LIVE Прямая линия Путина
Пророссийские активисты Луганска смотрят «прямую линию» с Владимиром Путиным. Фото: Dimitar Dilkoff / AFP / East News

Пророссийские активисты Луганска смотрят «прямую линию» с Владимиром Путиным. Фото: Dimitar Dilkoff / AFP / East News

Президент России Владимир Путин сказал, что решение о присоединении Крыма «принималось с колес», и выразил надежду, что на юго-востоке российские войска применять не придется

Прямая линия завершилась, на этот раз она продолжалась менее четырех часов. 

«Русский народ, русский человек — он что для вас?» — «Страна наша, как пылесос, втягивала в себя представителей различных этносов, стран, национальностей, на этой основе создан не только наш культурный, но и генетический код. Это может быть одним из наших главных конкурентных преимуществ в современном мире. В основе наших особенностей лежат ценностные ориентиры. Человек русского мира прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, поэтому русский человек больше обращен не в себя, а развернут вовне. Только у нашего народа могла родиться поговорка "на миру и смерть красна" — за свой народ, за свое отечество. Отсюда массовый героизм во время конфликтов и войн и даже самопожертвование в мирное время. Мы менее прагматичны и расчетливы, чем представители других народов, но пощедрее душой. Нам безусловно есть что взять у других народов ценного и полезного, но сотни лет мы опирались на свои ценности. Они нас не подводили, и они нам еще пригодятся».

Путин критикует открытое правительство, которое возглавляет Михаил Абызов. 

 

Альбина, 6 лет. «Спас бы вас Обама, если бы вы тонули?» — «Не могу сказать, что у нас особо личные отношения, но думаю, он порядочный человек и сделал бы это».

«Ну катайтесь спокойно», — отвечает Путина на вопрос, что делать с взятым в лизинг у «Приватбанке» автомобиле, за который еще два месяца надо платить. При этом утратившим вклады Россия готова выплатить компенсацию в 700 тысяч рублей.

Путин не согласен оставаться президентом пожизненно и спит по шесть часов.
«Будет ли снова железный занавес?» — «Не будет, мы ни от кого свой народ закрывать не собираемся». Путин по-прежнему называет Соединенные Штаты партнерами.

«Чапаев», — отвечает Путин о своем любимом фильме.

Путина спросили о губернаторах, он хвалит их за работу, особо выделяя главу Чечни Рамзана Кадырова. В случае нарушений со стороны глав регионов будут приниматься кадровые решения, грозит президент. 

Путин выбирает из папки вопрос о расстреле воров. «У нас никогда за воровство не расстреливали, вопрос не в тяжести наказания, а в его неотвратимости».

Военный обозреватель Виктор Баранец противопоставляет патриотизм и либерализм, называет противников войны провокаторами и яростно спрашивает, где же война. «Большая государственная задача — уметь защищать наши победы». Вопроса нет.

«Давайте повысим культуру нашей дискуссии и обойдемся без "зеленых человечков" с одной стороны и "хомячков с гнилыми зубами" с другой», — отвечает Путин.

Я всегда даю высказаться своим коллегам, у кого есть другое мнение, говорит Путин. «А по некоторым вещам... Нормальные отношения с Западом? А кто не хочет — мы хотим», — отвечает Путин. Он повторяет неоднократно высказанный тезис, что нельзя постоянно идти на уступки другим странам. 

Мы нуждаемся в анализе, самых разных точках зрения, резюмирует президент.

Фото: Василий Максимов / AFP / East News

Вопрос о теме гражданских свобод: не стала ли узкой после Крыма площадка для либералов. 

«Небольшая группа революционеров, и они страшно далеки от народа, как говорили классики. Но она важная часть нашего общества», — говорит Путин. Президент уточнил, что надо прислушиваться к мнению меньшинства. «Не могу сказать, что государство здесь что-то сокращает», — сказал глава государства.

 

Главред "Независимой газеты" Константин Ремчуков напоминает про сужение дискуссионного поля, закрытие СМИ, ухудшение отношений с западом; то, что с точки зрения Украины присоединение Крыма — это нарушение территориальной целостности страны, а в России призывы к этому с 9 мая будут уголовным преступлением: "Вам, как президенту страны, нужен общенародный консенсус, или достаточно большинства?"

Много вопросов — о закрытии сельских больниц, фельдшерских пунктов и плохих дорогах, по которым «скорые» не добираются.

«Очень странно, что закрытие ФАПов происходит. Средства, выделяемые на сельскую медицину, в два раза превышают городские нормы. Если где-то что-то закрывается, должны создаваться межпоселковые ФАПы, обеспеченные транспортом, дорогами. Это абсолютно недопустимая практика», — комментирует это президент.

Официально озвучиваются зарплаты врачей в 49 тысяч в месяц, а реально врачи высшей категории получают 12–15 тысяч. Указ № 597 не работает, говорится в следующем вопросе.

«По статистике заработные платы в медицине растут опережающими темпами  — 141% по старшему медицинскому персоналу», — Путин обещает разобраться с проблемами в конкретных учреждениях. Напоминает, что зарплаты руководителей не должны превышать средние по их бюджетным учреждениям более чем в восемь раз.

Вопрос президенту от тренера паралимпийской сборной по лыжам и биатлона о том, как может государство помочь детям-инвалидам из глубинки заниматься спортом.

«Нам нужно разделить сферу ответственности между регионами и федерацией. Массовый спорт среди инвалидов и детей-инвалидов особая тема», — говорит президент и обещает помощь. 

А теперь — включение из Сочи. Местный туристический бизнес боится, что из-за присоединения Крыма о новых отелях и свежеотстроенной инфраструктуре города забудут, тем более что на авиабилеты в Крым теперь льготы, а в Сочи — нет.

«Безусловно, будем поддерживать Сочи и развивать», — обещает Путин. Напоминает, что новые гостиницы — мирового уровня, снижать цены экономически нецелесообразно и в Сочи должен быть другой тип отдыхающих. Крым же рассчитан на людей с низкими доходами — и им нужно еще туда как-то доехать, в связи с чем и льготные билеты.

Жители Сочи. Кадр: «Россия 24»

Путина спрашивают, когда он покажет новую жену. Он шутит, что сначала надо бывшую супругу замуж выдать. 

Вопрос от Эдварда Сноудена. Бывший внештатник АНБ напоминает в общих чертах о скандале с прослушками и спрашивает, занимается ли массовой слежкой за гражданами Россия.

«Вы бывший агент, я раньше имел отношение... Будем говорить на профессиональном языке. У нас есть строгая регламентация использования спецсредств. Необходимо получение разрешения суда в отношении конкретного гражданина. Массового характера у нас нет и быть не может. Такого массового, бесконтрольного масштаба мы себе не позвояем и, надеюсь, никогда не позволим. Да и технических средств и денег у нас таких нет», — заверяет Путин в ответ.

Вопрос Путина от экс-сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена

Путин говорит об успехе консервативных сил в Европе и связывает его с тем, что все больше европейцев считают, что их национальным государствам нужно больше суверенитета и меньше зависимости от Брюсселя. 

Следующий вопрос из Берлина: «Как восстановить утраченное доверие между США и Россией?»

«Ответ простой: я согласен, что доверие в значительной степени утрачено. Мы считаем, что здесь нет нашей вины. Двойные стандарты разочаровывают нас всегда. Действовать в Ираке, Афганистане, Ливии, Югославии США можно, а России свои интересы защищать нельзя. Рядовые граждане видят эту фальшь. Чтобы поднять доверие, надо говорить на одном языке, избавить мировую политику от двойных стандартов, вранья», — отвечает Путин. Он думает, что перезагрузка закончилась не сейчас, а сразу после событий в Ливии.

А теперь Александр Рар, немецкий политолог. Он спрашивает Путина о будущем Европы.

«Особенность России ничем не отличается от глубинных ценностей, мы люди одной цивилизации. Нам надо создавать Европу от Лиссабона до Владивостока», — начинает Путин. И повторяет свой тезис, что необходимо объединение. 

Александр Рар. Кадр: «Россия 24»

Справшивают о причинах послания Путина Федеральному собранию по поводу присоединения Крыма. Президент рассказывает, что обращался к гражданам других стран, потому что многие из них в результате «блоковой политики» лишены значительной части суверенитета и «даже у себя дома разговаривают шепотом, чтобы американцы не подслушали».

Путин подтверждает, что доставка газа — это задача «Газпрома», а транспортировка — Украины. Президент говорит, чтобы избежать проблем, и был построен «Северный поток», а сейчас строится «Южный поток». 

Путин обещает «терпеть месяц», а затем перейти с Украиной на предоплату. «Этот способ расчетов может привести к сбоям поставок европейским потребителям».

«Почему Россия помогает Украине, не отключает газ должникам, а россиянам за долг в три тысячи рублей могут отключить?»

Путин надеется, что не будет «крайних проявлений» с отключениями, но напоминает о платежной дисциплине, а затем пускается в рассуждения о газовых контрактах с Украиной. Рассказывает о Харьковских соглашениях, о снижении вывозной таможенной пошлины, преждевременных платежах и последующей денонсации договора. Путин останавливается на динамике падения выплат за газ — в марте Украина, по его словам, не оплатила поставки вообще.

Цены на хлеб подросли, но несильно. «Члены правительства должны это знать», — говорит Путин. Цены на хлеб выросли на 1,3%, отмечает президент. Он говорит, что надо остаться в пределах 6,5%. «Как бы я ни любил армию, надо признать, сельское хозяйство важнее, чем пушки», — добавляет глава государства. 

Вопрос про санкции: они коснулись крупного бизнеса. «Нет ли ощущения, что главный объект санкций — это вы?» Ведущий напоминает, что Тимченко, Ротенбергов и Ковальчуков связывают с президентом.

«Наверное, есть такие попытки. Что касается этих людей, это мои хорошие друзья, некоторые из них зарабатывали свои капиталы еще до знакомства со мной. Они никак не связаны с Крымом. Жена Тимченко не могла заплатить за операцию, у нее были заблокированы счета и карточки. Это вообще нарушение прав человека», — отвечает Путин.

Фото: Василий Максимов / AFP / East News

Вопрос об участии России в международных организациях, не пора ли его пересмотреть.

«Международный мир развивается интенсивно. Если кто-то хотел его сделать однополярным, то его вряд ли удастся сделать», — говорит Путин. Он добавляет, что Россия демаршей совершать не будет и самоизоляцией заниматься не намерена.  

Вопрос про ЖКХ, внутренняя политика в этой сфере названа «антинародной».

Путин признает, что проблемы накапливались в течение десятилетий и они острые. Президент говорит, что надо разбираться с управляющими компаниями, которые пытаются перевесить собственные расходы на граждан. 

Инвалид-колясочник стоит в очереди на жилье с 1998 года и просит президента о помощи. Путин обещает помочь в конкретном случае, но напоминает, что вообще это — компетенция региональных властей. По его словам, в бюджете 34 миллиарда рублей ежегодно на пять лет заложены для безбарьерной среды.

Жители Дальнего Востока спрашивают, будет ли программа по развитию приграничных сел Приамурья, из которых уезжает молодежь, и просят строить дамбы, чтобы избегать подобных ситуаций с наводнением.

Путин говорит о том, что восстановление региона идет не самыми быстрыми темпами, и пообещали за этим следить. 

Село Новое Еврейской АО, также пострадавшее от наводнения. Спрашивают про строительство дамб, чтобы ситуация осени 2013 года не повторилась. Путин расшифровывает вопрос: дамбы, говорит, строятся, просто жители считают, что они должны быть выше. Обещает провести экспертизу.

Жители села Новое. Кадр: «Россия 24»

Девочка 12 лет предлагает через Первый канал собрать средства на строительство моста в Крым. Путин благодарит ее и выражает благодарность гражданам страны, которые помогали регионам Дальнего Востока, пострадавших от наводнения. 

Вопрос с Дальнего Востока из села, пострадавшего от наводнения. Автомобилист жалуется, что платит транспортный налог, а дорог нет. «Зачем же вам машина тогда? Это провокация», — парирует президент. Путин предложил передать все пожелания Трутневу. «Конечно, дорога должна быть», — говорит глава государства.

Кадр: «Россия 24»

Спрашивают о реабилитации крымских татар. Путин вспоминает сталинские репрессии, депортацию. «Мы должны сделать все от нас зависящее для восстановления прав крымско-татарского народа... Мы сейчас занимаемся подготовкой указа о реабилитации крымско-татарского народа».

Пенсионеры интересуются у Путина намерением присоединить Аляску. Президент вспомнил, за сколько продали полуостров. «Тоже холодно там, давайте не будем горячиться. Придется им там «северные платить», надо рассчитать бюджетные расходы», — шутит Путин в ответ.

«Если запад откажется от российского газа, как это отразится на пенсионерах?»

«Нефтегазовые доходы — серьезная составляющая бюджета. Боюсь ошибиться в цифрах. Основные доходы из нефтегазовых поступают от нефти, а не от газа — $191 миллиарда долларов от нефти, $28 миллиарда — от газа», — поясняет президент. По его оценке, серьезно увеличить добычу и снизить мировые цены на нефть может только Саудовская Аравия, а она не снизит цену ниже $85 за баррель, что для России «не критично». Путин заверяет, что сланцевые углеводороды в США — дорогой проект, который станет убыточным, если мировые цены упадут. Что касается газа, он уверен, что от трубных поставок покупатели в Европе не смогут отказаться. «Самый опасный элемент — это транзит через территорию Украины».

Путина спрашивают о меньшей индексации пенсии, чем было обещано. Президент отвечает, что это не связано с Крымом, а речь идет об уровне инфляции и доходах Пенсионного фонда. «В целом мы должны и дальше двигаться в сторону повышения доходов наших пенсионеров», — отвечает Путин. 

Поступает много вопросов о том, что учителям в регионах обещают снизить зарплаты на 20% в связи с тратами на Крым.

«Это жульнические заявления. У нас нет необходимости сокращать какие бы то ни было социальные гарантии. Ни одной социальной программы, предусмотренной в российском бюджете, не будет сокращено», — заверил Путин.

Не слишком ли большую ношу взяла Россия, присоединив Крым, — это следующий вопрос. Путин отвечает о необходимости вложения в инфраструктуру.

«Общие расходные обязательства Пенсионного фонда — 6 триллионов рублей. Чисто деньги на пенсионера — 4,5 триллиона рублей. В Крыму — 28 миллиардов. Это немало, но из общей суммы небольшая цифра», — отвечает Путин. 

Мост или тоннель, пока мы еще не решились как именно связать полуостров с материковой частью России, говорит президент, — и это стоит отдельных денег. 

«Крым станет донором», — говорит президент и добавляет, что украинские власти искусственно сделали полуостров дотационным регионом.

 

Не слишком ли большую ношу взяла Россия, присоединив Крым, — это следующий вопрос. Путин отвечает о необходимости вложения в инфраструктуру.

«Общие расходные обязательства Пенсионного фонда — 6 триллионов рублей. Чисто деньги на пенсионера — 4,5 триллиона рублей. В Крыму — 28 миллиардов. Это немало, но из общей суммы небольшая цифра», — отвечает Путин.

Телеведущий Дмитрий Киселев, как «жертва санкционного списка» ощущает, что страна оказалась в кольце, и ее (и его) душат. Душит НАТО, разрастающаяся, «как опухоль». «Где красная черта расширения НАТО?»

«Мы сами всех задушим, чего вы боитесь? Страха у нас нет и ни у кого не должно быть», — успокоил журналиста президент. «Мы должны исходить из реалий. Нам когда-то обещали, что после объединения Германии не будет расширения НАТО на восток, а потом его расширение началось», — сетует Путин. Ситуация с Крымом отчасти была продиктована риском, что однажды Украину тоже пригласят в Альянс. Силы НАТО в Крыму «выдавили бы Россию из Причерноморья». Заодно президент напоминает об американских противоракетах в Европе, которые, по его словам, «не оборонительные, а часть наступательного потенциала».

Дмитрий Киселев. Кадр: «Россия 24»

Путин говорит, что он согласен с разоружением юго-востока, но в ответ надо отвести войска. «Против кого пушки тянут? Сушки (самолеты серии Су. — РП) летают, совсем сбрендили, что ли!» Президент говорит, что в таких условиях нельзя заставить людей в такой ситуации сложить оружие. 

«Может быть, не терять время и начать диалог со всеми потенциальными победителями президентской гонки?»

«Мы не отказываемся от контактов на министерском уровне», — говорит Путин, но утверждает, что мандата на управление страной у киевской власти нет и президентская гонка проходит в недопустимых условиях. Намекает на непризнание выборов нелегитимными. «В соответствии с действующей конституцией нельзя избирать нового президента, пока есть действующий живой президент».

«Лидер сегодняшней президентской гонки — господин Порошенко, у которого большая часть бизнеса в России... С Юлией Тимошенко я хорошо знаком. В целом мы представляем, что это за люди, и будем работать со всеми».

Писатель Сергей Лукьяненко, называвший Украину «проклятой землей», задает вопрос Путину. Фантаст спрашивает, можно ли убедить Запад слушать Россию.

«Я с вами не согласен. Но не могу согласиться с тем, что Украина проклятая земля. Прошу не употреблять таких выражений», — выговаривает Путин писателя-фантаста. Потом он вспоминает, что современная Украина состоит из территорий, принадлежавших разным странам. Он говорит, что та же Новороссия корнями связана с Российским государством.

«Я надеюсь, что нас услышат. Но в то же время существует определенное опасение в отношении самой России. Предпочитают нас тоже разукрупнить, растащить», — отмечает глава государства. И опять выражает надежду, что западные страны услышат позицию России. 

Сергей Лукьяненко. Кадр: «Россия 24»

В заключение Путин попросил Лукьяненко не запрещать издавать свои книги на Украине.

Пошли «видеовопросы». «Кому выгоден раздутый миф о том, что российские вооруженные силы готовят нападение на Украину?»

«Желание поссорить Россию и Украину, разделить единый народ является предметом мировой политики столетиями», — уверяет Путин. Напоминает о Югославии, которую «кое-кто разрезал на маленькие кусочки».

Россия не присоединяла Крым силой, она создала условия с помощью вооруженных сил для свободного голосования, отвечает Путин на вопрос о главных аргументах в международных отношениях. 

Приднестровье. «Каким вы видите путь разрешения сложившейся ситуации в Приднестровье?» Накануне парламент ПМР обратился к России с просьбой признания независимости.

Путин: «Люди настроены пророссийски, большое количество российских граждан проживает. Это ничто другое, как проявление демократии, если мы позволим этим людям сделать так, как они хотят. Нужно вести диалог с Молдовой, Украиной. Но в конечном итоге нужно немедленно снять блокаду — со стороны Украины уже подтянуты националистические вооруженные формирования».

Звонок из Иркутской области. Вопрос о вводе ограниченного контингента войск на юго-восток Украины.

«Мы не должны впадать в эйфорию, и надо исходить из реалий. Национально-этнический состав Крыма отличается от этих территорий. Там примерно 50 на 50. Я уже говорил, что окончательное решение о возвращении Крыма было принято по результатам референдума. У нас выбора другого не было. Какая ситуация здесь, мы доподлинно не знаем. Но мы знаем, что мы должны помочь этим людям защитить свои права», — говорит Путин и добавляет, что очень не хотел бы воспользоваться правом использовать войска на территории Украины и все надо решать путем переговоров. 

И тут мы переключаемся на культуру и идеологию, нападки на альтернативные точки зрения, современное искусство и так далее. Ирина Прохорова, лидер партии «Гражданская платформа»: «Внутреннее ожесточение, которое возникает в обществе и подпитывается высказываниями политиков, не подрывает ли оно наш статус великой культурной державы?»

Путин не чувствует изменения ситуации, накала в связи с Крымом. «Никто не мешает высказывать альтернативные точки зрения. За это никто не хватает и не сажает. Просто интеллигенция не привыкла встречать отпор», — говорит президент. Сравнивает противников присоединения Крыма с большевиками, которые «желали поражения стране и привели к революции». «Мы ни в коем случае не должны шельмовать людей за их позицию. Я сделаю все, чтобы этого не было».

Хакамада говорит, что именно сейчас от России зависит все, и готова ли Москва на компромисс с Соединенными Штатами по регионализации Украины.

«Компромисс должен быть найден внутри самой Украины, ключевой вопрос», — начинает Путин. Он говорит о Новороссии, не входившей в состав Украины в царские времена и вошедшие в республику после прихода к власти большевиков. Он говорит, что граждане на юго-востоке должны быть полноценными гражданами Украины.

«Вопрос в гарантиях этих людей. И жители востока и юга спросят, ну, будут выборы. Вы хотите, чтобы их признали, но завтра вы забудете и пришлете к нам какого-то олигарха», — отмечает президент.

Ирина Хакамада. Кадр: «Россия 24»

Так, а теперь вопрос от несогласных с позицией президента по Крыму. «Их абсолютное меньшинство», — предваряет вопрос ведущая. Теперь Ирина Хакамада. «Ира, вы против? Почему на вас навесили?» — прерывает Путин.

«Надо с информационной войной заканчивает, нельзя навешивать такие ярлыки», — говорит Хакамада. Она добавляет, что крымчане всегда были за то, чтобы быть в России, и благодарит Путина, что он признался о присутствии на полуострове российских военных. 

Журналист Андрей Норкин («Коммерсантъ-FM») боится, что у молодежи «искаженный стандарт мировосприятия». Рассуждает о патриотизме и воспитании. «Не кажется ли вам целесообразным законодательно прописать "кадетскую" форму образования?» Предлагает льготы семьям, отдавшим туда детей.

«Это, видимо, в вашем окружении немодно родину любить», — парирует Путин. Благодаря Крыму «оказалось, что патриотизм в нас глубоко сидит». Направление президент считает правильным, но не уверен, что нужны законодательные изменения. Предлагает подумать о стимулах и льготах.

Андрей Норкин. Кадр: «Россия 24»

Как вы относитесь к коллективными письмам, спрашивают Путина. «Я благодарен тем, кто разделяет мою позицию по Крыму», — отметил президент.

«Не нужно, чтобы это было заорганизовано, это должно быть по наитию, от души», — отметил глава государства. 

Режиссер Карен Шахназаров: «Последние 10 лет мы активно сближаемся с КНР. В нынешней ситуации возможно ли оформление этого сближения в конкретный военно-политический союз?»

Владимир Путин: «Отношения с КНР развиваются успешно и находятся на беспрецедентно высоком уровне». Говорит об общих подходах к обеспечению безопасности в мире. «Мы не ставим вопрос об образовании военно-политического союза. Блоковая система мира давно себя изжила. Она была создана в противовес СССР. СССР прекратил свое существование, а НАТО осталось. Пятую статью, о военной поддержке, никто не отменял». Но расширять сотрудничество с Китаем Россия будет — КНР «неизбежно» станет страной «номер один».

Карен Шахназаров. Кадр: «Россия 24»

Путина спрашивают об исторических аналогиях и сравнивают президента Чили Сальвадора Альенде, погибшего с автоматом  в руках, и сбежавшего Януковича.

«Я не согласен с тем, что он сбежал. Он поехал в регионы», — начинает Путин. Потом о напоминает о соглашении оппозиции и Януковича. И говорит о вине радикалов за срыв договоренностей. «Совершили государственный переворот в классическом смысле этого слова», — отмечает президент.

Потом Путин отвечает на вопрос, как бы он сам себя повел в такой ситуации. Он вспоминает КГБ и говорит, что его «воспитывали в абсолютной верности своему государству».

Путин: «У нас есть выражение "тяжела ты, шапка Мономаха". Груз ответственности на плечах главы государства огромный. В критические моменты человек руководствуется своим опытом и ценностными ориентирами. Виктор Федорович исполнял свой долг так, как считал нужным. Я с ним говорил много раз. Суть его ответа заключалась в том, что он "неоднократно думал над необходимостью применения силы", но "рука не поднялась подписать приказ". Вы ("Беркут") и ваши товарищи честно, профессионально, достойно исполняли свой служебный долг. То, что с вами произошло, как поступают с вашими коллегами в Киеве, — это аукнется. Нельзя унижать и ставить на колени бойцов, которые защищают интересы государства. Мне известно, что бойцов "Беркута", которые находятся в госпиталях, перестали лечить и кормить».

В студии находятся представители «Сил самообороны Крыма». Командир крымского «Беркута»: «Янукович всегда был таким слабаком и предателем?»

Вопрос от командующего Черноморским флотом Александра Витко. Он спрашивает о вложениях в военную инфраструктуру Крыма, в том числе с обеспечением жильем бывших военнослужащих.

«Будет принята программа по развитию Черноморского флота в целом. На него будут распространены все социальные программы, которые есть в России», — говорит президент.

«Кто были эти молодые люди — уж очень они похожи на наших», — зачитывают в студии СМС. «Я говорил неоднократно. Наша задача заключалась в том, чтобы обеспечить условия для свободного волеизъявления крымчан. Мы должны были предпринять меры, чтобы события не развивались так, как сейчас в восточной части Украины. Поэтому за спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие. Они действовали корректно. Иначе провести референдум открыто, честно было бы просто невозможно. Там находилось свыше 20 тысяч хорошо вооруженных военнослужащих. Нужно было оградить людей», — говорит президент.

Российские военные в Крыму, март 2014 года. Фото: Vadim Ghirda / AP

Журналистка из московской студии добавляет «ложку дегтя» и спрашивает об опасениях, что Крым потеряет свою самобытность.

«Там как грибы росли дворцы с заборами. Они принадлежат тем самым олигархам», — говорит Путин.

«Крым — это не только туризм и отдых». Россия будет развивать промышленный потенциал региона — уже упомянутую судостроительную отрасль, а также портовое и сельское хозяйство. Между 1990 и 2013 годами производство в сельском хозяйстве Крыма упало на 60%, утверждает Путин. Он планирует развивать и сферы услуг, то есть санатории и дома отдыха. «Некоторые из них сейчас нельзя использовать для проживания людей».

«Свободная экономическая зона должна позволить российскому капиталу с известными преференциями прийти на территорию Крыма и Севастополя, чтобы развитие было ускорено».

О материнском капитале в Крыму: «Все льготы, которые жители Крыма имели в рамках Украины, не должны быть потеряны», — даже если они не существуют в России. Также крымчане получат все социальные выплаты, предусмотренные в России, заверяет президент.

Жители Крыма жалуются на проблемы с обменом гривны на рубли из-за ухода украинских банков с полуострова. Путин признает, что это сложная проблема, наряду с энергообеспечением и водоснабжением. Он опять говорит о «Приватбанке» Игоря Коломойцева, президент ранее называл его прохвостом.

Путин пообещал побыстрее переходить на рублевые расчеты. Повышение зарплат и пенсий в Крыму будет проходить поэтапно, отмечает глава государства, чтобы не было резкого роста цен, который уже произошел.

«Мы приняли решение действовать поэтапно, в четыре удара. На 25% с 1 апреля, на 25% с 1 мая», на 25% с 1 июня и еще на 25% с 1 июля», — объясняет президент. Он добавляет, что будет прибавлена зарплата бюджетникам и военным, которые «в России получают в четыре раза больше, чем на Украине». 

«Это вопрос не праздный, все мы находимся под гнетом определенных эмоций. Но если мы любим и уважаем друг друга, то должны найти способ понять друг друга. В рамках одной семьи это проще». Но между государствами, уверен Путин, понимание появится. Он напоминает о близости народов и помощи России Украине в «сотни миллиардов долларов»". «Чтобы быть успешными, мы должны быть вместе».

Второй вопрос из Севастополя — о разделении семей на Украине из-за новых границ.

Путина спрашивают о судьбе Черноморского флота и оборонных предприятий.

«У нас были договоренности с Украиной по поводу обновления флота. Но у нас были большие проблемы с обновлением. Теперь, надеюсь, таким проблем не будет», — отмечает президент. Он говорит, что часть кораблей будет переведена из Новороссийска в Севастополь. Также будут размещены военные заказы на верфях полуострова. «Мы будем наращивать и наращивать этот потенциал Крыма»,  — добавил Путин. 

Первый вопрос вне студии из Севастополя.

О референдуме в Крыму: «Ничего не готовилось, все делалось "с колес", исходя из развивающейся ситуации, но исполнялось в высшей степени профессионально. Наша задача заключалась не в том, чтобы действовать вооруженными силами, а чтобы обеспечить безопасность граждан. Мы это и сделали. Без позиции крымчан это было бы невозможно. До последнего момента я ждал результатов референдума. Одно дело — социологические исследования, настроения определенных групп, другое дело — волеизъявление граждан».

Теперь вопрос о Крыме, ведущая интересуется, как было принято решение и был ли в окружении кто-то против.

«Риски в том, что угроза в отношении русскоязычного населения были конкретными и осязаемыми. Именно этим мы и руководствовались. Россия никогда не планировала никаких аннексий в Крыму», — начинает Путин. Когда возникла ситуация с угрозами и народ Крыма стал говорить о самоопределении, мы задумались, что делать, отмечает глава государства. «Никто из членов Совета безопасности не возражал, и все поддержали мою позицию», — говорит Путин. 

Реакция Путина на заявления о роли России в событиях на Украине: «Чушь это все, нет на востоке Украины никаких российских подразделений, это украинские граждане. Доказательство — люди сняли маски. Они хозяева этой земли и никуда не уйдут».

Президент России говорит о вооруженном захвате власти на Украине и антиконституционном перевороте. «На востоке люди забеспокоились», — говорит президент. Это было связано с националистическими проявлениями, в том числе с попыткой отмены русского языка. Вместо урегулирования отношения новые власти Киева прислали олигархов.

«Конечно это вызвало дополнительное недовольство. Люди стали выдвигать своих лидеров. Что сделала власть с этими лидерами? Посадила их в тюрьму», — отмечает Путин. В ответ они бросили на мирных людей танки и авиацию, это еще одно преступление новых властей, отмечает президент. Путин говорит о надежде на переговоры в Женеве. 

Первый вопрос о ситуации на востоке Украине. Путин начинает с оценки произошедшего на Украине несколько месяцев назад. 

Накануне «прямой линии» президента его пресс-секретарь Дмитрий Песков объяснял в эфире телеканала «Россия 24», чего ждать от его ответов гражданам страны.

«Она нужна для того, чтобы и президент чувствовал тех, кто его выбрал, когда президента выбирали, у него был зашкаливающий рейтинг, а сейчас он еще больше, чем когда его выбирали два года назад — чтобы президент чувствовал своих людей и чтобы люди чувствовали своего президента. Это уникальная прямая связь», — сказал Песков в эфире телеканала "Россия 24" в преддверии общения Путина с россиянами 17 апреля.

Нужно сесть за стол переговоров и найти решение, только дипломатический диалог, говорит президент. 

Поступило около 2 млн вопросов, сообщают в эфире.

Предыдущая «прямая линия» Владимира Путина прошла 25 апреля 2013 года и длилась почти пять часов. Она была первой в третьем сроке президента — в 2012 году аналогичное мероприятие не проводилось. Правда, даже в должности премьер-министра в 2009–2011 годах Путин проводил «прямые линии».
За 4 часа 47 минут в 2013 году Владимир Путин ответил на 85 вопросов — третий по величине показатель за всю историю таких эфиров. За передачей следило 49% российских телезрителей.

Президент России Владимир Путин проводит «прямую линию», по популярности пока на первом месте социальные вопросы, также россияне спрашивают о Крыме и ситуации на Украине.

Комментарии

17 апреля 2014, 12:19
Российских войск на востоке Украины нет, но сейчас они бы там очень понадобились. Хотя бы в качестве миротворцев и что бы остудить некоторые горячие головы.
17 апреля 2014, 14:44
Если честно перебор с крымскими вопросами , а про Донбасс два абзаца в самом начале...
17 апреля 2014, 17:13
Перебор про Украину везде,в интернете знаете ли по поводу и без повода упоминают события на Украине. Это стало модным,хотя за этим стоят реальные судьбы людей.
17 апреля 2014, 16:39
Только вот как миротворцев нас почему-то ни кто не воспринимает! Вокруг стадо пронатовских майдановских провокаторов, которые преподносят РФ как диктатора, не давая тем самым противодействовать преступной политике киевской хунты, которая вконец обезумела от бессилия и бросила войска на свой же народ!!!
17 апреля 2014, 12:38
Крым - благодатная земля. Будем надеяться, что развитие сельскохозяйственной отрасли - это не пустой звук. Вот только с водой бы проблему решить. А весь необходимый потенциал уже имеется.
17 апреля 2014, 15:15
Да в Крыму при желании можно сделать райский уголок. И прав Путин, когда говорит, что Крым станет донором. Евпатория, Ялта, Алушта, Феодосия, Коктебель - да все эти названия десятилетиями были на слуху, но благополучно (с помощью киевских властей) разваливались и зарастали мхом все эти годы, покуда Крым принадлежал Украине.
17 апреля 2014, 16:41
Согласен. При должном управлении у региона огромный экономический потенциал!
17 апреля 2014, 16:51
Хочется верить, что Крым все же останется местом для отдыха людей с небольшими доходами. А то у нас вечно слова расходятся с делом. А то гостиницы и здравницы отремонтируют, красоту наведут и цены заломят до небес.
17 апреля 2014, 12:50
Ох и Янукович!!: .... "неоднократно думал над необходимостью применения силы", но "рука не поднялась подписать приказ".

И что теперь? У киевской хунты руки очень хорошо поднимаются на всякие преступления против народа. А если бы тогда у Янука все же поднялась рука, сидел бы сейчас на золотом батоне ровно и осваивал бы пятнадцатый ярд баксов из России и за газ платил в два раза меньше. Думать головой надо было, а не бандеровцев жалеть!
17 апреля 2014, 14:46
Янукович понимает, что независимо от результатов революции на Украине он выйдет белым и пушистым - оружие не применял, приказ стрелять не давал. Не хочет как Ельцин пить на старости и кошмарами мучатся
17 апреля 2014, 15:59
Кстати в сегодняшнем Киеве думают совершенно иначе. Попадись Януковощ им в руки, они с него кожу живьем спустят на Майдане, мало не покажется. Это мы в России толерантные и любим правду, а там сатана правит бал.
17 апреля 2014, 16:22
В Киеве сейчас люди больны на голову, все это дойдет до полного дефолта Украины, и голодные люди пойдут объединяться по принципу махновщины
17 апреля 2014, 16:32
вы нам поможете
17 апреля 2014, 16:44
Так и будет. Россия войдет в Украину, всех накормит, и объевшиися хохлы снова в Европу потянутся. Проходили уже.
17 апреля 2014, 16:53
Нет уж,не надо так,я плачу налоги не для того что бы нахлебников кормить. Братьям помогу,путнику воды налью,чужеземцу дверь не открою!
17 апреля 2014, 21:11
братскому народу помочь-святая обязанность.Будьте готовы помочь!
18 апреля 2014, 07:11
Да уж и про ВАС не забудем, родная, будьте покойны! ) Только вы для начала с америкосов стребуйте обещанные "богатства" в виде баснословных субсидий! Только не думайте что мы за вас проценты по этим субсидиям платить будем!!!!
18 апреля 2014, 07:21
лично вам уже ни что не поможет!
17 апреля 2014, 16:46
То что он промедлил, промямлил и сдал власть захватчикам, подставив тем самым большую часть своих мирных граждан, уже говорит не в его пользу, однако! Авторитет Янука безвозвратно испорчен.
И слава богу! Украине нужен более решительный президент, который сможет жестко, но справедливо навести в Украине порядок! А руководители хунты, одобрившие избирательную военную агрессию в отношение своего трудового честного народа должны быть арестованы и преданы военному суду!!!!!
17 апреля 2014, 13:19
Юго-восток Украины не заслуживает того, что бы его топтал сапог агрессора в лице собственного народа, посланный самозванцами для усмирения недовольных. При чем недовольные то как раз те, кто все эти годы вкладывал львиную долю общих доходов в копилку бюджета страны. Запад должен на коленях перед Востоком стаять и в глаза им заглядывать, а не на танках усмирять этих тружеников!
17 апреля 2014, 16:37
Никакие территории и народы не заслуживают такой участи,но отчасти украинский народ сам виноват в случившемся,ведь он позволил себя обмануть,ведь он поддерживает в большинстве своем нынешних лидеров и дал им власть тоже во многом украинский народ. Все идет к тому что надо разделять западных и восточных украинцев как отдельные этносы.
17 апреля 2014, 16:52
Ошибаетесь. Мирный народ вынужден был терпеть до последнего и с ужасом наблюдать разворачивающиеся по нарастающей кровавые майдановские события и то как медлит и "телится" Янукович, сливая власть бандитам, только потому что, видите ли, не захотел кровью сепаратистов мараться! А в итоге мы сейчас имеем то что имеем!
Впрочем, когда реализуется коварный Госдеповский план развала славянской страны, еще не ясно какие действия были бы хуже...!
17 апреля 2014, 17:16
Путин умнее Даллеса и конечно хитрее любого институтского плана по разрушению СССР,а теперь и России,так что не волнуйтесь-попотеть придется,но как сказала Ванга - Россия не пострадает в грядущем апокалипсисе.
18 апреля 2014, 07:10
Тем не менее, Надеюсь что нам не только на Вангу остается надеяться, мы еще и сами кой на что сгодимся! Не дадим в обиду Землю-Матушку!!!
17 апреля 2014, 15:09
С пушками, танками и самолетами на юго-востоке Украины - это конечно перебор. Как будто там армия супостатов им противостоит. А там ведь простой народ, измученный и напуганный. Естественно с таким подходом разговора не получится. А если будут давить силой, начнется партизанская война, слава богу, оружия у них хватает. Видимо, майданутые совершенно договариваться не умеют, как один раз забрали власть силой, так и продолжают свое кровавое шествие.
17 апреля 2014, 17:00
Какой договариваться, о чем вы говорите?!? Это же бандеровско-махновское отродье, предатели во втором и третьем поколении!!! Да еще и натовские спецы там у них вовсю политику диктуют! Они власть захватили именно для того чтобы развязать войну!!! И если надо, они готовы пустить в расход свой собственный народ!
Хотя уже лично сильно сомневаюсь что они себя причисляют к этому народу...! Таких "руководителей", как Турчиновы-Тягнибоки-Яценюки-Яроши-Тимошенки и иже с ними, на столбах вдоль Галицо-Волынской границы вешать надо!!!
17 апреля 2014, 17:47
Да там бардак и не с кем договариваться,если только договориться так,что бы узурпаторы укатили в свою америкосию и оставили народ Украинский в покое.
17 апреля 2014, 15:57
Революционеров у нас в стране и правда не осталось, а те, кто есть, сейчас, на волне всеобщего патриотизма, предпочитают помалкивать. Пятая колонна нонче не в почете.
17 апреля 2014, 17:00
Дай бог дальше еще чище будет!
17 апреля 2014, 16:45
Вот досмотрел. Ну честно говоря плотность событий последнего года зашкаливает и конечно четырех часов мало для такой конференции. Все очень сжато и понятно. Путин молодец,четко держал ответ перед иностранными коллегами.
17 апреля 2014, 16:51
Надеюсь после сегодняшнего вопроса мед работницы фрунзенской больницы в Питере Владимир Владимирович разберется с ситуацией и надеюсь что по всей стране с этой ситуацией разберутся,ведь это повсеместно. Людей просто увольняют,а других ставят на две ставки,что бы оптимизировать их доход. Потом раньше платили налоги учреждения,теперь для повышения отчетности их выплачивают уже с выданной зарплаты,да и что говорить о вопиющих случаях,когда пишут 47,а выдают в два раза меньше...
17 апреля 2014, 21:08
потрясающе!президент должен заниматься этой фрунзенской ерундой.Неужели больше некому
18 апреля 2014, 07:03
Мне лично не понравилось. Толи Путин просто прикидывается смирной овечкой, то ли он реально не готов противопоставить себя и наше государство тлетворной политике запада...Хотя, если рассуждать юридически и дипломатически, вполне возможно что он готовит евромайдану и его безумным руководителям "шах и мат"!!! Вот только спасти страну, ставшую на путь самоуничтожения будет очень и очень трудно!!!
18 апреля 2014, 11:25
Альбина, 6 лет. «Спас бы вас Обама, если бы вы тонули?» — «Не могу сказать, что у нас особо личные отношения, но думаю, он мужественный и порядочный человек и сделал бы это».
Подумаешь не много бомбит в разных странах от случая к случаю, не много горя приносит, а так в целом "мужественный и порядочный человек". Нужно не боятся называть все своими именами, и то чего заслуживают поступки людей, и от этого в том числе тоже зависит российская внешняя политика и ее авторитет.

Подробнее http://rusplt.ru/policy/pryamaya-liniya-putina-9348.html?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=pad
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»