«Цель США на Украине — смена власти в Кремле»
Владимир Горюнов. Фото: Емельян Мараховский

Владимир Горюнов. Фото: Емельян Мараховский

Политолог Владимир Горюнов рассказал РП об истинных причинах украинских событий и их возможных последствиях для России

— Второй год Россия неотрывно следит за происходящим на Украине. Государственный переворот, гражданская война, гибель тысяч мирных жителей, масштабная социально-экономическая катастрофа в зоне боевых действий — трагедия соседей не оставила равнодушным практически никого. Но в чем ее суть? Чего хотят затеявшие это силы?

— В российском информационном поле присутствуют две основные версии причин трагических событий на Украине. Первая, которую поддерживает российская сторона, в том числе на дипломатическом уровне, объясняет происходящее тем, что на Украине идет гражданская война, обусловленная диаметрально противоположным идеологическим и цивилизационным выбором официального Киева и русскоязычных восточных областей. Отчасти это, безусловно, соответствует действительности, как и вторая версия, распространяемая в основном патриотически настроенными СМИ. Согласно этому подходу, внутриукраинская гражданская война — лишь механизм. На самом же деле на Украине идет война России с Западом.

На мой взгляд, обе этих версии, хотя и имеют под собой достаточно серьезные основания, не являются исчерпывающими. В действительности на Украине в форме внутренней гражданской войны и противостояния России и Запада развернулась внутрироссийская гражданская война. Основной целью ее западных инициаторов является не отрыв Украины от России — это тактический вопрос, и уж тем более не «развитие и укрепление демократических ценностей», а смена власти в РФ с неизбежным разворотом внутри- и внешнеполитического курса и последующим развалом страны. Вот стратегическая задача тех, кто спровоцировал и поддерживает происходящее на Украине. Очевидно, что в данном случае Украина рассматривается как часть территории «большой России», а не как суверенное государство или иная самостоятельная сила.

Разумеется, смена власти в России — не самоцель. Подобные попытки предпринимаются для максимально возможной пролонгации ситуации однополярного мира и устранения возможностей появления противовеса Западу и конкретно США в ближайшей исторической перспективе. Понятно, что усиление России в качестве идеологического и экономического противовеса западному мировому господству возможно только в рамках тесного сотрудничества РФ с государствами — членами БРИКС и, в первую очередь, Китаем, который потенциально представляет гораздо более серьезную угрозу «однополярным» планам США. Чтобы не допустить укрепления российско-китайской связки, удар направлен на самое «слабое звено», которым является Россия.

Главы государств и правительств стран-участниц БРИКС. Фото: Алексей Дружинин / ТАСС

Главы государств и правительств стран — участниц БРИКС. Фото: Алексей Дружинин / ТАСС

— Если ставки столь высоки, почему российская реакция на угрозу так невнятна?

— К сожалению, несмотря на серьезность этих замыслов (которые, кстати, особо не скрываются), в Москве с самого начала допустили колоссальную ошибку — сказав «а», не сказали «б». Развязав себе руки в плане возможного вмешательства во внутриукраинские дела (речь идет о первоначальном непризнании новых киевских властей, разрешении Совета Федерации на использование российских ВС за пределами территории РФ, реальности взятия под контроль пророссийских территорий и т.д.), Россия довольно быстро спустила это на тормозах. По всей видимости, это произошло не только по недальновидности тех или иных чиновников и аналитиков, но и по прямой указке Запада той части российской элиты, которая до сих пор находится под определяющим  западным влиянием.

Был запущен миф о том, что основной целью Запада якобы является возобновление холодной войны и втягивание России в долгосрочный военный конфликт по аналогии с событиями в Афганистане. И хотя эта версия была абсолютно ложной, российское руководство стало действовать, исходя из нее. Вспомним прошлый и начало этого года — Москва, вопреки очевидности, пыталась наладить отношения с Европой, сыграть  на каких-то противоречиях между европейскими государствами. Все эти планы  достаточно быстро оказались несостоятельными по одной простой причине — Европы как самостоятельного центра силы сегодня не существует. Есть только США.

— Стратегия Америки понятна, а тактика?

— Основная задача Вашингтона, повторюсь — не втягивание России в войну на Украине или где бы то ни было, а смена власти в Кремле. Да, эта цель достижима и через войну, однако получится, скорее всего, очень затратно, а вдобавок еще и растянуто по времени. Гораздо проще сделать это путем значительного снижения персонального рейтинга президента Путина и числа верных сторонников российской власти.

История «цветных революций» показывает, что для глобальных изменений необходимо относительно небольшое число активных граждан, которые выполнят «грязную работу» на улицах и площадях, а также поддержка части финансовых и интеллектуальных элит. Главное — отсутствие существенной массы людей, готовых этому противостоять, в первую очередь, на тех же улицах. Дальнейшее невмешательство России в украинские события чем дальше, тем больше будет расцениваться населением как предательство и соотечественников на Украине, и «русской идеи» как таковой, что соответственно скажется на рейтинге власти.

Яркой иллюстрацией этого тезиса служит ситуация вокруг Приднестровья. Резкое обострение вокруг ПМР, включая назначение одесским губернатором бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, «успешно» развязавшего грузинскую агрессию против Южной Осетии 2008 года, отнюдь не случайно. Когда на  Западе окончательно осознали, что Россия, хотя официально и не вмешивается в события на Донбассе и Луганщине, все-таки оказывает пророссийским силам существенную военную и гуманитарную помощь (чему способствует общая граница), было решено создать ситуацию, когда РФ просто физически не сможет вмешаться и будет вынуждена сдать Приднестровье со всеми вытекающими из этого последствиями.

Михаил Саакашвили

Михаил Саакашвили. Фото: Зуба Джавахадзе / ТАСС

— Порой создается впечатление, что в России чрезмерно заняты разоблачением идеологии «бандеровцев», тогда как политику «новой демократической Украины» определяют вовсе не они...

— Ложным посылом российской пропаганды стало то, что она излишне сосредоточилась на борьбе с «бандеровщиной», по-видимому, не понимая, что основная  движущая сила украинских событий совсем не они, а «креативщина». Бандеровцы-западенцы (уроженцы националистически настроенной Западной Украины. ― РП.), конечно, играют довольно существенную роль. Но это — роль боевого отряда. Украина-2004, как и развитие событий в Грузии после ухода Саакашвили, показали западным специалистам, что традиционные «оранжевые» и «розовые» технологии «ненасильственного» сопротивления властям дают сбой, если не подкреплены грубой силой.

Что ж, они умеют учиться и не держатся за отжившие методики. Чисто «революционные» технологии по Джину Шарпу были дополнены силовой составляющей и опробованы в ходе так называемой «арабской весны». Там существенную роль в смене власти сыграли исламистские боевики. В прошлом году настал черед Украины, где за неимением достаточного количества исламистов «на устрашение» работали радикальные ультранационалисты. «Креативщина», то есть молодые «прозападники», пропущенные через сито многочисленных неправительственных организаций, фондов и грантов, идейно близки, но не держат удар и не способны к решительному сопротивлению, тем более с применением силы. Что и показал Евромайдан. Радикалов «включили» как раз после разгона этой мирной и беззубой части протестующих. Тем не менее ультранационалисты остаются и останутся ведомыми, а не ведущими, а особо ретивых «мавров» ждет судьба «Сашко Билого», о котором не льют слезы даже его ближайшие соратники.

То, что основной движущей силой является именно «креативщина», показывает явная поддержка Западом, включая влиятельные национальные лобби, всех аспектов украинского беспредела. Российские попытки показать, что к власти в Киеве пришли профашистские силы, не привели ни к какому результату. Да и не могли привести — Запад это никогда не волновало. Иначе разве стал бы он терпеть реабилитацию нацистов, фашистские шествия и так далее на протяжении последних двадцати лет в той же Прибалтике?

Надо признать, что пока США вполне удается реализовывать стратегию, которую они наметили. В российском информационном поле не появляется объяснений относительно курса, избранного Москвой в отношении Донецка, Луганска и Новороссии в целом. На фоне молитв, возносимых в каждой церкви за упокой украинских детей и взрослых, от супостатов пострадавших, и за установление долгожданного мира, это ведет к дальнейшему разочарованию россиян.

— Что в первую очередь нужно предпринять Москве, чтобы переломить опасную тенденцию?

— Просто наплевать на Запад. Нужно перестать, наконец, делать ставку на возможность каких-то достижений на западном направлении, и адекватно отвечать на каждый удар с той стороны. И идеологически, и политически, и экономически. Идет непримиримая война мировоззрений. При этом «украинская проблема» однозначно должна быть решена. В любом варианте это означает прямое силовое вмешательство России в украинские события. Преступная безнаказанность Киева, переходящая все допустимые рамки, должна быть принудительно прекращена, а виновники преступлений против человечности — понести суровое наказание. Стоит заранее освободиться от иллюзий, что это удастся сделать без принуждения.

— Но что же, на Ваш взгляд, пока удерживает Кремль от столь очевидных решений?

— Необходимость принятия достаточно жестких мер внутри страны. Власть боится бунта олигархов. Новые санкции, которыми, скорее всего, ответит Запад на ужесточение российской позиции по Украине, прямо скажутся на благосостоянии этой группы лиц. Она тут же ответит финансовой и организационной поддержкой «пятой колонны» уже российских «креативщиков» и т.д. Похоже, что власть пока не готова к масштабным чисткам внутри страны, без которых, однако, дальнейшее развитие России просто невозможно.  Обойти эту развилку не получится. Никакого импортозамещения и общей перезагрузки экономической политики без «элитозамещения» быть не может.

— Как скоро западные планы смены режима могут перейти в решающую стадию?

— Хотя пока все развивается по негативному сценарию, их реализация требует времени. Неудачная попытка «болотников» 2012 года выявила основную слабость либеральной оппозиции: отсутствие лидеров. Пока ее будут возглавлять персонажи, хорошо известные по девяностым, рассчитывать на успех российским прозападникам не придется — за ними просто не пойдут. Однако тенденция направлена в эту сторону. Оппозиция будет активизироваться параллельно с падением реального рейтинга президента Путина. Нельзя исключать любые провокации вплоть до попыток физического устранения первого лица.

Следует также ожидать «раскачки», в том числе самой грубой и искусственной, любых относительно значимых потенциальных и реальных межэтнических и межконфессиональных противоречий, особенно в традиционных проблемных зонах на Северном Кавказе и в Поволжье. Для обострения обстановки в этих регионах будут задействоваться радикальные силы всех сортов и направлений — и исламистские радикалы, и русские псевдонационалисты, и местные националисты в национальных республиках. Наверняка найдут и еще кого-нибудь.

Будем надеяться, что в Кремле будут активно противостоять этим угрозам. Недооценка опасности может привести к дефрагментации нашей страны.  

Беседовала Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба.

Рассказывает член Совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, политолог Владимир Горюнов.

Кудрин хочет вернуться в большую политику Далее в рубрике Кудрин хочет вернуться в большую политикуЗаявления бывшего министра финансов о возможном переносе президентских выборов имеют двойное дно Читайте в рубрике «Власть» Будет ли шоу продолжаться?Пламенные борцы с коррупцией получили отрезвляющий окрик из Кремля Будет ли шоу продолжаться?

Комментарии

19 июня 2015, 09:54
Какой серзный анализ ситуации на Украине от политолога Владиимира Горюнова, он собрал почти все штампы, которые раскидали на просторах рунета, другие политологи, но чуть раньше, примерно на год раньше
19 июня 2015, 18:25
Это точно. Эдакий "окончательный постфактум для мега-скептиков", которые до сих пор думали, что госпереворот и война на Украине - это "просто так"...
23 июня 2015, 14:01
Цэ не "просто так", це ж целая "перемога" демократии, или вы забыли...? ))
23 июня 2015, 21:50
Он забыл сказать лишь о том, что Штаты заигрались и явно переоценивают свои силы и возможности,держа всех остальных за дураков, или предполагая их такими.
Но в итоге всё это сведется к тому, что их искусственная империя рухнет, и сами они уйдут на задворки жизни, ни кому не нужные и не интересные.
19 июня 2015, 11:05
А это тот Горюнов, который бывший депутат ГД, или какой-то другой? Политологов сейчас развелось, как собак нерезаных. Каждый второй сам себе политолог. А так, в принципе дядька здраво рассуждает. Власть в России держит некая шестая колонна, которая содержит колонну пятую. Путин сейчас меж двух огней, как еще выкручивается, непонятно.
А еще клятый "чекистский заговор"... И Кудрин дышит в спину...)))
23 июня 2015, 17:37
Ага, щурит немигающий змеиный зрак и упоенно протирает шершавым языком запотевшие очочки...))))))))
23 июня 2015, 14:02
В самую пору задуматься о существовании некой "седьмой колонны"....! ))
19 июня 2015, 12:11
Правильно Горюнов направление выделил, сейчас государству необходимо сформировать ту существенную массу граждан, готовых противостоять на улицах тому относительно небольшому числу активных граждан, которые выполняют «грязную работу».
19 июня 2015, 18:32
Согласен. Самое главное - нормальная социалка, диалог местных властей с гражданами, ну и конечно же порядок и дисциплина в силовых ведомствах.
23 июня 2015, 16:56
Диалог местных властей с гражданами... Очень смешно. Вы их лица - местных властей - видели? О чём с ними говорить? Просто нужно поменять их на нормальных активных граждан. А для этого нужно изменить в России всю систему подбора кадров.... м-да...
19 июня 2015, 12:41
В принципе, каждый имеет право высказать свою точку зрения на текущую ситуацию. Но, даже если эта точка совпадает с большинством, не факт, что она истинна. Гадание это все на кофейной гуще.
19 июня 2015, 14:20
Повысить рейтинг президента или поиграть в свои игры, чего хочет этот политолог? Откровенно говоря, слабые измышления. Вот Онотоле бы сказал интереснее.
19 июня 2015, 14:59
Очередная копеечка в копилку к антироссийским настроениям США. Не оставят Штаты идею однополярного мира, хоть ты тресни. С другой стороны им ничего другого не остается, поскольку свой внешний долг они никогда уже покрыть не смогут. Кончатся эти США скоро, кончатся.
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
19 июня 2015, 15:26
Ось зла обозначена. Но ведь ВВП (вы не забыли кем он был?) тоже не дурак рака за камень заводить и тень на плетень наводить. Он отлично понимает простую вещь - Если ты силен, то делай вид будто слаб и наоборот.
Уверен, что он сечет поляну. Что у него там? Самбо, кунгфу или айкидо? Вот вот. Много энергии не надо. Пусть её проявляет соперник.
20 июня 2015, 02:09
Не думаю, что все настолько шито белыми нитками. Путин далеко не дурак при всех его недостатках. Я думаю, что он просто выжидает шага противника, потому что нападать вслепую гораздо сложнее, чем отвечать на чей-то выпад.
20 июня 2015, 08:37
Политолог Владимир, Вы выглядите как не умный патриот, когда простота вредит, хуже воровства. Выбросьте из головы иллюзии, что Американцы хотели Крым и сланцевый газ в восточной Украине и у них не получилось. Цель всего этого заговора, в военной суматохе, гарантированная занять западную Украину, предварительно устранив там всех потенциально опасных местных в ложной войне, против самих себя. Введение туда войск НАТО и американских наемников, порабощение местных, с последующим переселение, какой то мировой элиты. Весь этот театр, что происходит, который Вы принимаете за чистую монету, это всего лишь обманные движения фокусника одной рукой, для незаметных действий другой руки. Неприятно, что у нас в стране не позорят и не наказывают политиков и политологов, которые вредят обществу своими заблуждениями и демагогией не перво причин, толкая людей на смерть и горе. Фу на вас, еще раз.
20 июня 2015, 15:46
Ну а Вы знаете первопричины и цели, igor? Судя по Вашему комментарию - нет. И заступлюсь зе неизвестного Владимира.
Не следует говорить - вы не умный, фу на вас...
Это нехорошо.
Вы одинаково заблуждаетесь, надеюсь - искренне, поэтому принесите Владимиру извинения
20 июня 2015, 23:10
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Ирина, вас очень жаль, вы несчастная жертва американской пропаганды, желаю вам скорее выздороветь !
21 июня 2015, 02:02
Александр, боюсь, что такие прозомбированные, как ирина, уже не вылечиваются!!!
21 июня 2015, 01:57
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
21 июня 2015, 09:07
Ирина - захотели жить хорошо Украинцы - так что же не жили?
Что же Ющенок-то на Украине пенсии по 1000 евро не сделал?
Вы изложите экономику процесса, а не пустые агитки.
Вам сказали:
Ступайте в Европу, только сдайте сало, горилку, вышиванки, порты, чоботы. Черевички можете оставить - это подарок...
И ступайте в Европу.
Вот такая экономика.
Чужое отдайте...
Тут Путин сразу стал плохой
23 июня 2015, 11:13
Думаете, если бы Россия отвернулась от Крыма, американцы бы там не появились? Махнули бы ручкой, и сказали бы: "Фу на ваш Крым, пусть там российский флот стоит"
Украина - не цель для США. Цель была Крым , его стратегические высоты и территория контролируемая ЧВФ. Путин перехватил Крым у амеров, тепеть они скрежещут зубами и пытаются дестабилизировать "околокрымский регион", в том числе и войной в Донбассе и сбиванием боингов
20 июня 2015, 15:58
Согласен....
Крым - точнее захват Крыма - это завет, переданный через века наследникам генуэзских банкиров, создавших основу нынешних капиталов Майеров-Морганов-Ротшильдов-Рокфеллеров и других, являвшихся акционерами, учредителями и содержащих ныне "Открытую Россию" г... Ходорковского
Крым - это конечно пуп Черноморье, я всегда найдутся соседние страны которые будут называть его своей землей. Но факт: последние 300 Ле Крым - русская земля, и вся остальная лабуда не прокатит!
20 июня 2015, 16:07
Захватить Крым, переименовать Феодоссию в Каффу, установить в России рабовладельческую демократию - вот истинная цель ....
Думаете смешно?
История не знает иного....
Капиталы не исчезают и продолжают работать....
В Мамая вложились - где маржа?
Крым - это важнейшая высота для ПВО и локаторов! Мы вернули себе приоритеты во всем Черноморском регионе! И флоту отстояли в Севастополе! Ура!
20 июня 2015, 22:47
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
20 июня 2015, 15:29
Афтор откровенно пугает своей недальновидностью. Как он представляет силовую операцию на Украине, когда украинский народ (к моему глубокому сожалению) все еще поддерживает украинское правительство и отрицательно относится к русским? Это нам окупантами становиться? Киевская обл., это вам не Крым товарищи! А упоминание о неизбежных чистках попахивает 37 годом. Имхо - куда-то афтора не туда нечистая сила увела
20 июня 2015, 22:40
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
23 июня 2015, 11:16
Никто правительство Украины уже давно не поддерживает. Просто создается видимость с помощью опостылевших пабликов, типа Слава Украине. А на самом деле народ в ярости. Мало того, что непонятные правосеки совершили госпереворот, так еще на войну с них деньги собирают, экономика в крахе, инфляция двузначная. Кого поддерживать?
20 июня 2015, 16:16
Народу запудрили мозги, какой может быть спрос с рядового украинца у которого нет выбора?
20 июня 2015, 22:34
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
20 июня 2015, 22:30
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
21 июня 2015, 21:52
Цель США на Украине - превратить её во враждебное России государство, а не смена власти в Кремле.
21 июня 2015, 21:59
Можно подумать, что если бы вдруг в России поменялась власть на угодную Вашингтону, то США перестали бы превращать Украину во врага России.
23 июня 2015, 17:28
Безграмотная статья политолога. Смена нашей власти ничего не дает западу. Разворот курса и развал России то же. Почему именно нам нужен биполярный мир, а не какой нибудь другой стране? От такого мира мы сами ушли, совершив у себя антикоммунистическую революцию. Это тоже проделки запада? Если хочешь быть противовесом, будь им, подняв экономику на уровень западной. Если это делать слабо, то не чирикай зря. .
23 июня 2015, 18:49
Да, скорее всего этот политолог завуалированно пиарит кремлевского лидера.
24 июня 2015, 12:10
Задумайтесь над тем , как бы мы жили, если бы ввп отдал на съедение страну западу и верхушке ес. Только глупые комментаторы сей статьи не замечают того, что происходит в мире : войны, перевороты, смена власти делаются для поглощения сырьевых и прочих богатств , которыми обладает та или иная страна .
24 июня 2015, 13:40
Вы абсолютно правы. В том то и заключается вся проблема понимания происходящего в глобальном мире. К несчастью, многие меряют свою жизнь "колбасой, одеждой, обувью, отдыхом на море или в санатории, что, конечно же немаловажно - тем не менее - увы, люди не видят скрытых угроз (войны, перевороты, смена власти и...) и последующее ухудшение качества жизни. Почему то многим кажется, что им плохо живётся из-за неправильной внешней политики руководителя государства. По-меньшей мере - это смешно и глупо. В силу своей ограниченности (тупости) народ видит своё благо в "сосисках-сардельках, киви-мандаринах, пармезанах- рокфорах, хамонах-трюфелях, мерседесах-инфинити, Bombardier-Rybolovlev Estate... ну и прочих прелестях современного разврата сознания. Конечно, как Вы сказали, над этим стоит задуматься. Только вот, увы, воз и ныне там... Сосед Вася купил крутую тачку... - Я хочу КРУЧЕ. И я ему докажу,... чего бы мне это ни стоило...Очень жаль, но это имеет место быть.
25 июня 2015, 09:15
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
25 июня 2015, 09:40
Да будет Вам, Grigory Yefimovich Vilkin, про недостачу критики... Критикуйте, только без хамства и нецензурной брани.
Это и есть свобода "слова" и оно, это хамское слово создаст "альтернативу"? Нет, потому и нет альтернативы, что кроме хамства и мата "прогрессивно настроенные" ничего родить не могут. Непристойная ругань - она запрещена не только в отношении властей.
Или появляются оппозиционеры типа Явлинского с переписанной задом наперёд программой ЕР.
Про прочих ОР, КПР, ЛДПР даже говорить не буду...
Про власть: это её обязанность - бороться за своё укрепление.
про Крым Вам следует просто забыть - это добрый совет
25 июня 2015, 11:27
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
25 июня 2015, 20:36
Штаты заигрались и явно переоценивают свои силы и возможности,держа всех остальных за дураков, или предполагая их такими.
Но в итоге всё это сведется к тому, что их искусственная империя рухнет, и сами они уйдут на задворки жизни, ни кому не нужные и не интересные.
---------------------------
Пока толстый усохнет, худой сдохнет.
26 июня 2015, 23:02
По вашей подписи: Толстый тут США, худой Украина, так кто сдохнет то?))
26 июня 2015, 23:00
Цель США задавить кредитами страну (Украину), чтобы она потом на многие века отрабатывала проценты, ну и естественно Америке нужен сильный конфликт в регионе, чтобы показать всей Еврозоне, что Блок НАТО не просто так собирает бабки с ВВП стран Еврозоны, ну а там и станочек запустят ускоренно и снова будет как во второй мировой, большая часть техники будет продаваться в страны прибалтики, а генералы США будут чесать ручки
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»