Фасадные работы
Фасадные работы

Эксперты из Института Генплана Москвы показали журналистам будущие площадки под застройку на столичных набережных

В сентябре власти города объявили международный конкурс на разработку концепции развития территорий, прилегающих к Москве-реке. Его итоги подведут в декабре 2014 года, а к апрелю 2015 года планируют разработать градостроительную документацию. Спустя еще год москвичи смогут увидеть первые результаты этой работы. А пока специалисты научно-исследовательского и проектного института (НИИПИ) Генерального плана Москвы решили наглядно показать журналистам пятна будущей застройки. «РП-Недвижимость» поучаствовала в речной экскурсии.

Маршрут начался от делового центра «Москва-Сити» и завершился на полуострове «ЗИЛ». Экскурсия стартовала от делового комплекса «Москва-Сити» не случайно. Этот объект, как заметила Алиса Белякова, начальник отдела архитектурных и градостроительных конкурсов института, должен стать главным акцентом в этом проекте. Кроме того, данная территория, как и территория «ЗИЛа», была выбрана для детальной проработки конкурсантами.

Уникальные излучины

Многие набережные, например Краснопресненская, Киевская или Тараса Шевченко, сформировались в 50-60-е или даже 90-е годы ХХ века. Как заметил главный архитектор Института Генплана Москвы Андрей Гнездилов, это относительно недавно, если смотреть в масштабах города с вековой историей. «Создание набережных — процесс длительный. Поэтому сегодняшний интерес к реке и желание как можно быстрее ее переустроить по лучшим европейским стандартам немного опережает возможности города», — отметил он.

Набережные центра города имеют особенности: Москва-река делает в центре столицы два крутых поворота, практически на 180 градусов. Именно эти излучины, по словам архитектора, дали ту впечатляющую панораму, которую можно наблюдать по ходу движения с реки, а также дали предпосылки для проектирования визуальных доминант и ансамблей в Генплане Москвы 1935 года. Строительство каменных набережных с гранитной облицовкой началось именно тогда. До этого в некоторых местах реку можно было перейти вброд. Тогда власти приняли решение о поднятии ее уровня на 3 метра за счет строительства шлюзов и плотины в Перерве. Повышение уровня было связано с необходимостью обеспечения транспортной связи вдоль реки. Москва-река должна была стать портом пяти морей, а центральная часть города разгрузиться за счет опоясывающей системы доступного речного транспорта.

Перспективные промзоны

Во время экскурсии Андрей Гнездилов обратил внимание на здание Международного торгового центра (МТЦ), первая очередь которого была построена еще в 70-е годы ХХ века. По его словам, этот объект стал первым образцом качественного иностранного строительства, не типичного для советской архитектуры. Среди промышленных территорий, которые еще ждут своих проектов, он назвал Бадаевский пивоваренный завод, карандашную фабрику «Сакко и Ванцетти», «Филикровлю», завод имени Казакова, «Трехгорную мануфактуру».

По информации НИИПИ, наиболее определенная ситуация сложилась с территорией бывшего завода «ЗИЛ». В апреле текущего года состоялся первый аукцион по выбору инвестора застройки. Победителем конкурса стала компания «ЛСР Недвижимость-М» («дочка» петербургского холдинга ЛСР). Она получила право построить на участке в 65 гектаров 1,56 млн квадратных метров недвижимости. Алиса Ткачук, ведущий специалист зональной мастерской №15, рассказала, что жилая застройка будет высотой в шесть этажей. Дома будут обращены фасадами к реке. Застраивать набережные целиком не планируют: здесь должны появиться скверы, парки, площади, прогулочные зоны, несколько новых автомобильных и пешеходных мостов, также будет открыта станция метро «Технопарк». Под озелененные территории выделят 90 гектаров. Главной осью нового района станет бульвар, вокруг которого разместятся знаковые объекты — музей науки, концертный зал, культурный центр для детей. Здание медицинского центра, который раньше обслуживал работников предприятия, будет реконструировано, после чего откроется для жителей новостроек.

Четыре в одном

Как меняются набережные в Москве горожане и гости столицы уже могли оценить по четырем территориям (парку искусств «Музеон», Парку Горького, Нескучному саду и Воробьевым горам), которые представляют теперь единое пространство. Одним из аспектов конкурсного предложения по развитию территорий, прилегающих к Москве-реке, как раз является создание неразрывной системы озеленения вдоль реки для улучшения экологического состояния территорий. К решению данной задачи, как заметил заместитель руководителя НПО «Экология» Василий Грицан, есть общий подход. Одним из них является объединение соседних природных территорий под управлением одного ведомства, как это случилось с вышеназванными территориями.

Эксперт уточнил, что благодаря такому подходу образуются неразрывные рекреационные пространства, способные вместить много отдыхающих. Например, основная проблема, которую испытывает Парк Горького, это большая посещаемость. Нагрузку удалось распределить вдоль берега реки за счет пешеходных и велосипедных дорожек, которые проложили вдоль всей объединенной территории парка. В природном заказнике Воробьевы горы, по мнению экспертов института, невозможно появление объектов капстроительства. Здесь планируется устройство смотровых площадок.

По оценкам института, в целом площадь так называемых статусных территорий вдоль Москвы-реки составляет примерно 2000 гектаров, при этом 900 гектаров из них не требуют разработки градостроительной документации, либо проектов планировок, а требуют только надлежащего ухода. Примерно 850-880 гектаров нуждаются в разработке проекта благоустройства, 150 гектаров — в реорганизации, еще 100 гектаров — в проектах благоустройства, которые ложатся на плечи землепользователя.

Мосты в дефиците

В ходе экскурсии было отмечено, что Москве не хватает мостов. Сейчас их насчитывается 36, из них 14 расположены в центре города. Дефицит, по словам главного специалиста НПО «Транспорта и дорог» Института Генплана Екатерины Чернашкиной, особенно ощущается в срединной и в периферийной частях города, где река в настоящее время зачастую является непреодолимой преградой для пешеходов и машин. «Это приводит к автомобильным перепробегам и дополнительной загрузке существующих мостов и магистралей. Кроме того, если расстояние между мостами в центре города составляет в среднем 1 километр, то на периферии может достигать 13 километров», — сказала она.

Длина Москва-реки в пределах города составляет 76 километров. Если сравнить с другими крупными городами мира, то превосходство в этом смысле только у Шанхая (83 километра). В Париже протяженность реки в городе составляет 12 километров, в Нью-Йорке — 37 километров, в Лондоне — 64 километра.

Богатое наследие

Вдоль водной артерии расположены все три столичных объекта, которые признаны ЮНЕСКО культурным наследием: Московский Кремль, ансамбль Новодевичьего монастыря и церковь Вознесения в Коломенском. Помимо этого по берегам расположены и другие монастыри и церкви, являющиеся памятниками архитектуры. По словам архитектора НПО «Исторические зоны» Института Генплана Москвы Бориса Кондакова, в нынешнем положении территорий Москвы-реки они утратили визуальную связь с берегами. Поэтому в задачи конкурсантов, в том числе будет входить разработка программы приспособления и использования различных объектов культурно-исторического наследия, а также включения их в туристические маршруты вдоль набережных.

Существует и другая трудность. Парапет многих набережных выполнен в виде гранитной стенки, что отделяет горожан от водного зеркала и лишает визуального контакта с рекой. В институте подчеркивают, что над этим предстоит серьезно поработать. «Благо существуют спуски к реке, которые являются переходным, масштабным приемом для визуальной связи ансамблей по правому и левому берегу. Их не так много, а те, что есть, по словам эксперта, представляют собой интересные памятники архитектуры. При этом в Москве нет ни одного повторяющегося спуска», — заметил Кондаков.

По мнению Алисы Беляковой, важной задачей конкурса является обеспечение подхода горожан к реке. Это можно сделать за счет создания проницаемости территорий вдоль реки и обустройства безопасных пешеходных переходов на пересечении с автомобильным движением. «Конкурсанты должны учесть все нюансы, ведь вода усиливает цвет, фактуру и форму зданий, ими должна быть продумана не только первая, но и вторая береговая линия. Кроме того, любое пространство должно стать доступным для маломобильных граждан и представителей всех социальных групп», — заявила эксперт.

Речной фасад

Специалисты из НИИПИ напомнили, что изначально московские набережные имели утилитарный характер: защищали берега от воды, вдоль них прокладывали автомобильные дороги. Река использовалась в основном для грузоперевозок, поэтому не было связи между водным пространством и городом. К сожалению, не состоялась в прежние времена и увязка берега в один ансамбль. Например, на Саввинской набережной был построен циркулярный дом. Напротив него на другом берегу должно было появиться такое же здание, но планы реализовать так и не удалось. Конкурсанты должны будут исправить подобные асимметрии. 

«Основная задача конкурсантов — проанализировать сюжеты и видовые доминанты, создать такие проекты, чтобы город был узнаваемым. Иными словами, нужно создать речной фасад столицы», — заключила Алиса Белякова.

Доступно не значит дешево Далее в рубрике Доступно не значит дешево«РП-Недвижимость» узнала, где в Подмосковье можно найти самые дешевые новостройки, а также какими темпами и почему дорожает первичное жилье

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»