На замену легендарному МиГ-29
На замену легендарному МиГ-29

Чем уникален МиГ-35 и какое будущее уготовано новому российскому истребителю

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» готовится к презентации на МАКС-2017 многофункционального легкого истребителя поколения 4++ МиГ-35. Новинке обещано хорошее будущее в России: 35-й должен заменить всю линейку 29-х, которые стоят на вооружение ВКС и ВМФ. Одновременно РСК МиГ штурмует зарубежные рынки, где жизненный цикл МиГ-29 приближается к концу.

Международный авиационно-космический салон (МАКС), который в этом году стартует 18 июля, прекрасная площадка для корпорации для продвижения МиГ-35. Презентация этого самолета станет одним из центральных событий салона в подмосковном Жуковском. РСК представит истребитель, который должен значительно превосходить предшественника по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) и уверенно чувствовать себя в любых погодных и природно-климатических условиях.

Военные летчики часто называют МиГ-29 «солдатом». В это понятие вкладывается надежность и неприхотливость истребителя. Агрегаты и оборудование машины спокойно переносят зимнюю стужу, летний зной и эксплуатацию на окруженых пустыней аэродромах. МиГ-29 — многоцелевой истребитель четвертого поколения, который был приспособлен выполнять боевые задачи в любых точках земного шара, включая страны третьего мира.

Эксплуатация МиГ-29 началась в 1983 году. С тех пор самолет претерпел несколько модификаций и модернизаций. Одна из последних и наиболее популярных в войсках — МиГ-29М2, который является машиной поколения 4++. На данный момент это самый современный легкий истребитель, который стоит на вооружении РФ. В общей сложности «МиГ» произвел более 1600 единиц МиГ-29.

Этот истребитель ни в коем случае нельзя назвать устаревшим. В МиГ-29 был заложен огромный модернизационный ресурс и внешне он выглядит очень современно, в отличие, например, от дальнего перехватчика МиГ-31. Однако с момента первого полета (6 октября 1977 года) скоро пройдет 40 лет. России требуется постепенный переход на легкие истребители пятого поколения, либо замена авиапарка на машину, которая максимально приближена к «пятерке».

МиГ-35 — это как раз тот самый «мостик» между четвертым и пятым поколением. Если не присматриваться, то новый истребитель не отличается от предшественника, но на самом деле некие отличия все же заметы: это немного конструкция крыла и корпуса. МиГ-35 превосходит МиГ-29 по боевым возможностям и начинен самой современной на данный момент электроникой и оборудованием.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), куда входит РСК «МиГ», приводит следующие уникальные характеристики МиГ-35:

  • увеличенная боевая нагрузка, размещаемая на девяти точках внешней подвески;
  • повышенный запас топлива, дозаправка в воздухе и возможность использования в качестве танкера;
  • технологии антикоррозийной защиты планера и основных систем, соответствующие стандартам, разработанным для корабельных истребителей, что существенно облегчает эксплуатацию самолета в условиях тропиков;
  • существенно сниженная заметность в радиолокационном диапазоне;
  • трехканальная цифровая комплексная система дистанционного управления с четырехкратным резервированием;
  • существенно повышена надежность самолета, двигателя и авионики;
  • увеличен срок службы и ресурс;
  • возрос межремонтный ресурс двигателей;
  • стоимость летного часа МиГ-35 почти в 2,5 раза ниже, чем у МиГ-29;
  • МиГ-35 рассчитан на эксплуатацию по техническому состоянию.

Эксперты сходятся во мнении, что, по сути, РСК МиГ представит на МАКС-2017 очень глубокую модернизацию 29-й модели. И это действительно так: МиГ-35 при всех его достоинствах «новейшим» назвать сложно.

Если мы оглянемся на 20 лет назад, то поймем, что в 2017 году у России уже мог быть истребитель пятого поколения под названием МиГ-35. В силу недостатка финансирования и отсутствия должного интереса со стороны государства проект пятого поколения МиГ 1.44 (МиГ 1.42) МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель) так и не был реализован, хотя по некоторым своим ТТХ он превосходил американский F-22 Raptor.

29 февраля 2000 года состоялся первый и единственный полет прототипа самолета пятого поколения разработки РСК «МиГ». Нынешний МиГ-35 — это своеобразный компромиссный вариант для конструкторов, мечтавших создать машину нового поколения. В тучные 2000-е годы госзаказами оказался обласкан ОКБ Сухого и, к сожалению, «МиГ» переживал непростые времена.

Большой репутационный ущерб компании нанесло уголовное дело о хищении 800 миллионов рублей. Как полагает следствие, в начале 2000-х годов злоумышленники приобрели недвижимость у РСК МиГ за несколько десятков миллионов рублей при рыночной стоимости более 600 миллионов рублей.

Обвиняемыми по статье 159 части 4 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) оказались бывший гендиректор ОАО «МиГ-Рост» Алексей Озеров (предполагаемый организатор мошеннической схемы), заместитель гендиректора ПАО «Туполев» Егор Носков, экс-заместитель гендиректора ОАО «Вертолетная сервисная компания» Алексей Андреев и их предполагаемый сообщник Борис Свиридов.

«Во втором эпизоде речь идет о событиях, которые произошли в 2007–2009 годах. Тогда, по версии СКР, у РСК «МиГ» было похищено хранившееся на складах оборудование для сборки и оснастки вертолетов. Первоначально в деле фигурировал ущерб в 400 миллионов рублей. Однако в окончательной редакции осталась цифра вдвое меньше», — уточняет «Коммерсант».

Не исключено, что в такой ситуации продажи МиГ-35 — едва ли единственный способ возрождения корпорации. Сейчас РСК проводит модернизацию производственных мощностей. Так, в 2016 году предприятие запустило цех гальванокрасочных покрытий и термообработки. В цеху функционируют три производственные линии, но до конца 2017 года заработают все 14.

Определенную надежду внушают и финансовые показатели компании: выручка в 2016 году составила 56,7 миллиарда рублей, прибыль — 5,6 миллиарда рублей. Это был самый успешный год с середины 1990-х годов. Гендиректор РСК «МиГ» Илья Тарасенко рассчитывает, что в 2017 году предприятие выручит до 70 миллиардов рублей, но прибыль может упасть до 4-5 миллиардов рублей.

По словам топ-менеджера, РСК «МиГ» способен выпускать до 36 самолетов в год. Эта цифра говорит о готовности компании к выполнению масштабных заказов по выпуску МиГ-35. Правда, серийное производство истребителя начнется не раньше конца 2018 года, так как до этого времени самолет будет проходить этап летных испытаний. Сегодня корпорации важно не только вернуть честное имя, но и сформировать портфель заказов на действительно достойную машину, которой без сомнения является МиГ-35.

За гранью понимания Далее в рубрике За гранью пониманияКаких поворотов стоит ожидать в деле Алексея Улюкаева

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»