Тяжёлый «Скат»
Тяжёлый «Скат»

Почему РСК «МиГ» не удаётся создать ударный беспилотный аппарат

В России возобновлён проект тяжёлого разведывательного и ударного БПЛА «Скат», который реализует ОКБ Микояна и Гуревича (РСК «МиГ») и двигателестроительное предприятие ОАО «Климов». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. По информации агентства, опытный образец «планируется создать в ближайшие несколько лет».

«Скат» — многофункциональный реактивный беспилотный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло». Заявленная максимальная масса дрона составляет 10 тонн, длина планера — 10 метров, размах крыла — 11,5 метра, максимальная скорость — 800 км/ч, дальность — 4 тысячи километров, практический потолок — 12 тысяч километров.

Сократить отставание

«Скат» призван восполнить отсутствие в составе беспилотной авиации РФ тяжёлых стратегически аппаратов, которые могли бы барражировать в воздухе несколько суток, передавать разведывательные данные и наносить по противнику удары.

В настоящее время самым крупным БПЛА, который находится на вооружении ВКС и Сухопутных войск, является «Форпост». Дрон массой 456 килограммов производится на Уральском заводе гражданской авиации по израильской лицензии. Длина планера составляет — 5,85 метра, размах крыла — 8,55 метра, продолжительность полёта — 16 часов.

Нехватку аппаратов тяжёлого класса выявила сирийская операция. Однако Минобороны озаботилось отставанием России в сфере беспилотников задолго до переброски войск в САР. В середине и в конце 2000-х годов стартовали проекты по разработке сразу нескольких перспективных аппаратов.

В ближайшие годы войска получат БПЛА «Зеница» массой около одной тонны, дрон «Иноходец» массой 1,2 тонны, пятитонную машину «Альтаир» (разработки ОКБ имени Симонова и компании «Кронштадт») и 20-тонный ударный беспилотник «Охотник» (детище ОКБ Сухого), выполненный по схеме «летающее крыло».

Как отмечают эксперты, Россия заметно отстала в сфере беспилотной авиации от США, Израиля, ряда западных стран и даже Китая. В то же время интенсивные усилия Минобороны и ОПК позволят как минимум сократить дистанцию до 5-10 лет, а испытательный полигон в виде сирийской операции поможет протестировать новейшую технику в реальном бою.

Появление класса тяжёлых БПЛА в армии РФ заметно усилит её разведывательный и технологический потенциал на тактическом и оперативном уровнях. Кроме того, войска получат возможность добывать ценную развединформацию, корректировать огонь  и наносить удары без угрозы для жизни военнослужащих.

Однако на этом пути отечественным конструкторам придётся решить ряд сложных задач, связанных с разработкой подходящих двигателей, бортовой аппаратуры и искусственным интеллектом. В стоящих на вооружении ВС РФ БПЛА достаточное большое количество иностранных компонентов.

В борьбе за выживание

На первый взгляд «Скат»  представляется достаточно перспективным проектом. РСК «МиГ» в инициативном порядке начала работы над ним в 2005 году. Спустя два года полноразмерный макет аппарата был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-2007, вызвав колоссальный интерес.

На демонстрационный образец специалисты «МиГ» поместили тактические управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» средней дальности Х-31П и корректируемыми бомбы КАБ-500Кр. Заявленная максимальная масса боевой нагрузки составила 2 тонны. «Скат» оборудован шасси самолётного типа, а «летающее крыло» должно уменьшить заметность аппарата для средств радиолокационного обнаружения.

Однако энтузиазм публики не повлиял на позицию Минобороны, и в 2012 году проект был заморожен. Чем можно объяснить поведение чиновников с Фрунзенской набережной? Неужели военные «зарезали» перспективный проект? Или же он стал жертвой внутриведомственных интриг и недобросовестной конкуренции, как это нередко бывает?

Непредвзятый анализ характеристик «Ската» позволяет сделать вывод, что Минобороны руководствовалось здравыми соображениями. Во-первых, компания «МиГ» начала работать над дроном в инициативном порядке (то есть осознавала риск провала проекта), во-вторых, для «Ската», скорее всего, не нашлось бы место в нише тяжёлых стратегических БПЛА.

К сожалению, о проекте этого беспилотника не так много информации. Но известные на текущий момент факты позволяют предположить, что наиболее вероятная причина неудовлетворительного заключения Минобороны состояла в том, что боевая нагрузка детища «МиГ» значительно уступает всем стоящим на вооружении воздушным платформам. На этом фоне вложения в 20-тонный «Охотник» выглядят куда более перспективными.

Кроме того, при всём уважении к заслугам ОКБ Микояна и Гуревича компания не обладает необходимыми компетенциями для создания полноценного тяжёлого беспилотника. Традиционная специализация «МиГ» — это разработка и производство лёгких фронтовых истребителей. Сейчас корпорация обеспечивает армейскую авиацию РФ модернизированными версиями МиГ-29 и получила заказ на небольшую партию новейших МиГ-35.

С чем же тогда может быть связана разморозка проекта «Скат»? На этот счёт можно только гадать. Не исключено, что Минобороны в итоге приняло решение поддержать корпорацию новыми заказами. С 2000-х годов РСК «МиГ» находится в очень сложной ситуации из-за отсутствия потребности армии в новых лёгких истребителях (Причина — в кардинальной смене парадигмы ведения боевых действий после окончания холодной войны).  

Несколько лет назад ходили упорные слухи о том, что «МиГ» сделают филиалом ПАО «Компания «Сухой», которое как раз получило крупные госконтракты на разработку и производство тяжёлых истребителей. Для выживания и сохранения самостоятельности корпорации необходимо получать новые контракты от Минобороны и зарубежных партнёров. По большому счёту МиГ-35 — это тоже инициативная разработка с весьма туманным будущим.

Сила не только в броне Далее в рубрике Сила не только в бронеПочему танки остаются главной ударной силой Сухопутных войск России

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»