Две главные беды Афганистана
Фото: Omid / Zuma / TAСС

Фото: Omid / Zuma / TAСС

Прекращение войны и восстановление транспортной системы — ключ к развитию Афганского государства

Афганские грузоперевозчики сталкиваются с серьезными ограничениями при прохождении афгано-пакистанской границы и терпят убытки. По мнению представителей Торгово-промышленной палаты Афганистана, эти препятствия возникают не без помощи пакистанской разведки ISI — об этом корреспонденту РП рассказал председатель Торгово-промышленной палаты ИРА Мохаммад Курбан Хакджу.

Для решения вопроса Торгово-промышленная палата Афганистана предлагает присоединиться к системе TIR — «Международные дорожные перевозки». Это международная система, работающая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, призванная упростить административные формальности при международных автоперевозках. На сегодняшний день она действует в 57 странах мира.

Афганистан пока не подписал соглашение о присоединении к системе, но применяет все его положения, касающиеся международных перевозок. Присоединение Афганистана к соглашению было отложено по требованию Таможенного комитета, а также Министерства финансов Афганистана: им не понравилось увеличение таможенных сборов, которое последовало бы вслед за подписанием документа. Однако в поддержку предпринимательства выступило Министерство транспорта и авиации Афганистана, приступившее к частичной реализации положений этого международного соглашения.

Местным и иностранным предпринимателям много хлопот доставляет разрушенная в результате длительных войн транспортная инфраструктура страны. Несмотря на наличие большого количества полезных ископаемых, доступных для освоения, Афганистан не может приступить к их масштабной разработке, не имея развитой транспортной системы и сопутствующей инфраструктуры как важной части дальнейшего роста экономики.

В Афганистане действуют сразу два органа, ответственных за состояние дорог — Национальный комитет по развитию инфраструктуры и транспорта и собственно Министерство транспорта, — но их усилий явно не хватает, а взаимодействие между этими структурами не налажено. Фронт работ поистине огромный: это улучшение и ремонт дорог, строительство дополнительных шоссе для пассажирского и отдельно для грузового транспорта, развитие железнодорожного сообщения. Отсутствие инфраструктуры снижает привлекательность страны в глазах инвесторов, как внутренних, так и иностранных.

Именно с иностранными инвесторами в Афганистане связывают надежды на восстановление разрушенной инфраструктуры. Например, Япония помогает афганцам в строительстве дороги в провинции Парван. А к реализации проекта по строительству автотрассы в провинции Гильменд стоимостью 33,7 млн долларов подключился Азиатский банк развития. Генподрядчиками выступают афганские и китайские строительные компании. Интересны транспортные проекты в Афганистане не только азиатам: например, Германия профинансировала строительство 11-километровой дороги между городом Балх и мостом Бангала стоимостью 3,3 млн евро.

Несмотря на радужные перспективы, открывающиеся перед Афганистаном с каждым новым заключенным контрактом, проблем остается слишком много. Министр транспорта Мохаммадулла Баташ рассказал «Русской Планете», что возраст ныне существующей транспортной системы страны — 60 лет. Всего в Афганистане зарегистрировано около 1,9 млн государственных и частных транспортных средств, из них почти 500 тыс. — государственные, в том числе 312 тыс. грузовиков-дальнобойщиков, около 100 тыс. автобусов и почти 20 тыс. городских такси. Многие транспортные средства давно нуждаются в ремонте. Ежегодно на дорогах в результате ДТП по всей стране гибнет свыше 5 тыс. человек, подчеркнул министр.

Именно слабость афганской транспортной системы — не только автомобильной, но и в первую очередь железнодорожной — считается одной из главных причин, по которой не могут развиваться российско-афганские экономические отношения в экономическом плане. Афганистан мог бы поставлять в Россию свою сельскохозяйственную продукцию, но количество пересекаемых при этом государственных границ делает подобные поставки экономически необоснованными.

Кстати, в свое время существовала совместная афгано-советская компания «Афсутр», позволившая наладить транспортное сообщение между странами. Она была ликвидирована в 1991 году вместе с распадом СССР. Этот проект может получить второе дыхание в рамках ШОС, и сегодня такое сотрудничество важно для региона, как никогда. Присоединение Афганистана к соглашению о международных дорожных перевозках и устранение таможенных и административных барьеров позволит, к примеру, пакистанским предпринимателям перевозить товары в страны Центральной Азии и в Россию в обход морских перевозок и без неизбежной выплаты дани европейским судоходным компаниям.

План Б для президента Далее в рубрике План Б для президентаДля чего в Афганистане создается Высший совет управления образованием

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»