Как царская семья объединила православные церкви за границей
В дар Храму привезли икону Царственных Страстотерпцев. Фото: Из личного архива

В дар Храму привезли икону Царственных Страстотерпцев. Фото: Из личного архива

Русская православная церковь раскололась после революции 1917 года на Московский патриархат и Церковь заграницей и объединилась лишь спустя 90 лет

Иеромонах Герасим (Войцеховский) продолжает рассказ о Храме Святых Царственных Страстотерпцев, вверенном ему, и православном приходе в аргентинском городе Мар-дель-Плата.

— Когда в Мар-Дель-Плата появился русский православный храм? Кому и как пришла идея построить православный храм в Аргентине?

— Мар-дель-Плата – это большой портовый город Аргентины на побережье Атлантического океана. С полной уверенностью можно сказать, что на летние каникулы сюда приезжает половина жителей Буэнос-Айреса. В городе проживает огромное количество русских эмигрантов, а также украинцев, белорусов и представителей прочих национальностей, исповедующих православие. На 500 км на север и 2000 км на юг до Антарктиды наш храм РПЦ МП — единственный. Для верующих людей, которые покинули свою Родину, стало огромной проблемой то, что они не имели возможности исповедоваться, участвовать в храмовых богослужениях, приобщаться к Божественной Литургии. До постройки нашего храма ближайшим от Мар-дель-Плата православным храмом был Кафедральный собор в Буэнос-Айресе, а он находится в 500 километрах от нашего города. Из-за этого далеко не все верующие могли хотя бы раз в месяц приезжать на богослужения.

В 2006 году собралась инициативная группа православных из Мар-дель-Плата. Активисты вышли к мэру города с предложением о выделении участка земли под строительство русского православного храма. По этому случаю на место неоднократно приезжал правящий архиерей митрополит Платон (Удовенко). Вместе с архитектором Юрием Кузнецовым митрополит долго искал место в центре города, но все оказалось не так просто. После многих месяцев поиска было выбрано дивное место на окраине Мар-дель-Плата в зеленой зоне, на котором и началось строительство вначале часовни, а впоследствии и самого храма. Активное участие в реализации этого проекта приняли «Двадцатка активистов» — архитектор и будущий староста храма Юрий Кузнецов, также семья Сергея Ронжина и другие неравнодушные православные, благодаря которым происходили сбор средств, строительство, оформление документов на храм. Будущие прихожане обратились к митрополиту Платону и попросили его ходатайствовать о строительстве храма перед митрополитом Кириллом во время его первого визита в Латинскую Америку. Мы получили от митрополита благословение и основную материально-финансовую поддержку.

Храм Святых Царственных Страстотерпцев в Мар-дель-Плата

Храм Святых Царственных Страстотерпцев в Мар-дель-Плата . Фото: Из личного архива

— Почему храм решено посвятить святым царственным страстотерпцам?

— В 2007 году произошло знаменательное историческое событие: подписание «Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви заграницей». До 2007 года православные русские не могли совместно молиться в одних храмах, которые находились за границей. Благодаря подписанию этого соглашения произошло мистическое воссоединение, и конфликт был преодолен.

Православный храм в Мар-дель-Плата изначально задумывался как храм в честь Святителя Николая, Мирликийского чудотворца, покровителя моряков, путешествующих и мореплавателей. Но решение поменялось, когда Церковь оказалась на пороге воссоединения. Одним из связующих звеньев исторических разногласий является семья Царственных Страстотерпцев. Царь-мученик и его семья в свое время явились причиной раскола России на два враждующих лагеря, а теперь Царь Страстотерпец Николай II и его святое семейство должны были явиться тем центром воссоединения русских за границей с их потерянной исторической Родиной и Матерью Церковью. Поэтому вновь строящийся храм по благословению святейшего, и решением Священного Синода был наименован в честь Царственных Страстотерпцев, под чьим покровительством и попечением мы пребываем теперь.

— Откуда были привезены иконы для вашего храма?

— Официально строительство храма завершилось в 2009 году. Иконостас, для нового храма был привезен из Буэнос-Айреса, храма Всех святых в земле Российской просиявших. Во время посещения нашего храма делегацией из Санкт-Петербурга — города-побратима Мар-дел-Плата — во главе с Валентиной Матвиенко, было выдвинуто предложение о том, что город на Неве постарается сделать все возможное, чтобы в нашем новом храме появился достойный этому месту иконостас. Пока изготовление иконостаса находится на стадии переговоров, но мы надеемся, что к годовщине столетия октябрьского переворота или убиения царской семьи город побратим Санкт-Петербург все же найдет возможность изготовить его. Также Валентиной Матвиенко в храм были переданы замечательные, вновь написанные иконы Царской семьи и Святителя Николая.

Вообще иконы в храме появляется удивительным образом. Например, икону Царственных Страстотерпцев, освященную в храме на месте убийства Царской семьи в Екатеринбурге, вместе с землей этого места нашему храм подарил священник из Бразилии, отец Анатолий (Топала). Вторую аналойную икону святителя Николая привез прихожанин Димитрий Григорьев, труженик нашего храма, который постоянно участвует в реализации всех проектов. Эта икона проделала долгий путь и прибыла с самих Соловков – на таком святом месте она была написана и освящена. Вы чувствуете связь! (Отец Герасим проходил послушание в Соловецком монастыре. – РП).

А в этом году, произошло архиважное событие как для нашего храма, так и — можно с уверенностью сказать — для всей Аргентины. Из фонда святителя Николая, что в Москве, в дар храму был передан памятник Святителю Николаю. Монумент был установлен во вновь выстроенной часовне, находящейся за алтарем храма. В этом удивительном событии принимало участие большое количество православных верующих людей. Теперь скульптура Святителя Николая украшает фасад ограды храма. Сам Святитель Николай молитвенно возносит руки к небу и предстательствует о всех, с верой к нему прибегающих.

оржественное освящение часовни и памятника Святителю Николаю

Торжественное освящение часовни и памятника Святителю Николаю. Фото: Из личного архива

— Только ли на церковнославянском языке проводятся богослужения в вашем храме?

— Богослужения в нашем храме проходят на церковнославянском языке. Часто бывают случаи, когда в храм приходят аргентинцы — местные жители и мои помощники переводят для них на испанский язык тексты проповеди или части богослужений.

Кто помогает вам проводить богослужения в Мар-Дель-Плата?

— Мне помогают хор и чтец. Когда я уезжаю в отпуск (а это случается раз в год на месяц) в это время меня заменяет священник из Буэнос-Айреса, или священник из Сербской православной церкви — иерей Стефан, с которым у нас выстроились хорошие отношения, его полюбили прихожане и по возможности он приезжает на богослужения.

Сколько сейчас людей в приходе? Все ли русские? Есть ли аргентинцы?

— В основном сейчас на богослужение приходят русские, украинцы и белорусы. Не является исключением и приход на службу местных жителей аргентинцев. Меня очень удивляет тот факт, когда они, абсолютно не зная русского языка, а тем более церковнославянского, подолгу стоят на службе, вслушиваются в молитвы. Заметно, как они молятся. Удивляешься тому, с каким большим благоговением они относятся к православным святыням, подходят ко кресту, целуют иконы, берут благословение. Все это показывает особое уважение к православию, а возможно, Господь приведет кого-то из них к православной вере. 

Какие мероприятия организует ваш приход?

— Традиционными, с началом открытия прихода в 2013 году, стали празднования Рождества Христова, Пасхи. На приходе проводятся детские праздники, торжественные утренники, а также торжества по случаю Престольного праздника 17 июля. Каждое воскресенье после богослужения в Храме собираются молодые прихожане для беседы. Это первый этап становления и подготовки для создания воскресной школы. Также каждое воскресенье в трапезной проходят традиционные русские чаепития, на котором собираются прихожане. Гости храма пьют чай, общаются, делятся переживаниями. Прихожане нашего храма участвуют и в общегородских творческих мероприятиях, так как они одновременно являются не только прихожанами, но и представителями русских клубов в городе.

Как количественно меняется приход с момента основания храма? Кто составляет его костяк, и есть ли интерес у молодых людей?

— С закладки камня на месте сооружения храма за период строительства и до момента регулярных богослужений количество прихожан, конечно же, изменилось. Как вы знаете, человек проходит много этапов становления в вере. Хорошим примером для этого явилась бы притча самого Господа Иисуса Христа, о семени, брошенном при дороге, семени брошенном в каменистую почву, брошенном в терниях и о брошенном в плодородную почву. Каждое дало свой плод, а некоторое засохло или было подавлено. Так вот, приходская жизнь, это такое суровое сито, через которое просеиваются все без исключения прихожане. А  рвение, с которым в начале строительства храма прихожане боролись с трудностями, строили, участвовали в жизни прихода, конечно со временем проходит, если его не возгревать верой и любовью к Богу. Но несмотря на испытания веры временем, основной костяк прихожан остался — они и являются тем стержнем, на котором строится внутренняя жизнь нашего прихода.

Если говорить о молодежи, то у нас довольно-таки молодой приход по составу прихожан, но возрастные категории тоже разные: от самых пожилых, возраст которых примерно за 80, до совсем маленьких, крещенных уже здесь, в этом храме. Родители их приносят практически на каждое богослужение. Они участвуют в церковных таинствах. Ежемесячно на приходе проходят собрания церковного актива. На этих собраниях мы обсуждаем проблемы приходской жизни и возможности решения тех или иных вопросов, которые возникают в процессе жизнедеятельности прихода. Со стороны приходского актива я как настоятель, чувствую помощь, большую поддержку и небезразличие. В беседе с прихожанами всегда расставляю акценты на том, что это их храм, это их приход, их жизнь, и будущее в их руках. На приходе все нужно делать совместно, а самое важное, чтобы прихожане были сами заинтересованы в решении тех или иных задач и предложений. Инициатива настоятеля выносится на обсуждение с активом храма.

«Для монаха не имеет значения, на какое место его поставит Бог» Далее в рубрике «Для монаха не имеет значения, на какое место его поставит Бог»О православной миссии в католической Аргентине

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»