переломным. Поначалу педагоги нас, священников, откровенно побаивались, думали, что придут к нам эти бородатые попы — начнут стращать детей бесами, пугать адскими сковородками. Но выяснилось, что священник — нормальный человек, такой же, как и они, и в чем-то опять же, с их точки зрения, полезный для школы и воспитательного процесса. И только они начали это понимать, как им сверху: мол, все, два класса — это перебор, страдает учебная программа, в пятых классах таких занятий больше не будет! Уверен, пройдет еще года два — запретят наши уроки и в оставшихся четвертых классах.
В свою очередь, советник главы ЛНР по вопросам духовности и религии Андрей Лицоев, напротив, считает, что излишней ретивости в вопросах взаимоотношений Церкви и образования быть не должно. И на первый взгляд, его вполне устраивает та система отношений, что сложилась между двумя этими институтами в еще довоенные годы: воскресные школы при храмах делают свое дело, а средние — занимаются своим.
Андрей Лицоев. Фото из личного архива автора
Андрей Лицоев. Фото: Алексей Топоров
— Наша Церковь действует так, как ей и положено действовать: прикровенно. Батюшки посещают школы, в свою очередь, школы водят учеников в храмы на экскурсии, дети поднимаются на колокольни, им рассказывают об иконах… Проводятся выставки, концерты. Я считаю, что не надо Церковь подталкивать к общению с миром. Обязательно нужно насадить духовность! Ну мы же не секта какая-то, что вербует адептов на улицах! Вот, пожалуйста, стоит храм — заходите в него, посещайте службы. А то нет же, все построились в шеренгу по два и шагом марш — в церковь! Смешно? То же и со школами. Нужно, чтобы наши семьи были готовы к духовному образованию. Иначе не будет толка. Ну какой смысл, когда ребенок станет в школе изучать одно, а потом приходить домой и видеть там совсем другое?
Исходя из этих слов, можно сделать вывод, что инициированный Игорем Плотницким опыт сближения Церкви и образования пока не очень удачен. Конечно, внутри вузов открываются богословские центры и кафедры, но в целом общество Донбасса как было постсоветским секулярным, так и продолжает оставаться таковым. И педагоги в рясах здесь по-прежнему воспринимаются как что-то весьма экзотическое. Впрочем, этому опыту, как и самой ЛНР, еще очень мало времени. На ошибках, как известно, учатся, ну и, безусловно, «дорогу осилит идущий».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости