Провальная «четверка»
Президент Афганистана Ашраф Гани (в центре) на совместном заседании Национального Собрания в соединении парламента в Кабуле. Фото: WAKIL KOHSAR/АFP

Президент Афганистана Ашраф Гани (в центре) на совместном заседании Национального Собрания в соединении парламента в Кабуле. Фото: WAKIL KOHSAR/АFP

Нынешний формат мирных переговоров по «Талибану» без участия России обречен на провал

Концепция формата «четверки» для организации переговоров с талибами потерпела полный провал, как ранее и предсказывала официальный представитель МИД России Мария Захарова. В последние две или три недели в афганской прессе совершенно исчезли сообщения о работе «четверки» (хотя ранее эта тема усиленно освещалась), а источники в МИД и МО Афганистана считают, что вся идея переговоров в формате «четверки» была более всего выгодна Пакистану и отчасти Китаю.

Пакистан стремился добиться от Афганистана серьезных уступок, особенно по «линии Дюранда» (до сих пор не размеченная граница между Пакистаном и Афганистаном), но при этом он сохранял контроль над руководством «Талибана» (организация запрещена в РФ). Судя по всему, позиция талибов на переговорах (немедленный вывод американских войск, формирование временного правительства с участием талибов и так далее) — это продукт пакистанского влияния, стремящегося создать в Афганистане марионеточное правительство.

Более того, после кровавого теракта в Кабуле и среди населения идея вести переговоры с талибами, которая и раньше казалась подозрительной, теперь  воспринимается как неприемлемая. Простые жители требуют мести за пролитую кровь, а не переговоров. Это отразилось даже в позиции официальных органов. Заместитель представителя президента Афганистана Дава Хан Менапал назвал талибов врагами народа. Это не просто заявление — это официальная позиция высокопоставленного органа. Таких резких заявлений от руководства Афганистана в адрес талибов ранее не звучало.

Провал «четверки» произошел по причине кризиса доверия, который, в свою очередь, связан с тем, что участники этого формата добивались не соглашения и мира, а своих эгоистичных целей. Когда это становилось достаточно очевидным, переговорный процесс разваливался. И в Афганистане, и в Пакистане по поводу четверки продолжают существовать разногласия без единой концепции, например, в Исламабаде правительство за формат, а ISI-разведка против. В пакистанской газете «Джанг» от 21 апреля в статье местного аналитика, эксперта Имрана Хана отмечается, что Сартадж Азиз (пакистанский представитель в «четверке») недоволен политикой афганской власти, и что для Талибана не существует компромисса.

В Кабуле среди сторонников премьера Абдуллы Абдуллы достаточно много противников «четверки», в то время, как среди команды Ашрафа Гани — больше сторонников формата. Таким образом, можно анализировать, что и в Пакистане, и в Афганистане умеренные политики, принимавшие решение и имеющие влияние на руководства стран за расширение «четверки» достаточно влиятельны. Эти политики обладают своей командой и выступают за продолжение переговоров с Талибаном, но уже в новом, расширенном и многостороннем составе, включающем 5 стран Центральной Азии, Россию, Иран и Индию.

Российский рецепт

Россия, как держава, стоящая над схваткой и учитывающая интересы всех сторон, может и должна предложить свой вариант разрешения ситуации в Афганистане.

Конечная цель любых переговоров по Афганистану — прекращение войны и установление прочного мира в Афганистане, противостояние наркоторговле и религиозному экстремизму при уважении суверенитета Афганистана.

Определение характера политического и общественного строя, формирование правительства и органов власти является внутренним делом Афганистана, однако договаривающиеся стороны настаивают, чтобы сам процесс этот был демократическим, справедливым, без насилия и диктата (из чего, в частности, следует, что если представители «Талибана» после заключения мирного соглашения придут к власти демократическим путем, то это будет признано Россией).

Договаривающиеся стороны также должны отказаться от силового разрешения спорных вопросов, касающихся Афганистана. А боевикам вооруженной оппозиции, прекратившим боевые действия и сдавшим оружие, должна гарантироваться амнистия; боевики афганского гражданства могут по желанию вступить в Афганскую национальную армию, иностранные боевики могут принять афганское гражданство или вернуться на родину.

В Афганистане не должны находиться иностранные войска и иностранные военные базы; гарантируется нейтральный и внеблоковый статус Афганистана.

Страна должна быть очищена от международных террористических организаций (таких как «Аль-Каеда» и «Исламское государство»); необходимы гарантии не предоставления убежища и помощи членам этих организаций.

Декларация целей переговоров очень важна, поскольку она позволит пресекать попытки вносить в повестку вопросы, напрямую национального примирения не касающиеся, вроде признания Афганистаном «линии Дюранда».

Опыт, который можно было бы применить в Афганистане — проведение переговоров, исходя из сирийского опыта. И главный залог их успешности — это перемирие. Все враждующие стороны: афганская армия, «Талибан», иностранный военный контингент — должны на время ведения переговоров воздержаться от каких-либо боевых действий и актов насилия. Силы сторон остаются в занимаемых районах на момент объявления перемирия. «Талибан» должен предоставить дислокацию своих отрядов, чтобы отличить их от отрядов международных террористических организаций.

Переговоры проходят в Кабуле, афганское правительство гарантирует неприкосновенность и безопасность делегаций «Талибана» и других группировок, пожелавших вступить в переговоры.

Весьма важное предварительное условие для ведения переговоров состоит в том, что «Талибан» должен представить доказательства своей политической независимости от Пакистана, либо от других стран или международных террористических организаций. Только в этом случае их можно признавать в качестве участников переговоров. Если «Талибан» полностью зависим, скажем, от Пакистана, то целесообразнее договариваться напрямую с Пакистаном.

Такой подход к организации мирных многосторонних переговоров может быть наиболее эффективным и привести к достижению соглашения между враждующими сторонами, а также укрепить политический авторитет России на международной арене и в регионе. 

Правительству Афганистана пригрозили федерализацией Далее в рубрике Правительству Афганистана пригрозили федерализациейАмериканцы подогревают раскол в элитах афганского государства и ослабляют страну

Комментарии

25 апреля 2016, 23:09
Какбэ все наши силы не ушли на решение внешнеполитических вопросов,надо внутри серьезно работать, людей в порядок приводить
26 апреля 2016, 23:11
Решение проблемы может быть одно - выкинуть из Афганистана американских советников и всех остальных их прихлебателей, сесть за стол переговоров с талибами и передать им власть в регионе в обмен на стабилизацию обстановки. Только талибы могут навести порядок в Афгане
27 апреля 2016, 08:47
И в этой схеме есть изъян. Нельзя же все держать на авторитете и страхе перед партнерами. Нужно найти решение. которое будет автономно в веках. а не было временным.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»