Трансказахская магистраль
Нефтеперерабатывающая станция Алашанькоу (Китай), предназначенная для приема нефти из Казахстана. Фото: AP, архив

Нефтеперерабатывающая станция Алашанькоу (Китай), предназначенная для приема нефти из Казахстана. Фото: AP, архив

Россия и Казахстан подписали соглашение о транспортировке нефти в Китай: это поможет снизить риски в случае усиления санкций со стороны Европы

До 10 млн тонн российской нефти будет поставляться в Китай через Казахстан. Об этом стало известно в среду, 11 июня, после того, как депутаты Мажилиса парламента Казахстана одобрили соглашение с Россией о транспортировке топлива. Соглашение пока что рассчитано на пять лет. Как уточнила казахстанская сторона, согласно договору стоимость экспорта составит около $10 за тонну, а налоги на транспортировку нефти взиматься не будут,

Поток нефти пойдет по традиционному маршруту Омск-Иртыш-Павлодар-Атасу, и далее по 900-километровому трубопроводу Атасу-Алашанькоу.

«На сегодня наши выгоды заключаются, с одной стороны, в экономике, поскольку этот тариф удовлетворяет все затраты, которые идут со стороны «Казтрансойла» и совместного предприятия по транспортировке нефти с китайской национальной компанией. Второе - это тариф, который позволяет россиянам получить те цены, с которыми у них есть договоренность с Китаем. Поэтому этот тариф многократно обсуждался, рассматривался и является тем консенсусом, который сегодня позволяет нам транспортировать нефть», —цитирует министра нефти и газа Казахстана Узакбая Карабалина местное информационное агентство «Капитал».

По словам министра, проекту по транспортировке нефти присвоено международное значение. «В соответствии с условиями таможенные пошлины и прочее не взимаются. Что касается тарифа, он многократно рассматривался, и он является тарифом, удовлетворяющим обе стороны. Как мы говорили, этот тариф — единый, и он сохраняется в течение пятилетнего периода. Тариф порядка, по-моему, 9,8 доллара почтовая маржа за тонну транспортировки», — сказал Карабалин, объяснив, что для внутренней транспортировки НДС сохраняется, а для международной прокачки нефти его обнулят.

На данный момент планируется транспортировка 7 млн тонн нефти ежегодно, но в перспективе ее объем могут увеличить до 10 млн тонн. По словам Карабалина, у Казахстана есть необходимые ресурсы для увеличения потока нефти. «Транспортной мощности Казахстана достаточно для того, чтобы транспортировать нефть на экспорт, и дальнейшее увеличение Каспийского трубопроводного консорциума, которое мы ожидаем до 50 с лишним миллионов тонн в год. Она позволяет еще больше усилить наши экспортные возможности, и при этом у нас на восток остается 20 млн тонн общей мощности, из которых семь миллионов задействованы под российскую нефть и оставшиеся 13 млн нам достаточно для обеспечения экспорта», — отметил Карабалин.

Помимо этого, казахстанская сторона отметила, что для обеспечения нефтью собственных НПЗ она вправе самостоятельно определять в системе магистральных трубопроводов Казахстана замещение российской нефти казахстанской. При этом в конечный пункт транспортировки будет поставлено должное количество нефти.

По информации «Ведомостей», с 2011 года «Роснефть» продает китайской CNPC по 15 млн тонн нефти в год по отводу Сковородино — Мохэ. Общий объем поставок до 2030 года составит 300 млн тонн. В марте прошлого года компании договорились о продаже еще 365 млн тонн в течение 25 лет на сумму $270 млрд, из них $60 млрд составит предоплата. Тогда президент «Роснефти» Игорь Сечин говорил, что ежегодные поставки российской нефти в Китай могут достичь 30-31 млн тонн в год.

Транспортировка российской нефти через Казахстан в рамках единого экономического евразийского союза вполне логична, считает заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН Алексей Мастепанов. Он утверждает, что это будет дополнительный канал в ВСТО (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» — РП). «Роснефть» уже не первый год хочет прокачивать часть нефти через Казахстан. Это дополнительный канал выхода на Китай для нас. Я считаю, что у всех задействованных сторон есть обоюдный интерес. Перспективы увеличения потока будут зависеть от спроса на нашу нефть на европейском направлении. Если все будет нормально, не будет санкций и будет устойчивый спрос, то через Казахстан больше 10 млн тонн прокачивать не получится. Если же будут санкции со стороны Европы и спрос снизится, то мы сможем увеличить объемы поставок в Китай», — резюмирует Мастепанов.

Шаг навстречу Далее в рубрике Шаг навстречуСоглашения по газу с Украиной все еще нет, Россия настроена конструктивно Читайте в рубрике «Экономика» Перспектива для всехУ регионов России существует возможность получать гранты на социальные проекты Перспектива для всех

Комментарии

12 июня 2014, 10:59
Риски-то это однозначно снизит, однако объем поставок несравненно более низкий, чем в Европу, хотя и по выгодной цене. Надеюсь, что со временем Китай все же частично переориентируется на российскую нефть и газ, а Европа внемлет здравому смыслу и станет на нашу сторону в вопросах транзита углеводородов.
12 июня 2014, 11:04
А на мой взгляд, выбор такого маршрута для магистрали газопровода - это уже само по себе дополнительный риск - уж больно неспокойно сейчас в северо-западных регионах Китая... Лучше бы пустили магистраль транзитом через Монголию!
13 июня 2014, 10:25
Для экспорта газа в Китай - да, тем более что газовый магистральный трубопровод еще предстоит построить, а в случае с нефтью (о чем и говориться в статье) - смысла нет ни какого, тем более что в Казахстане уже имеется вся необходимая для этого инфраструктура. И не забывайте, что мы теперь - ближайшие партнеры не только в рамках ТС, но и в составе ЕАЭС. Так что все по-уму, как и должно быть!
12 июня 2014, 12:37
Это называется: "Мы пойдем другим путем".
12 июня 2014, 13:31
Еще один гвоздь в крышку гроба американской гегемонии. Развивающаяся Азия может сторицей перекрыть все потери, которые понесла Россия в связи с упертой и бессмысленной политикой США.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»