Южный округ: противники на Кавказе России не страшны
Солдаты во время занятий по огневой подготовке на полигоне 7-ой военной базы в Абхазии. Фото: Валерий Мельников / РИА

Солдаты во время занятий по огневой подготовке на полигоне 7-ой военной базы в Абхазии. Фото: Валерий Мельников / РИА

Сил у ЮВО для обороны — с избытком, для наступления — недостаточно

Южный военный округ ВС РФ (штаб в Ростове-на-Дону) получился путем сложения Северо-Кавказского ВО, Черноморского флота и Каспийской флотилии. Это самый маленький по территории, но самый «горячий» из наших округов.

Какие войска и вооружения есть у ЮВО

Группировка сухопутных войск, ВДВ и береговых частей ВМФ в составе ЮВО сегодня включает одну десантно-штурмовую дивизию, девять мотострелковых (в том числе три горные), одну десантно-штурмовую, одну разведывательную, два спецназа, одну ракетную, одну артиллерийскую, одну реактивно-артиллерийскую, одну зенитно-ракетную бригады. Также в ее состав входят три зарубежные военные базы ВС РФ (в Армении, Абхазии и Южной Осетии) и одна база хранения техники.

На вооружении войск ЮВО имеется примерно 400 танков (поровну Т-72 и Т-90); около тысячи БМП и БМД, около 250 колесных (в основном БТР-80) и до 800 гусеничных (МТЛБ и БТР-Д) БТР; до 450 САУ, примерно 250 буксируемых орудий, более 200 минометов, 250 реактивных систем залпового огня — РСЗО (в том числе единственные в ВС РФ новейшие РСЗО «Торнадо»); более 150 противотанковых ракетных комплексов — ПТРК; более двухсот ПУ ЗРК войсковой ПВО (С-300В, «Бук», «Тор», «Оса», «Стрела-10»), более пятидесяти зенитных ракетно-пушечных комплексов — ЗРПК «Тунгуска».

Наземная ПВО на территории ЮВО откровенно слабая. Она включает лишь три зенитно-ракетных полка, причем один из них на самом деле аналогичен единственной в округе зенитно-ракетной бригаде сухопутных войск с ЗРК «Бук». Для решения задач ПВО страны этот ЗРК не подходит. С другой стороны, один из двух «настоящих» зенитно-ракетных полков ЮВО (под Новороссийском) получил ЗРС С-400. Кроме того, в ЮВО (в Астраханской области) находится учебный центр боевой подготовки ЗРВ в Ашулуке, где есть два боеготовых дивизиона С-300П.

ВВС ЮВО включают сто фронтовых бомбардировщиков Су-24, более восьмидесяти штурмовиков Су-25, около ста истребителей (МиГ-29, Су-27, Су-30). Имеется очень мощная группировка армейской авиации, в которой более ста боевых вертолетов (не менее десяти Ка-52, более тридцати Ми-28Н, не менее пятидесяти Ми-24/35), двенадцать тяжелых транспортных Ми-26, более шестидесяти многоцелевых Ми-8/17.

Наконец, ЮВО включает два флотских объединения.

В составе Черноморского флота имеются две подводных лодки (по одной пр. 877 и 641Б), флагманский крейсер «Москва» пр. 1164, большой противолодочный корабль — БПК «Керчь» пр. 1134Б, три сторожевых корабля (по одному пр. 01090, 1135 и 1135М), пять малых противолодочных кораблей (МПК пр. 1124М и один пр. 1124), четыре МРК (по два пр. 1239 и 12341), пять ракетных катеров (один пр. 12417, четыре пр. 12411), одиннадцать тральщиков, семь БДК (три пр. 1171, четыре пр. 775).

В состав Каспийской флотилии входят два сторожевых корабля пр. 1661 (второй из них, «Дагестан», вооружен новейшим ракетным комплексом «Калибр-НК», способным наносить удары по надводным и наземным целям), три малых артиллерийских корабля пр. 21630, один ракетный катер пр. 12412, три ракетных катера пр. 206МР и два пр. 1241 (один из которых переделан в артиллерийский), четыре бронекатера пр. 1204, семь тральщиков, шесть десантных катеров.

Грузия воевала вопреки США и НАТО

Происходящее сегодня в ЮВО является олицетворением тезиса «генералы всегда готовятся к прошлой войне». Речь, разумеется, идет о войне с Грузией.

Безусловно, факт вторжения грузинский войск в Южную Осетию в ночь на 8 августа 2008 года свидетельствовал о полной психической неадекватности грузинского президента. А неадекватность — вещь опасная, от подобных людей можно ждать чего угодно и когда угодно. Тем не менее за пять лет ситуация все же заметно изменилась.

В частности, после августовской войны Вашингтон и Брюссель наложили негласное, но жесткое эмбарго на поставку в Грузию даже чисто оборонительных вооружений (ПТРК и ЗРК), не говоря уж о наступательных (бронетехнике, авиации). Отметим, кстати, что и до войны никаких вооружений в Грузию США и страны «старого» НАТО никогда не поставляли. Всю боевую технику, использованную в августе 2008 года, Тбилиси приобрел на Украине, в странах бывшего Варшавского договора (главным образом — в Чехии) и немного — в Греции и Турции.

Михаил Саакашвили. Фото: Irakli Gedenidze / AP

Михаил Саакашвили. Фото: Irakli Gedenidze / AP

Соответственно, абсолютно все, чем воевала Грузия против России в 2008 году, было советского или восточноевропейского производства (за исключением одной батареи израильского ЗРК «Спайдер» и так и не вступившего в бой и взорванного российскими десантниками у причала в Поти греческого ракетного катера французской постройки). Из США были получены лишь обмундирование и средства связи. Помощь со стороны США и НАТО составляла менее 3 % военного бюджета Грузии перед войной, причем западники активно настаивали на сокращении грузинских ВС.

У нас, правда, некоторые штатные пропагандисты очень любят повторять миф о том, что за прошедшие с войны четыре года Грузия восстановила свою военную мощь за счет неких «секретных поставок» разнообразных вооружений. Непонятно, откуда пропагандисты узнали об этих поставках, если они были секретными. Разумеется, не приводится ни малейших доказательств совершения этих поставок. На самом деле прекрасно известно, что за 2009—2012 годы Грузия получила пять БТР-70 с Украины и по двенадцать РСЗО RM-70, САУ 2С1 и гаубиц Д-20, а также десять штурмовиков Су-25 (в нелетном состоянии, на запчасти) из Болгарии. На «восстановление боевой мощи» это совершенно не похоже.

На сегодняшний день ВС Грузии имеют примерно 140 танков, около 200 БМП и БТР, примерно 240 артсистем, 16 штурмовиков Су-25 (их жизнеспособность и будут поддерживать, разбирая аналогичные болгарские машины), шесть ударных вертолетов Ми-24. Это по технике сухопутных войск в разы, а по авиационной технике даже на порядки меньше, чем у ЮВО ВС РФ, к тому же несопоставимо по качеству. В последние годы снабжение новейшей техникой именно ЮВО является для нашего минобороны абсолютным приоритетом. Танки Т-90, САУ «Мста», РСЗО «Смерч» и «Торнадо», самоходные ПТРК «Хризантема», ЗРК «Тор-М1-2У», истребители Су-27СМ и Су-30, вертолеты Ми-28Н и Ка-52 — все это идет в ЮВО. Никаких шансов против него ВС Грузии сейчас не имеют ни при наступлении, ни в обороне, даже если игнорировать ВС Абхазии и Южной Осетии.

Изменить ситуацию могли бы только массированные поставки в Грузию современной техники из стран НАТО. Однако, как было сказано выше, поставок нет не только массированных, но, по сути, никаких вообще. Отставание Грузии от ЮВО (с ВС РФ в целом сравнение просто бессмысленно) лишь нарастает, причем быстро. К тому же у Грузии просто нет денег на новые вооружения, тем более нет подготовленного персонала.

Возможно, Саакашвили продолжал питать какие-то иллюзии по поводу помощи со стороны НАТО, либо производства собственного вооружения (например, такого «чуда техники», как БМП «Лазика»). Но теперь его иллюзии значения не имеют, политическая карьера этого человека закончена (не исключено, что дело дойдет и до уголовного преследования). Иванишвили (или тот, кто сменит его в роли реального руководителя страны) заведомо гораздо более адекватен, он понимает, что в одиночку бороться с Россией Грузия не может, а помощи от НАТО не будет.

На словах он ни в коем случае не откажется от возвращения Абхазии и Южной Осетии в состав своей страны, поскольку для него это стало бы немедленной политической смертью. Но он снимет с повестки дня возможность возвращения этих двух республик военным путем. Любой нормальный человек понимает, что вернуть их Грузия сможет только в случае крушения России как государства. К сожалению, исключать такой вариант нельзя, но от Грузии его реализация не зависит. Если Россия выживет, то Абхазия и Южная Осетия в Грузию не вернутся никогда и ни при каких обстоятельствах.

Единственный достойный соперник — Турция

Даже с учетом того, что силы ЮВО отчасти ориентированы на парирование внутренних угроз, его силы уже вполне достаточны (за исключением наземной ПВО). Тем более что внутренние угрозы на Кавказе пока парируются мерами полицейского характера. К сожалению, у нас реагирование на угрозы стало сегодня простым и прямым, как рельс, — последняя по времени прошедшая угроза абсолютизируется, любые будущие игнорируются. Тем не менее по поводу Грузии уже пора успокоиться. Даже если какую-нибудь новую власть в Тбилиси почему-то вдруг опять переклинит и ВС Грузии начнут быстро вооружаться (на какие только деньги?), Москва имеет очень большую временную фору для парирования подобной угрозы, не говоря уж о несопоставимости любых ресурсов России и Грузии.

Правда, у ЮВО теоретически есть и другие угрозы. В первую очередь можно назвать Турцию, имеющую вторую по мощи армию в НАТО и очень большие внешние амбиции. Однако Турция не граничит с Россией, а это резко снижает ее возможности по воздействию на наш Северный Кавказ. Тем более что ее ВС не имеют стратегических бомбардировщиков, крылатых и баллистических ракет.

У турок очень много боевой техники, но вся она тактическая, причем в значительной степени — чрезвычайно устаревшая. Кроме того, командование турецких ВС почти полностью репрессировано по делу «Эргеникона», что резко снизило боеспособность армии. Разумеется, Турция всегда будет для нас угрозой, но создать опасность для территории России она сможет лишь в весьма отдаленном будущем. Пока же сил ЮВО для парирования этой угрозы более чем достаточно. Тем более надо понимать, что в случае любого конфликта ЮВО может достаточно быстро усилиться за счет частей и соединений ЗВО и ЦВО.

В ожидании войны за Нагорный Карабах

Пожалуй, единственный сценарий, при котором у ЮВО могут возникнуть серьезные проблемы, — это возобновление войны между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах. Само по себе это возобновление практически неизбежно, вопрос в том, когда это случится и по какому сценарию пойдет война.

По-видимому, если, как и в начале 90-х, война будет чисто армяно-азербайджанской, Россия свои обязательства перед Арменией по ОДКБ проигнорирует и участия в войне не примет. Но если на стороне Азербайджана выступит Турция, чего исключать ни в коем случае нельзя, Москва окажется в исключительно затруднительном положении. Тем более что в этом случае под ударом заведомо окажется наша 102-я база в Армении. Избежать выполнения своих союзнических обязательств будет очень сложно. Беда, однако, в том, что Армения с нами не граничит, на помощь ей надо пробиваться либо через Грузию, либо через Азербайджан.

02-я военная база в Армении. Фото: vpk-news.ru

102-я военная база в Армении. Фото: vpk-news.ru

ЮВО легко разгромит ВС Грузии в том случае, если те вновь окажутся агрессорами. Если же надо будет наступать самим, при этом длительное время контролировать часть грузинской территории и коммуникации по ней до Армении — это уже задача несравненно более сложная, ЮВО уже вряд ли обойдется без помощи других округов.

Но гораздо сложнее будет пробиваться через Азербайджан. Дело в том, что в последние годы он стал одним из основных покупателей российского оружия, в том числе новейшего, причем поставки продолжаются и сейчас. В числе этих поставок (некоторые еще не завершены) — 62 танка Т-72 и 94 танка Т-90С, сто БМП-3, двадцать четыре БТР-80А, восемнадцать САУ 2С19 «Мста», восемнадцать РСЗО «Смерч», шесть огнеметных РСЗО ТОС-1А, два дивизиона ЗРС С-300П, 24 ударных вертолета Ми-35М, 60 многоцелевых вертолетов Ми-17. Уже этого достаточно, чтобы обеспечить Азербайджану полное количественное и в еще большей степени качественное превосходство над Арменией, которая, напомню, числится нашим союзником по ОДКБ (в отличие от Азербайджана). К тому же Азербайджан даже в еще больших количествах приобретает боевую технику (правда, более старую) на Украине.

Благодаря столь своеобразной политике Москвы потенциала ЮВО, скорее всего, не хватит на то, чтобы пробиться через Азербайджан на помощь Армении. Если только ВС самой Армении не выбьют то, что их союзник поставил их противнику. Но, видимо, российское руководство в принципе не рассматривает подобный вариант развития событий. Либо Москва уже решила, что поступит с Ереваном также, как НАТО поступило с Тбилиси, — не шевельнет пальцем, чтобы помочь в критической ситуации.

Таким образом, для обороны самой РФ, а также Абхазии и Южной Осетии потенциала ЮВО сейчас вполне достаточно, причем эта ситуация сохранится на длительную перспективу. Если же придется спасать Армению, то мы либо вынуждены будем не выполнить свои обязательства, либо есть большой риск залиться кровью.

Автор — заместитель директора Института политического и военного анализа

Комментарии

07 октября 2013, 09:50
У Турции сильнейшая сухопутная армия в южном регионе, она может объединившись с Азербайджаном и Грузией просто растоптать наши земли и дойти до среднего Дона за одну неделю( и будут наши генералы сидеть и думать применять им оружие ОМП по своей территрии или не применять
07 октября 2013, 10:13
Согласен, не стоит ни на секунду переоценивать свои силы в регионе, особенно учитывая то что у Турции к тому же и достаточно мощный военный флот, а против их ударной авиа-группы с авианосцев силы ПВО в ЮВО явно недостаточны!!
07 октября 2013, 12:43
На месте Турции уже давно следовало бы напасть на Грузию и Азербайджан и отжать себе солидную и всесторонне выгодную территорию, а главное - выход к Каспию. Не понимаю почему турки до сих пор тупят в этом плане - ведь РФ, с которой Грузия и Азербайджан сами испортили отношения, однозначно не станет за них вступаться, а возможно и проведет с Турцией переговоры, установив на Кавказе единую Российско-турецкую границу!
08 октября 2013, 08:50
Дальневосточную республику уже установили однажды до сих пор Дарькин в зам министрах, а краба бандиты тралят
10 октября 2013, 06:46
Что за хрень ))))?

В министрах был Дед- В.И. Ишаев. А Дарькин инкакого веса не несет вообще-нольулыбка)
10 октября 2013, 09:24
дарькин - зам. министра рег развития сейчас
14 октября 2013, 05:53
Да хоть пуп земли).

Ноль он. Максимум -во Владике хоть какую-то властюшку имеет. Вся власть сосредоточена у Ишаева была, который руководил Минвостокразвития и полпредом был.
А сейчас на этих местах вообще варяги. Которые при первой же попытке Дарькина нос сунуть дальше его кабинета ему башку на раз откусят. Не того веса он, его максимум -с бандюками краба делить).
10 октября 2013, 13:44
Лучше всего наносить превентивные удары!
07 октября 2013, 11:56
Договор ОДКБ не включает в себя пункт оказания Армении помощи в случае, если военные действия между Азербайджаном и Арменией ограничатся территорией бывшей НКАО, которая на международном уровне, в том числе, и членами ОДКБ - Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном - признается де-юре территорией Азербайджана. Азербайджан же, как известно, не намерен нападать на Армению. Соответственно, никуда ЮВО прорываться не нужно.
07 октября 2013, 16:51
По сути оккупированными считаются прилегающие семь районов. Этого не отрицает даже Армения, есть определенные условия для их возврата, на которые Баку идти не желает, а хочет возврата всего НКАО. А этого ему не добиться никогда, даже войной. Но если авантюра все-таки осуществится, прольется очень много крови. Очень. Прошу этого не забывать Господин Батыев и всегда в своих "острых" статьях напоминать об этом для своим читателям.
07 октября 2013, 12:50
Все покупают оружие,наращивают военную мощь- это понятно. Пока у обеих стран будут средства на это,война не начнется. Однако обратим внимание,на Украину,которая продает старые запасы до сих пор. Что будет ,когда советские запасы кончатся и продавать будет нечего боюсь предположить.
07 октября 2013, 15:13
Самое ценное оружие Украины - это танки на базе Т-80, которые намного лучше не только наших Т-72, но и Т-90, которые благодаря Харьковскому заводу позволяют Украине находится в десятке крупнейших экспортеров оружия, снабжая страны третьего мира танками, которых уже нет даже у нас в России! Впрочем, Украина и сама себе не может их позволить)) Да и о чем вообще говорить, если они уже украинскую землю Китаю вовсю продают!?!
28 октября 2013, 21:11
на мировом рынке вооружений Украина только демпингует. из-за этого иногда расстраивает контракты России. Как в недавнем прошлом с Ираком. Перебили контракт на БТРы и обосрались с качеством и временем. Ирак вернулся к России на гигантский контракт.
07 октября 2013, 15:21
После того как Украина отделилась от России, выйдя из состава СССР и постепенно отдалилась в сторону политики Запада, а соответственно и НАТО, Турция автоматически получила значительное тактическое преимущество в причерноморском регионе! Про грузино-азербайджанскую позицию я вообще молчу. Кавказ сейчас напоминает огромную пороховую бочку!
07 октября 2013, 16:00
Пороховая бочка не только на кавказе,и у нас в сев.кавказе творится такое,что кажется русский человек уже без страха туда не поедет. И если едет то не как к себе домой,а в гости.
07 октября 2013, 18:20
А я о чем!? Говоря о Кавказе я имел ввиду ВЕСЬ Кавказ, целиком, ибо все процессы, идущие в этом особняком стоящем регионе - они взаимосвязаны.
08 октября 2013, 16:26
У вас нет ни северного ,ни южного .никакого Кавказа-приходит время платить за захватнические войны,за геноцид народов.
12 октября 2013, 14:12
Кому платить? Сталин пусть выплачивает. А ненависть народа пострашнее репрессий и геноцида,ненависть народа сметет с лица земли нацию и не будет дум ать о политкорректности.
07 октября 2013, 13:43
Если Турция и решится на военные действия против России, то только при всесторонней поддержке НАТО. Самолично такое решение турки примут вряд ли. Все таки они неплохо кормятся с России
07 октября 2013, 16:41
Турция не полезет в эту кашу, если таковую Баку вновь вздумает затеять, т.к. рискует нарваться на полномасштабную войну в регионе. Не стоит забывать что Сирия на данный момент не упустит ни малейшего шанса воткнуть нож в спину Турции за помощь террористам. Иран так-же не останется в долгу и скорее всего анонимно но очень активно будет действовать в пользу России и Сирии. Грузии придется уступить военный коридор до Армении из РФ, конечно-же он будет называться гуманитарным в целях помощи беженцам и пострадавшим.
Но, если война не перерастет в региональную а останется на уровне Азербайджан против Карабаха. То ой как будет нелегко Азербайджану. К примеру если данная компания затянется более 1 месяца, Баку рискует получить на своих и оккупированных и освобожденных территориях множество миротворческих сил, в основном из России, а так-же на международной арене будет остро стоять вопрос о признании независимости Карабаха.
08 октября 2013, 09:27
За Турцией стоит НАТО, а НАТО выгодны любые вооруженные конфликты на постсоветском пространстве, к сожалению
01 ноября 2013, 23:57
Каким макаром русские миротворцы должны лезть в территорию Азербайджана??? Карабах Азербайджанская территория оккупированный "Армянскими" войсками. Я вот не понимаю когда так выступают...С какого перепуга Россия должна лезть в этот конфликт вроде никаких границ с Армянами не имеет... А Азербайджан по любому решит этот вопрос потому что это в прямую грозит суверенитету государственным интересам а также чести народа!!! С какой стати Азербайджан не должен вернут свою территориальную целостность? Если Армяни думают что облизывая попу русским можно захватит земли у Азербайджана то ошибаются...
07 октября 2013, 17:30
На мой взгляд продавать столько новейшего оружия Азербайджану - чистой воды самоубийство. С другой стороны, не продадим мы - продадут другие, был бы спрос, а спрос с азербайджанской стороны прямо-таки демонический, не к добру все это!!!
07 октября 2013, 18:21
Кто такой Иисус(Иса)(мир ему) Помни, о пророк, как ангелы радовали Марйам вестью о рождённом, который был сотворён Словом Аллаха, имя которого Мессия Иса, сын Марйам. Он будет славен в сей жизни как пророк благородный и в последней жизни будет вместе с избранными пророками в числе приближённых к Аллаху. Коран 3:45
Неверные строили тайные козни, отвергнув призыв Исы идти по прямому пути. Но Аллах разрушил их козни, и была им неудача в том, к чему они стремились. Поистине, Аллах сильнее и мудрее всех хитрецов! Коран 3:54
Помни (о Мухаммад!), как сказал Аллах: "О Иса! Я упокою тебя и не разрешу никому тебя убить, потом вознесу тебя к Себе и спасу тебя от твоих врагов, намеревающихся тебя убить. Я сделаю тех, кто последовал за тобой и не отступил от твоей религии, силой и властью выше тех, которые не веровали, до Дня воскресения, когда вы ко Мне будете возвращены. И Я рассужу между вами относительно того, в чём вы разногласили. Коран 3:55(Еще христиане думают, что Иисуса убили, но это, не так. Когда враги хотели убить Иисуса, то Аллах забрал Иисуса к себе, а того, кто был врагом Иисуса, Аллах сделал похожим на Иисуса, а Враги убили этого человека. Аллах ещё отправит Иисуса на Землю перед концом цвета.)
Некоторые люди неправильно понимают, как родился Иса, и говорят, что он сын Аллаха, потому что он рождён без отца. Аллах им сказал: "Иса подобен Адаму, которого Я сотворил из праха без отца и без матери". Создав его, Аллах сказал: "Будь!" – и он стал. Коран 3:59
Гнев Аллаха обрушился на них за их ложь: они говорили, что будто бы убили Ису, сына Марйам, посланника Аллаха. Но он не был убит ими и не был распят, как они измышляли. Им всё это лишь представилось. Они думали, что убили и распяли самого пророка. На самом деле они убили и распяли другого, похожего на Ису. Потом они сами спорили – убит был Иса или другой. Они все пребывают в сомнении об этом. У них нет об этом никакого знания, а есть только предположения. Они не были уверены, что убили именно его. Они его не убили. Коран 4:57
Аллах вознёс Ису к Себе и спас его от врагов. Он не был распят и не был убит. Поистине, Аллах Всемогущ, Велик и мудр в Своих деяниях! Коран 4:58
И вспомни, как сказал Иса, сын Марйам: "О сыны Исраила! Я – посланник Аллаха к вам, подтверждающий истину того, что было ниспослано в Торе до меня и благовествующий о том, что после меня явится посланник, имя которому Ахмад". А когда к ним с ясными знамениями явился посланник, о котором им было сообщено, они сказали: "То, с чем ты пришёл к нам – явное колдовство". Коран 61:6
07 октября 2013, 18:29
хелло зомби.
08 октября 2013, 08:45
Поистине Аллах был первым политтехнологом.
08 октября 2013, 11:50
Какой-то бред, извините, уважаемый, но именно вот такими путаницами и пудрят мозги, называя черное белым и наоборот. Ислам был организован в VII веке нашей эры, чтобы хоть как-то организовать арабские племена. Верить безусловно надо, но не стоит на этом зацикливаться, а уж тем более акцентировать всю свою жизнь на книжке, написанной с одной лишь целью - управлять ими!
10 октября 2013, 06:55
Шо за хрень?
Домой алга, дядя
07 октября 2013, 22:47
Турция это "НАТО" и, самостоятельно принимать решение на агрессию не станет, так как это даст возможность использовать против нее ядерное оружие?
08 октября 2013, 08:49
Турки наших тагилов туристов в плен возьмут и мы сами все отдадим! Там 100 тысяч придурков пьяных по отелям валяются, их даже арестовывать не надо запереть в обеденном зале и пусть там в свиней превращаются под прицелом снайперов((((***********
08 октября 2013, 08:50
ЯО никто использовать не будет. Это чревато непредсказуемыми последствиями. И наличие его является чисто сдерживающим фактором.
08 октября 2013, 08:37
Вместо того что бы сесть ха стол преговоров и решить проблему мирным путем они закупают оружие,больше и больше. Что совсем не наруку их экономикам,только продавцам оружия. Вот тебе и шаткий мир и процветание,заработанное продажей смерти...
08 октября 2013, 09:25
От прочтения статьи сложилось мнение, что ее автор взял гонорар у Саакашвили за пиар поддержку
08 октября 2013, 16:32
Всему приходит конец,пришло время и колонизаторы всех мастей оставляют захваченные территории.Все европейские колонизаторы ,давно вернулись домой и Россия не исключение,как говорится-не сегодня так завтра,уйдет добровольно,заключив дружественные договора-это одно,не уйдет,под вопросом окажется само существование России,как государство,сейчас не 18 век.
10 октября 2013, 06:57
Ой, уходите)))!
и заберите свое барахло, начиная с КБ, заканчивая Чечней и Дагестаном.

Надоели уже -сами ничего не могут, руками работать не умеют, еще и рот открывают
11 октября 2013, 17:14
Во истину изобличающее мировозрение. Больше всего огорчает,что такого рода суждения муссируются и среди депутатов ГД... А когда то только в пивных да на рынках. Дождались, плавно перекочевали во власть.
17 октября 2013, 20:39
В отношении статьи по южному военному округу.
Не буду спорить с автором о количестве вооружений. но не согласен с тем, что Грузию не вооружал и и не поддерживали США финансово. Почти все закупки вооружения Грузии в.т.ч и на Украине были за счет США. туда же приезжала Кандализа Райс для инспектирования и мне представляется, что она и дала добро на военное применение. , а президент Грузии- пешка в руках жандарма.
Что касаемо возможностей ЮВО. Очень беспокоит морально психологическая подготовка личного состава. когда вылавливали для службы в армии молодых людей. Армия сильна силой духа, а где она. многие думают кого же они должны защищать; Родину или Абрамовичей, Чубаисов и им подобных. Вот ведь что. Военного столкновения с Турцией не должно быть по той причине, что она член НАТО . а подобный конфликт с неизбежностью втянет другие страны. Фантазировать можно много на эту тему
22 октября 2013, 17:45
Где Зюганов ?КПСС куда пропал ?Я спрашиваю КПСС где ?Зюганов где ?Что за бардак ?
23 октября 2013, 09:17
все х...я.. если бы в Азейбарджане не расценивали стабильного союзника, то им бы не впихивали сегодня новейшее вооружение.. Для России на текущий момент, как не странно, Армения более неадекватна..
У Азербарджана Персия на юге требующая свои территории..
Турция не может с Сирией справиться. Весь флот практически не в Черном море. Он делался в основном против Европы, Греции и арабских стран, Израиля. Кипр тот же.
Зачем им лезть на ядерную державу, если они спраляються со своими задачами как Китай.. Турки едут толпами в Кавказкие словянские края, Черкесия , Балкария становятся турецкими.. Южные области Украины становятся турецкими.. Они из нутри свою работу делать будут. Дейсвует сеть запрещенных организаций в ЕВропе, которыми у нас даже не заниматься. Салафитов в Украине уже многие десятки тысяч.
Да Турция могла бы, но на...на? Риски - сумасшедшие, выигрыш - нулевой.. Турция не имеет приграничных территорий с Россией по суше. Ни одно кавказкое государство Турцию не пустит на свою территорию. Они бунтовали еще в Османской империи..
28 октября 2013, 21:03
фельдмаршал Саакашвили перед войной заявил что только дунет , российская армия будет удирать до Ростова, а здесь другой дурень (Пикалов Влад) пообещал что если турецкая армия рванет то мы убежим также до Ростова. Дался им всем Ростов. Так вот, для тех кто хочет в Ростов- геополитическая держава отличается от всякой грузии-турции наличием не только ОМП но и простого стратегического оружия. Как бывший военный (военно-космические войска) могу заверить что обычные стратегические ракетоносцы за один налет сделают из Турции кашу. И в Турции в отличии от наших собеседников это хорошо знают. Так что ростовчане могут спать спокойно. Про Азербайджан. Азеры по уму приближаются к грузинам. Поэтому не соображают (если им не подскажут турки), что если нападут на Армению, недели через две в тех краях установится естественная российско-персидская граница. Про Иран, который намного сильнее Турции как-то не принято поминать. А зря.
30 октября 2013, 01:01
Сразу видно,что военный, уважаю!сказано все правильно.
30 октября 2013, 22:45
Успокойтесь все, не будеть никакой войне не турками ,не русскими. Это уже прошлом. Будут развиватся внешнеэкономические связи. С этим и решится Нагорный Карабах. Вообще начать войну в этом регионе это бессмысленно, не для того были начаты большие проекты что потом их разрушить. Это смешно. Тот дуралей который написал этот вздор, нет у него не малейшего понятия на сегодняшний день информаций об обстановке регионе.
1, Армения - тяжело экономическом положении. Там большая коррупция из-за безвластия. Бесконтрольно исстощают вес природные ресурсы и со стороны Нашего Карабаха и плюс оккупированные Азербайджанские территории. У них сегодня или завтра начнется начало конца. И Россия даже не сможет помочь. Армения сейчас использует все ресурсы ,что у нее есть , чтобы разрушить отношение между Азербайджаном и Росии. Не те времена.
2. Грузия поняла что без экономических достижений невозможно достигать полную независимость.Вообще зачем ей надо было про НАТОвские дела непонятны, с начало было все ясно. Но они смогли создать такую системную структуру ,что с помощю новых восстановленных экономических связей с Росии, могут гораздо идти вперед чем остальные государства в этом регионе.
3. Азербайджан - это государство похожее на человека у которого одна рука сломанная, а другие органы работают превосходно. Я опять говорю, страшные вооружения это не решение вопроса. Если Республика будет иметь 100 кратное превосходства над арменией , никогда войны не будет.Потому что чего происходило в 90-ым было очередное представление , чтобы больше отделить Турцию из ее родственных республик.А у Турции есть приказ США - приближатся с поводом родственных связах к Республикам Азии (СНГ) и предвратить в жизнь про америкамассонские идей- исстощать ресурсы . На этом погорел Карабах. Армения думает что большой арцах это ихние планы , неет , это план нашего "Большого Брата - Росии" . Я думаю экономические трудности в государствах, будеть принуждать их чтобы решить эти проблемы в месте создавая экономически выгодные союзы. А ведь для этого есть все ресурсы , нет языковый барьер, есть много технологий, большие людские ресурсы, полезно изкопаемые и т. д.
Нужен нормальный , честный ВОЖАК чтобы все Это организовал.
А то что Турция это большая беда для Росии, сплошная чушь. Летом люди где отдыхают?Где торгуют? Какие компании у вас строят? Кто от вас покупает энергоресурсы и т.д. Как сможет Турция быть опасным для Росии-никак.Опять повторяю это вся пропаганда армении. А сами они больше 200000 человек ,там в Турцию переехали живут там и работают.
Так что опять повторяю войнушке не бывать. Будем чистить танки и пушки ,опять поставим в гараж.
Иран как жил замкнутом , так и будеть продолжать жить. Ему так выгодно , а то "поломается"- у него органы сшиты из разных марок, чуть шевелнется "Хана".
31 октября 2013, 14:46
Никому война в Закавказье не нужна . Кончится все тем , что НКАО - получит независимость , " оккупированные " территории отдадут , оставят коридор . Турция с ума не сошла воевать с Россией ( без НАТО ) , а это уже мировой конфликт . Все зависит от США и России . Мир вам .
SSS
01 ноября 2013, 23:31
Вот читаю всю эту фигню и поражаюсь...особенно названия статьи Южный округ: противники на Кавказе России не страшны???!!!! Такое ощущение что тот кто печатает такие статьи психически не уровновешанные люди... Когда Азербайджан сталь угрозой или противником России??? Тут кроме армянской руки ничего не вижу...либо автор статьи армянин либо автору статьи армяни хорошо заплатили... Если только не учесть того что Россия не будет лезть в Азербайджан и диктовать свое?! Вообще то что Грузия что Азербайджан они мелкие страны и им ни коем образом сравнит себя с Россией... А Армения не в счет поскольку они слишком гибкие им главное остаться на плаву....что облизывать попу России что США главное их не трогали и по мере возможности помогали осуществить свои нац захватнические планы....Теперь о самом главном о России!!! Тут я вижу как ярко сами русские выступают про какие то угрозы России и т п...а вам не кажется что это смешно говорит об угрозе со стороны таких мелких стран как Азербайджан или Грузия? Если только не говорит о желании России подчинит себе этих мелких стран под причиной угрозы с их стороны!!! Россия ведет очень хитрую политику...она прекрасно знает что посеяв на Кавказе вражду между этими странами можно ослабить их развитие и сделать их зависимым от себя...Что в Осетии что в Абхазии и что в Карабахе сценарии одна и та же...
04 ноября 2013, 16:02
Сразу видно что автор армянин. Их больше беспокоит Армения. Со стороны Турции и Азербайджан для России нет угрозу. Россия, Турция и Азербайджан на сегодняшний день партнеры, не кому не интересно война на Кавказе, и это не нравиться Армении. Но сегодня Армения для России не очень интересно. Геополитика в регионе изменился, Турция развивающаяся страна, союз с Россией выгодно для всех кроме армянин.
04 ноября 2013, 23:56
Сейчас основной наркотрафик идет из Азербайджана.
Вот и считайте - идет уже война против нас или нет
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»