Эта подлодка в огне
АПЛ «Томск». Фото: официальный сайт завода «Звезда»

АПЛ «Томск». Фото: официальный сайт завода «Звезда»

В Приморье загорелась находящаяся на ремонте АПЛ серии «Антей», на которой в 1998 году из-за утечки аммиака погибли 6 подводников.

Атомная подводная лодка «Томск», находящаяся на ремонте в ЗАТО Большой Камень Приморского края, загорелась рано утром 16 сентября. К 09:00 мск, по данным агентства «Интерфакс», пожар был локализован; в 10:47 мск пресс-секретарь Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Кравченко сообщил о ликвидации пожара.

«Возгорание ликвидировано. Продолжается проливка, чтобы не допустить возникновения нового очага пожара», — цитирует Кравченко агентство.

Спикер ОСК отметил, что пострадавших при пожаре не было.

«Несколько пожарных, которые надышались дымом, отпущены домой после того, как им была оказана необходимая медицинская помощь», —

сказал он.

В первых сообщениях на лентах информационных агентств воспламенившаяся АПЛ значилась как К-132 «Иркутск». Однако позже выяснилось, что возгорание произошло во время ремонта К-150 «Томск», которую готовили к запланированному на 30 сентября спуску на воду. Подводный ракетный крейсер «Томск» находился на заводе «Звезда» с весны 2013 года и должен был вернуться в строй в 2018 году. Ранее подлодку уже отправляли на ремонт в Большой Камень в 2010 году в связи с неполадками системы охлаждения одного из реакторов, из-за которой в 1998 году на «Томске» произошла утечка аммиака и азота, что привело к гибели шести членов экипажа.

Утром в понедельник стало известно, что в процессе газовой резки решетки цистерны главного балласта загорелось старое внутренне покрытие емкости. Затем огонь, по-видимому, распространился на внутренние кабели и резиновое покрытие. Произошло задымление между прочным и легким корпусами судна. По состоянию на 07:20 мск над тушением пожара работали 13 пожарных расчетов: семь от тихоокеанского флота, пять от МЧС и один от завода «Звезда»; при этом задымление продолжалось уже не менее трех часов.

Сообщалось, что к бухте Большой Камень было направлено судно контроля радиационной обстановки. Вместе с тем представитель Главного штаба ВМФ заверил «Интерфакс», что угрозы взрыва на лодке нет, поскольку «перед постановкой в плавдок на АПЛ „Томск“ был заглушен ядерный реактор и разгружен абсолютно весь боезапас». По его словам, угрозы жизни экипажа также не возникало: весь личный состав оперативно покинул корабль. «Сейчас внутри корпуса никого нет, в самом корпусе какого-либо возгорания нет, задымления также нет», — сообщил источник агентства.

Около 09:00 мск пресс-секретарь Объединенной судостроительной корпорации Алексей Кравченко сообщил «Интерфаксу», что будет создана специальная комиссия для оценки ущерба и пересмотра сроков ремонта.

«Пожар на подлодке локализован. Масштаб ущерба предстоит оценить в ходе работы специальной созданной комиссии», —

заявил он. По информации агентства, проливка межкорпусного пространства АПЛ продолжается.

Атомные подводные ракетоносные крейсеры К-132 «Иркутск» и К-150 «Томск» построены по проекту 949А «Антей». Первый был заложен в 1985 году и поступил на вооружение в 1988 году, второй — в 1991-м и 1996-м соответственно. Всего по проекту «Антей» было построено 11 АПЛ (из 18 запланированных), в том числе затонувшая со всем экипажем 12 августа 2000 года К-141 «Курск». Строительство еще двух лодок — К-135 «Волгоград» и К-139 «Белгород» было законсервировано. Последнюю в конце 2012 года перезаложили для достройки по спецпроекту.

Возгорания во время ремонта АПЛ происходят сравнительно часто. Так, в декабре 2011 года в доке судоремонтного завода в Росляково (Мурманская область) загорелось судно К-84 «Екатеринбург» проекта 667БДРМ. В результате отравления продуктами горения пострадали девять человек. К тому же, вопреки технике безопасности, на борту подлодки оставались торпеды.

Пожары неоднократно происходили в ходе утилизации подлодок на заводе «Звездочка» в Северодвинске (Архангельская область). В феврале 2010 года в процессе утилизации там загорелась АПЛ К-480 «Ак Барс» проекта 971 «Щука-Б». До того, в октябре 2009 года, — К-403 «Казань» проекта 885 «Ясень». В марте того же года огонь охватил остатки резинового покрытия в носовой части АПЛ КС-411 «Оренбург» проекта 667А «Навага». Небольшое возгорание произошло во время утилизации ТК-12 «Симбирск» проекта 941 «Акула» в августе 2007 года. В 2005 году двое рабочих завода погибли в результате объемного возгорания на подлодке проекта 671 РТМ «Щука».

Два члена экипажа погибли в сентябре 2006 года в результате пожара на АПЛ Б-414 «Даниил Московский» проекта 671 РТМК «Щука». 8 ноября 2008 года в результате ошибочного срабатывания системы пожаротушения на подводной лодке К-152 «Нерпа» (проект 971У «Щука-Б») погибли 20 моряков. Теперь судно передано в лизинг ВМС Индии.

Комментарии

16 сентября 2013, 11:47
Удачи подводникам! Аварии авариями, всякое случается, главное что личный состав цел!
16 сентября 2013, 21:29
А что там вообще делал экипаж, интересно, если старушка-подлодка уже 5 лет как на ремонте стоит? Или она стала для подводников чем-то вроде тренировочного экспоната?
17 сентября 2013, 07:46
Поддерживаю. Подводный ядерный флот - это по сути и есть наш ядерный щит, ибо все пусковые ядерные установки давно амерам известны.
Самое страшное для США - это наши подлодки с ядерным оружием, которые могут прятаться и уходить от преследования, и по сути в случае ядерной войны с США наземные ядерные силы выйдут из строя в первый же день войны, а лодки могут еще и войну выиграть!!
Строить лодки надо, новые, мощные, и держать Щит Родины. Только так ПобедимЪ!
16 сентября 2013, 12:31
В большинстве случаев возгорания провоцируют газосварщики. Я как-то наблюдал за их работой - абсолютно никакой техники безопасности - раскаленный металл брызжет во все стороны. Если рядом что-то горючее будет - моментально вспыхивает.
16 сентября 2013, 15:04
наверняка так и было, делали по-русски на авось, техники безопасности нет, делали на скорую руку
16 сентября 2013, 15:27
Все это следствие нашей российской безалаберности. Не удивлюсь, если в целях экономии руководство ЗАТО Большой Камень использовало труд неквалифицированной рабочей силы из стран Средней Азии.
16 сентября 2013, 18:01
Это еще хорошо, что она на приколе судоремонта загорелась, а не где-нибудь в открытом море..!(
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»