Новости – Политика












Политика
«Только креативные остроты, шуточки над Путиным, тусовка и стеб»

Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС
ВЦИОМ: протестные настроения в России достигли пятилетнего минимума; политолог: люди разочарованы в лидерах оппозиции, следующая волна протеста будет социальной
24 января, 2014 14:29
9 мин
Протестные настроения в России достигли исторического минимума. К такому выводу пришли социологи ВЦИОМ, анализируя данные опроса общественного мнения, проведенного в январе 2014 года в 130 населенных пунктах по всей стране.
По мнению респондентов, «белоленточное движение» ничего не добилось и имеет мало шансов на возрождение. Результаты опроса глава центра Валерий Федоров представил на пресс-конференции в пресс-центре РИА «Новости». Прокомментировали их профессор Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики Олег Матвейчев и публицист Леонид Радзиховский.
За последние пять лет максимальное значение индекса общественного протестного потенциала было зафиксировано в декабре 2011 (38 пунктов), а в январе 2014 года он достиг минимума (31 пункт). Индекс личного протестного потенциала снизился с 32 пунктов в декабре 2011 года до 28 пунктов в январе 2014-го. Первый показатель, поясняют социологи, показывает, насколько вероятными считают россияне массовые акции протеста; второй отражает готовность респондентов принять в них участие лично.
По мнению опрошенных, главной причиной протестной активности в 2011—2012 годах было недовольство властью (17%). 8% респондентов уверены, что вышедших на улицы людей не устраивал их уровень жизни, а 7% считают, что к массовым акциям привело разочарование результатами выборов. Только 5% полагают, что целью «белоленточников» были смута и раскол в обществе, а оставшиеся 4% уверены, что протестующие просто стремились привлечь к себе внимание. Впрочем, большинство респондентов (46%) и вовсе затрудняются назвать причину протестной мобилизации, свидетелями которой стали два года назад.
Большинство россиян (45%) уверены, что в митингах и шествиях 2011—2012 годов участвовали люди, которые хотели, чтобы власти прислушались к их мнению. В то же время процент тех, кто уверен, что демонстрантам платили за выход на улицу, заметно вырос — сейчас так думают 33% опрошенных, в 2012 году — только 25%. Пятая часть опрошенных (21%) считает, что в политических акциях участвуют люди, у которых слишком много свободного времени.
Более трети россиян (36%) сегодня безразличны к демонстрациям оппозиции; два года назад такой ответ давали 30% респондентов.
Только 10% опрошенных считают, что «белоленточники» добились сколько-нибудь заметных результатов. 74% россиян уверены, что своими шествиями и митингами оппозиционеры не добились ровным счетом ничего. Число последних за два года заметно выросло: в 2012-м такую оценку кампании политического протеста давали лишь 57% респондентов.

Участники марша в поддержку «узников 6 мая». Фото: Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС
Участники марша в поддержку «узников 6 мая». Фото: Антон Новодережкин / ИТАР-ТАСС
На вопрос «Если добились, то чего?» участники опроса чаще всего отвечали: «диалога с властью» (44%) и того, что «власть задумалась» (17%).
Глава ВЦИОМ Валерий Федоров считает, что угасание интереса к «белоленточному» движению — это следствие разочарования в политиках, возглавивших протест, и их предложенной ими повестке. «Люди увидели протест лично, и личностное участие упало, люди не готовы поддерживать этих лидеров и их лозунги», — отметил Федоров.
По мнению главы ВЦИОМ, данные опроса говорят, что в прежнем формате массовые акции протеста в России вряд ли повторятся. 23% опрошенных говорят, что «не видят в них смысла, такие митинги ничего не дают», еще 12% уверены, что причин для протеста просто нет.
Однако Федоров не исключил, что страну ожидает новая волна митингов и демонстраций — уже с социальными требованиями.
«Но они пройдут под другими лозунгами, 25% опрошенных уверены, что следующая волна протеста будет из-за падения уровня жизни», —
отметил Федоров.
Профессор Национального исследовательского университета Олег Матвейчев согласен с социологом в том, что основная причина спада протестной активности — разочарование граждан в лидерах протестной кампании 2011—2012 годов.
«Коррупционные скандалы Навального, связь лидеров протеста с иностранными гражданами, история с Гиви Таргамадзе. Неспособность организоваться, которую показала оппозиция в истории с Координационным советом: он развалился, они даже не могут встретиться. Это позорное явление, с которым они сами согласились. А также обвинение лидеров в связи с спецслужбами и Кремлем. Все это подорвало доверие людей», — резюмировал Матвейчев.
Второй причиной угасания протеста, по мнению эксперта, являются политические реформы и «мудрая политика Владимира Путина».
«Власть сориентировалась в сложившейся ситуации и вернула выборы губернаторов, на участках были установлены прозрачные урны, упростили регистрацию политических партий, честно провели выборы президента и так далее. Протест не был проигнорирован, не было сделано ошибки Януковича, который уже три месяца его игнорирует», — рассуждает Матвейчев.
Последним фактором, отвратившим россиян от уличной политики, по мнению профессора, стал пример других стран — Сирии, Ливии и Украины.
«Люди увидели, что могло быть у нас, если бы власть не действовала оперативно. Все, что происходит в мире, для россиян прививка. Россияне видят, как там всё работает на кошках, и начинают ценить стабильность», —
поделился своими наблюдениями Матвейчев.
Отвечая на вопрос корреспондента «Русской планеты» о влиянии «болотного дела» на динамику протестных настроений, политолог отметил, что судебное преследование участников «Марша миллионов» 6 мая 2012 года только активизировало протест.
«Что касается арестов, то это всегда влечет за собой каскад сообщений в СМИ и создает больше предпосылок для протеста. У всех арестованных есть родственники и родные, которые после ареста находятся в напряжении и участвуют в акциях. В „болотном деле“ было много фигурантов, у них хорошо развитые социальные связи, в том числе и в СМИ, что, конечно, привело к росту активности», — сказал Матвейчев.
Эксперт полагает, что волна арестов и ужесточение законодательства не испугали оппозиционных активистов. По его наблюдениям, в современной России вообще никто и ничего не боится. «Я изучал феномен страха в США, Казахстане и России. Так вот, в России его нет. Если в Казахстане и США люди, недовольные законом, все равно не будут против него протестовать, и боятся даже его обсуждать, то в России не только оппозиция, но и люди, лояльные власти, не боятся высказываться, писать и выступать с критикой власти. И лояльны они не потому, что боятся власти, а потому что уважают ее за то, что 1990-е годы кончились, за то, что у страны вырос авторитет в мире и так далее», — сказал Матвейчев.
Публицист Леонид Радзиховский выступил с еще более радикальной оценкой событий 2011—2012 годов, заявив, что никакого «белоленточного» движения не существовало, а на улицы выходил «разношерстный креативный класс», который не смог предложить обществу сколько-нибудь конструктивной повестки.
«Только остроты, креативные остроты, шуточки над Путиным, тусовка и стеб, ну и лозунг "Не врать, не воровать", который спотыкался на встречном вопросе: "А сами вы как докажете, что не будете врать и воровать?"», —
выразил свой скепсис Радзиховский.
По мнению журналиста, лидерам оппозиции не хватило политической воли, поэтому фигурой номер один на общем фоне стал «политический тролль власти» Алексей Навальный.
«Разоблачение квартир в Майями — это, конечно, хорошо, но это не контрповестка. За пятнадцать лет в России сложилась политическая культура вертикали власти, ее не принимает так называемый креативный класс, который не смог предложить никакой альтернативы путинской вертикали и потерпел интеллектуальное поражение», — подытожил Радзиховский.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости