Шелковая удавка для Афганистана
Президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай с визитом в Китае. Фото: Andy Wong/AP/TASS

Президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай с визитом в Китае. Фото: Andy Wong/AP/TASS

В чем опасность нового транспортного проекта Китая

Один из крупных соседей Афганистана, Китай, намерен обсудить с Кабулом перспективы строительства «нового Шелкового пути». Об этом на семинаре в Кабуле заявил на днях посол КНР в Афганистане. Семинар был организован посольством Китая и Центром стратегических исследований при Министерстве иностранных дел Афганистана.

Китай, следуя своим далеко идущим геополитическим планам, намеревается проложить дорогу через Ваханский коридор на северо-востоке Афганистана, через единственный, совсем небольшой участок границы между Афганистаном и КНР и далее протянуть ее на запад, в Иран и страны Персидского залива.

Ранее Пекин не раз весьма настойчиво предлагал строительство «нового Шелкового пути», который пролегал бы через страны Центральной Азии: Киргизию, Узбекистан и Туркмению. Однако, несмотря на обсуждение этих проектов в течение многих лет, они так и не были реализованы. Причем страны Центральной Азии продемонстрировали удивительную глухоту по отношению к китайским предложениям, проигнорировав очевидные на первый взгляд выгоды.

Китай намеревается реализовать проект по одному из наиболее сложных маршрутов—  через высокогорные районы Памира, что говорит о невозможности задействования других, более благоприятных путей.

Технологические проблемы

«Новый Шелковый путь» по плану должен был иметь железнодорожную магистраль в качестве главной транспортной опоры, что определялось условиями высокогорья, в которых электрифицированные железные дороги гораздо лучше и экономичнее автотранспорта. Однако китайская сторона предлагала неприемлемые технические условия реализации проекта. В странах Центральной Азии колея советская — 1520 мм, а в Китае — европейская, 1435 мм. Китай предлагал протянуть по территории Киргизии, Узбекистана и Туркмении железную дорогу с европейской колеей, чтобы соединить свои железные дороги напрямую с железными дорогами Ирана (у последнего тоже европейская колея) и провозить грузы без каких-либо технических затруднений.

В итоге страны Центральной Азии были бы вынуждены эксплуатировать железные дороги с разной колеей и держать два парка подвижного состава. Это существенно повысило бы себестоимость перевозок и всей работы железных дорог. К тому же китайская «шелковая» магистраль, по существу, рассекала бы железнодорожные системы Узбекистана и Туркмении на две части, что создавало бы серьезные затруднения для внутренних грузовых перевозок.

Получилось бы, что главные выгоды от реализации проекта получали бы китайские грузоотправители и КНР в целом, а на долю стран Центральной Азии достались бы основные издержки от его реализации. Поэтому китайские предложения и не были приняты.

Контроль над афганской экономикой

В Афганистане — аналогичная проблема, поскольку существующая там железная дорога Хайратон — Мазари-Шариф, построенная и эксплуатируемая «Узбекскими железными дорогами», построена на советской колее. Правда, этот фактор будет осложнять строительство магистрали в меньшей степени, нежели в Узбекистане и Туркмении.

Строительство китайской магистрали вполне вероятно, и оно будет встречать гораздо меньше трудностей, чем в Узбекистане, поскольку в силу фактического отсутствия железнодорожной сети в Афганистане имеется возможность обойти магистраль до Мазари-Шарифа стороной. С технической точки зрения китайская сторона может протянуть железнодорожную ветку через Ваханский коридор, через север Афганистана до Герата, на соединение с железными дорогами Ирана. У Китая есть достаточный опыт строительства железных дорог в условиях высокогорья.

С экономической точки зрения это будет означать привязку афганской экономики к китайской: за счет транзитного грузопотока, за счет экспорта и импорта. Экспорт афганских товаров через Россию сразу станет невыгодным. В известной степени в орбиту китайского экономического влияния попадет и Иран.

Помимо этого, железная дорога составит основу для китайской экспансии в горнодобывающий сектор Афганистана, в особенности в Бадахшан, обладающий крупными и почти нетронутыми запасами полезных ископаемых. Контроль над экспортом и импортом, транспортом, энергетикой (вытекающий из электрификации железных дорог) и горнодобывающей промышленностью со стороны Пекина означает контроль над афганской экономикой в целом. Этот контроль, кстати, позволяет реализовать типично колонизационную модель экономики: добыть и вывезти.

России невыгодно

Для РФ все подобные проекты крайне невыгодны, поскольку после установления китайского контроля над экономикой Афганистана наше участие и влияние там упадет до нуля.

Для России было бы наиболее выгодно, чтобы Афганистан стал железнодорожным узлом, соединяющим три системы железных дорог: ближневосточную, бывшего СССР и Индии и Пакистана, но при этом не было бы прямой связи между китайскими и иранскими железными дорогами. В этом случае все заинтересованные стороны были бы вынуждены делать крупные инвестиции в Афганистан и принимать участие в поддержании там безопасности.

Получалось бы многостороннее экономическое, инвестиционное и политическое сотрудничество, в котором Москва могла бы играть роль авторитетного посредника. В случае же реализации «нового Шелкового пути» все вопросы будет решать Пекин. Последний не связан ни с кем долгосрочными интересами и будет действовать только с учетом своих собственных.

Волнения из-за ЛЭП Далее в рубрике Волнения из-за ЛЭППротестующие в Кабуле оспаривают место реализации международного энергетического проекта

Комментарии

17 мая 2016, 12:51
Что бы строить что-то в Афганистане, нужно сначала урегулировать там обстановку, выгнать наконец американцев и договориться с талибами, что бы они следили за порядком. А пока там междоусобная война, игиловцы собирают банды, героин на весь мир выращивают, какая экономика?
18 мая 2016, 00:54
Думаете талибы не торгуют наркотиками? Там практически нет непричастных к наркотрафику.
18 мая 2016, 13:48
Основной костяк движения Талибан выступает резко против наркотиков. Сейчас обстановка там такая только потому, что всем рулят американцы. Это им выгодна наркоторговля.
18 мая 2016, 08:52
Тут новый шелковый путь, там новый южный поток. Россия вроде как не при делах... Пора начать использовать огромную территорию как конкурентное преимущество. Допустим, связать скоростной жд веткой Тихий и Атлантический океаны для перевозки морских грузов.
18 мая 2016, 11:31
Дело в том, что КНР с паками в отл. отношениях и Талибан тоже с пакистанцами, это означает, что у китайцев дело пойдут успешно.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»