Украинский флот под аркой Крымского моста
Украинский флот под аркой Крымского моста

Что стоит за планами Киева усилить военное присутствие на Азовском море?

Два судна ВМС Украины морской буксир A 830 «Корець» и корабль управления A 500 «Донбасс» вернулись из Одессы в Мариуполь. Поход этих кораблей в Чёрное море вызвал бурю эмоций, как в России, так и на Украине. Дело в том, что «Корець» и «Донбасс» стали первыми суднами военно-морских сил Украины, которые прошли под аркой Крымского моста.

Переход был осуществлён 24 сентября после отправки ВМСУ запроса российской стороне и получения соответствующего разрешения. Правда, командование украинского флота не признало данного факта.

На Украине проход под Крымским мостом вызвал противоречивую реакцию. С одной стороны, флот «незалежной» продемонстрировал свои вымпелы «агрессивному соседу», с другой — переход буксира и корабля управления через мост «оккупантов» стал актом подчинения тем правилам, которые установила Москва на правах хозяйки Керченского пролива.

Часть украинской публики восприняла поход «Кореца» и «Донбасса» как героический поступок в условиях «оккупации» и перед лицом «превосходящих сил противника». Другая — наоборот, сочла действия ВМСУ свидетельством слабости, неспособности дать отпор «агрессору».

Президент Украины Пётр Порошенко предсказуемо встал на сторону ура-патриотов. На своей странице в Facebook он поздравил экипаж «Донбасса» и «Кореца» с выходом в Азовское море.

Как бы то ни было, с вводом в строй Крымского моста Украина оказалась в патовой ситуации — торговый флот и группировка ВМСУ попали в полную зависимость от РФ. Азовское море — небольшое, мелкое и, по сути, замкнутое природное образование. Поэтому официальный Киев не зря заявил об установлении Россией фактической блокады Мариуполя.

Весьма символично выглядело то, как российские Вооружённые силы РФ и Пограничная служба ФСБ сопровождали «Корець» и «Донбасс» у Крымского моста. Вблизи судов ВМСУ шли сторожевые корабли «Аметист» и «Дон», разведывательный корабль «Приазовье», четыре катера проекта 03160 «Раптор» и спасательный буксир СБ-739. Кроме того, украинские корабли неоднократно облетались многоцелевыми истребителями Су-27 и Су-30СМ.

«Переход к Керченскому проливу и через него проходил в сложной обстановке... В Керченском проливе для непосредственного сопровождения было задействовано более 10 кораблей и катеров ФСБ и Черноморского флота РФ. Самолёты страны-агрессора неоднократно совершали облёт наших кораблей, в том числе на предельно низких высотах... 21 сентября российский истребитель Су-27, вылетевший из Крыма, создал предпосылки к аварийному событию в воздухе, сблизившись на опасное расстояние с военно-транспортным самолетом Ан-26», — посетовала пресс-служба ВМСУ.

Россия продемонстрировала Украине свою силу, что, пожалуй, является лучшим предостережением от возможных провокаций. Но украинский караван и без того смотрелся очень блекло. Оба судна были построены в первой половине 1970-х годов, да к тому же не являются боевыми кораблями. «Корець» — это бывший советский МБ-30 проекта 745, «Донбасс» — бывшая плавучая мастерская ВМФ СССР ПМ-9 проекта 304.

Между тем, до конца года Украина планирует построить на Азовском море полноценную военно-морскую базу, развернуть дивизион боевых катеров и оснастить подразделения береговой обороны высокоточным ракетным вооружением. Таким образом Украина рассчитывает усилить военное присутствие в акватории в ответ на блокаду со стороны Москвы.

Собственно, именно с этой целью «Корець» и «Донбасс» перешли из Одессы в Мариуполь. При этом боевые катера Киев перебрасывает по суше, видимо, опасаясь попасть в неловкую ситуацию в том случае, если Россия запретит проход этих судов через Керченский пролив.

Так, в первой половине сентября в Бердянск были доставлены и спущены на воду малые бронированные артиллерийские катера (МБАК) проекта 58155 «Гюрза-М» Р 176 «Лубни» и Р 177 «Кременчук». До конца года из пунктов базирования на Чёрном море ВМСУ перебросят ещё три МБАК «Гюрза-М».

Судя по всему, взамен черноморские подразделения военно-морских сил Украины получат два десантно-штурмовых катера проекта 58503 «Кентавр-ЛК», заложенных в 2016 году.

Командование ВМСУ и украинские СМИ стараются преподнести обновление и усиление флота катерами как достойный ответ «агрессору» в регионе. Однако реальная ситуация для Украины выглядит плачевной.

После потери Крыма Киев лишился более половины всех судов. В частности, в Севастополе остались корветы «Луцк» проекта 1124МУ, «Хмельницкий» проекта 1241.2 «Молния-2», ракетный катер «Приднепровье» проекта 1241Т, морские тральщики «Чернигов» и «Черкассы», большой десантный корабль «Константин Ольшанский» проекта 775. Чудом избежал «российского плена» нынешний флагман ВМСУ фрегат «Гетман Сагайдачный», находившийся в феврале 2014 года в дальнем морском походе.

В то же время сложно обойти стороной тот факт, что большая часть крымской группировки кораблей в 2014 году находилась в неисправном состоянии. Вполне возможно, что постмайданная Украина не смогла бы содержать вышеперечисленные вымпелы. Денег на строительство новых крупных кораблей у Киева тоже не оказалось. Ярким подтверждением тому является недостроенный корвет «Владимир Великий» проекта 58250, заложенный ещё в 2011 году.

Флот Украины обречён на то, чтобы стать «москитным». ВМСУ сделало ставку на бурное строительство катеров, которое развернулось на ПАО «Кузня на Рыбальском» (бывшая «Ленинская Кузница», входит в бизнес-империю Порошенко). Но с таким флотом Украина не сможет защитить даже собственные берега (если мы говорим о возможном конфликте с Россией).

В связи с этим не очень понятно, зачем Украине понадобилась военно-морская база на Азовском море. Причём, как заявил депутат Верховной рады Иван Винник, Киев намерен переоборудовать торговую инфраструктуру под военные нужды, и лишь потом власти подумают о создании специализированных портов и причалов.

Очевидно, что для Украины в сложившейся ситуации было бы логичнее не заниматься мнимым усилением военного присутствия, а сесть за стол переговоров с Москвой. Однако такой подход Киев категорически не приемлет и готов поставить под удар благополучие важного торгового порта, которым является Мариуполь.

Непрофессионализм или преступная халатность Далее в рубрике Непрофессионализм или преступная халатностьМосква определилась с выводами по поводу крушения Ил-20. Что будет дальше?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»