Новости – Политика
Политика
Россия и Абхазия: союз вопреки Европе
Президент Абхазии Рауль Хаджимба и президент России Владимир Путин. Фото: Михаил Метцель / ТАСС
На фоне противостояния с Западом Российская Федерация продолжает оказывать поддержку Абхазии и расширяет с ней военное сотрудничество
15 мая, 2015 18:15
8 мин
15 мая президент России Владимир Путин встретился в Сочи с президентом Абхазии Раулем Хаджимбой. В повестке встречи перспективы развития двусторонних отношений в торгово-экономической, инвестиционной и правоохранительной сферах. Не останутся без внимания и вопросы реализации российско-абхазского Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве, подписанного 24 ноября 2014 года и вступившего в силу 5 марта этого года. Несмотря на то что договор был признан незаконным комитетом Совета Европы и вызвал негодование США и Грузии, Россия продолжает помогать Абхазии и видит в ней важного союзника в регионе.
Экономическая поддержка
Российская Федерация не первый год поддерживает экономику непризнанной республики. В 2009–2013 годах из российского бюджета на помощь Абхазии направли 11 млрд рублей. В 2015 году Россия выделит 5 млрд на реализацию Договора о сотрудничестве, который гарантирует Абхазии повышение социальных стандартов, в том числе пенсий, медицинского и социального страхования, увеличение зарплат работников здравоохранения, образования, науки. В перспективе довести эти стандарты до российского уровня. Между Россией и Абхазией уже заключено более 80 межгосударственных соглашений, готовятся к подписанию еще около 30 документов. Однако решить все проблемы республики лишь экономическим путем пока очень сложно.
«Договор является рамочным, и все временные параметры и цифры вынесены в нем за скобки. Например, сказано, что Россия будет содействовать экономическому развитию Абхазии, но не говорится о точных суммах инвестиций и сроках», — отмечает Андрей Епифанцев, кавказовед, руководитель Аналитического бюро Alte Et Certe. Но все эти моменты могут быть еще доработаны сторонами.
Также, по мнению Епифанцева, соглашение является неравноправным, так как «Россия дает много, но не получает ничего взамен» и никаких условий абхазской стороне не выдвинуто. Эксперт подчеркивает, что дотации России не идут Абхазии на пользу.
«Предыдущий президент Александр Анкваб ушел в отставку именно из-за того, что общество был недовольно состоянием экономики. Экономика Абхазии стала носить паразитарный характер, существуя на дотации России. В то время как народ просил власти создавать проекты, которые позволять зарабатывать в будущем, Анкваб, например, выделял деньги на восстановление лифтов. Сегодня акценты сместились, теперь Россия должна давать Абхазии не рыбу, а удочку», — считает Андрей Епифанцев.
Сторонники оппозиции штурмуют здание администрации президента Абхазии Александра Анкваба в Сухуми. Протестующие требуют отставки главы государства. Фото: Давид Авидзба /РИА Новости
Абхазии необходим хороший инвестиционный климат, поэтому инвестиционная комиссия уже начала работать, а руководство страны развернуло борьбу с коррупцией. Достаточно давно обсуждается идея создания свободной экономической зоны на территории республики. Но к перспективе этого проекта Епифанцев относится пессимистично, считая создание благоприятного инвестиционного климата в нынешних условиях нереальным. «Сегодня в Абхазии многие вопросы регулируются архаическими клановыми понятиями, а не правовыми инструментами», — говорит он, подчеркивая, что успешных историй российских инвесторов в Абхазии практически нет.
«Нужно не только содействовать экономическому строительству, но и заниматься социальными институтами. К тому же в России были похожие проблемы, что сейчас в Абхазии», — резюмирует Андрей Епифанцев.
Объединенное войско
Встреча Владимира Путина и Рауля Хаджимбы в Сочи проходит между совещаниями по вопросам военного строительства и ВПК, а также по горячим следам саммита НАТО, состоявшегося 13–14 мая в соседней Турции, поэтому особое внимание вызывает военная составляющая российско-абхазского сотрудничества.
Договор о сотрудничестве предусматривает создание объединенной группировки войск двух государств с подчинением объединенному командованию, чтобы отразить возможную агрессию. В случае совершения вооруженного нападения на одну из сторон другая предоставляет ей необходимую помощь, в том числе военную.
«Военную часть соглашения следует делить на два — она состоит из пиара и реалий, которые не так значительны, как может показаться на первый взгляд. Пиар, разумеется, очень важен в рамках сегодняшнего противостояния России и Запада», — отмечает Андрей Епифанцев.
В то же время Абхазия особенно дорожит своей независимостью, в том числе и национальной армией. Подчинить ее полностью российскому командованию она пока не готова, поэтому в договоре не говорится о масштабе участия в объединенной группировке, абхазские военные могут составить лишь небольшую ее часть.
«В положении о том, что нападение на одного союзника означает нападение на другого, нет ничего нового. Но силы Абхазии и России неравны, и в случае нападения на Россию абхазская армия не будет играть большой роли», — продолжает эксперт. Таким образом, это рамочное соглашение скорее протоколирует дружеские намерения и закрепляет сотрудничество, в то время как есть и другие военные российско-абхазские договоры, например о совместной охране границ, которые уже действуют.
Не стоит, по мнению Епифанцева, преувеличивать угрозу НАТО в регионе и влияние того факта, что Грузия хочет стать членом альянса. «Грузия сейчас дальше от НАТО, чем в 1995 году, и НАТО не будет воевать за Грузию, если говорить о вероятной военной агрессии против Абхазии, — отмечает эксперт. — Реальная опасность НАТО преувеличена, мы давно живем с Североатлантическим блоком и научились жить с ним. У нас есть огромная морская граница с членом альянса Турцией, которая, как и российско-грузинская граница, надежно прикрыта лучшими подразделениями российской армии», — заверил Епифанцев.
Политтехнолог Олег Матвейчев смотрит на этот вопрос по-другому: «С одной стороны, Россия была и остается гарантом независимости Абхазии. С другой стороны, возможны попытки дестабилизации обстановки по всему периметру вокруг России. На Украине ситуация уже вышла из острой фазы, но шоу должно продолжаться, и будут провокации в других местах по указке США, где Россию постараются снова выставить агрессором. В этом отношении Абхазия и Осетия наряду с Приднестровьем — важные точки. Сегодняшнюю встречу нужно рассматривать именно в этом ключе».
Отношения с другими непризнанными государствами
Говоря о сотрудничестве России и Абхазии, нельзя не принимать во внимание взаимоотношения с другой республикой, добившейся независимости от Грузии, — Южной Осетией.
18 марта Владимир Путин подписал договор «О союзе и интеграции» России с Южной Осетий, который предполагает более тесное сотрудничество, чем российско-абхазский договор. Южная Осетия всегда выступала за более близкую интеграцию с Россией, чем Абхазия, говоря не столько о сотрудничестве с РФ, сколько о вхождении в ее состав. Также играет роль здесь и то, что Цхинвал не может себе позволить содержать необходимую для защиты армию самостоятельно.
МИД Донецкой Народной Республики также заявлял, что планирует заключить аналогичный договор «О союзничестве и интеграции» с Южной Осетией и Абхазией, уточнив, что собирается подписать такое соглашение с Россией в случае, если ДНР, как Абхазия и Южная Осетия, будут признаны нашим государством, но пока об этом речи не идет.
Сотрудничеству России с ее союзниками, всегда традиционно и исторически тяготевшими к ней, пытается препятствовать третья сторона. 12 мая Комитет министров Совета Европы признал договор о «Союзничестве и стратегическом партнерстве» России и Абхазии и договор о «Союзничестве и интеграции» России и Южной Осетии незаконными и нарушающими суверенитет и территориальную целостность Грузии. Но это лишь говорит о важности интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости