Производственная драма
Нефтеперекачивающая станция на Талаканском месторождении. Фото: Юрий Смитюк / ИТАР-ТАСС

Нефтеперекачивающая станция на Талаканском месторождении. Фото: Юрий Смитюк / ИТАР-ТАСС

За ноябрь промпроизводство в России упало на 2,7 %, а спрос на промышленность — на 5,3 %

В прошлом месяце промышленное производство в России упало на 2,7 %, а спрос на его продукцию — на 5,3 %. Такие данные в среду представил Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ). Он отметил снижение показателей почти по всем основным параметрам, влияющим на развитие промышленности. Так, в прошлом месяце снизилась отгрузка большинства основных инвестиционных товаров на внутренний рынок (в основном это товары производственного назначения). Даже в условиях крайне небольшой базы прошлого года быстро падает спрос на машиностроительную продукцию (−20,4 % к ноябрю 2012-го, −17,4 % с начала года). Ранее ОАО «РЖД» сообщало, что погрузка на железных дорогах в ноябре сократилась на 2,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Авторы мониторинга обратили внимание и на объемы потребления энергии в ноябре 2013 года, которые сократились на 3 % по отношению к аналогичному периоду 2012 года. «Среди основных факторов снижения электропотребления — более высокая среднемесячная температура (+1,1 °С в ноябре 2013 года против −2,0 °С в ноябре 2012 года по ЕЭС России)», — говорится в отчете ИПЕМ.

Что касается объемов добычи нефти, газа и угля, то ноябрьская картина неоднозначна. Отмечался стабильный рост нефтедобычи на 1,2 % (43,4 млн тонн). Добыча природного газа увеличилась на 0,7 % (58 млрд куб. м) — даже несмотря на то, что за прошлый месяц «Газпром» сократил добычу на 1,2 %, до 41,7 млрд куб. м.

Добыча угля вновь показала отрицательную динамику: −1,1 % к ноябрю 2012 года (31,2 млн тонн). За январь — ноябрь 2013 года добыча угля сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,9 % (314,8 млн тонн).

Аналитики отмечают отрицательную динамику «ИПЕМ-импорт» и «ИПЕМ-экспорт», что подтверждает прогнозы «Русской планеты» о приближающей рецессии в экономике страны.

В ноябре 2013 года значение индексов ИПЕМ-импорта снизилось на 33,6 %, а индекс ИПЕМ-экспорта — на 4,8 %.

ИПЕМ-экспорт и ИПЕМ-импорт, рассчитываются на основе перевозок грузов в экспортных и импортных направлениях. Это оперативнее, чем когда та же статистика образовывается из показателей таможенных операций.

Расчет индекса ИПЕМ-спрос в разрезе отраслевых групп показывает, что рост спроса наблюдается в добывающих отраслях (+0,7 % к ноябрю 2012 года, +1,0 % с начала года), незначительное снижение спроса произошло в низкотехнологичных отраслях (−0,9 % к ноябрю 2012 года, +3,9 % с начала года). По отраслям, производящим товары инвестиционного спроса, наблюдается устойчивое падение спроса: в высокотехнологичных (−18,0 % и −10,6 %) и среднетехнологичных (−6,1 % и −5,9 %). Несмотря на абсолютный рост спроса в добывающих отраслях, тренд с очисткой от сезонности показал отрицательное значение.

Негативные тенденции в развитии промышленности подтверждает и Минэкономразвития России, которое уже в четвертый раз за год понизило прогноз основных макроэкономических показателей на 2013 год. Так, по последним данным министерства, прогноз динамики промышленного производства на 2013 год снижен с +0,7 % (от сентября) до +0,1 %, а инвестиций — с 2,5 % до 0,2 %.

Динамика индексов к соответствующему месяцу прошлого года. Источник: Институт проблем естественных монополий

Динамика индексов в ноябре 2012 года. Источник: Институт проблем естественных монополий

В основу расчета индекса промпроизводства (ИПЕМ-производство) заложен тот факт, что любой промышленный процесс использует в качестве средства производства электроэнергию. Индекс ИПЕМ-производство рассчитан на основе данных об электропотреблении, структурированных по категориям потребителей, очищенных от факторов сезонности, влияния непромышленных потребителей и случайных температурных факторов. С 2011 года для более точного учета сезонности производится корректировка по длине светового дня.

Эксперты уже не удивляются подобным минусовым показателям и говорят о том, что такая ситуация в промышленности наблюдалась на протяжении всего года.

«Главная причина в том, что у нас происходит резкое падение инвестиционной активности. А если падает этот показатель, соответственно, будет низкий спрос на промышленное производство. Почему упала инвестиционная активность? Если в общем плане, то это ответ бизнеса на огосударствление экономики. Неуверенность бизнеса в том, что он отобьет свои инвестиции», — объясняет первый заместитель директора Института экономики РАН, доктор экономических наук Дмитрий Сорокин.

Промышленное производство упало в связи с тем, что государственные инвестиции были перенаправлены в другие крупные проекты, объясняет эксперт. В условиях, когда старые драйверы экономики не способны активно влиять на ее развитие, государству и бизнесу нужно находить общий язык.

«Сейчас переломить эту тенденцию могут только крупные инвестиции государства. Но инвестиции в ту сферу и в то направление, в которое пойдет и бизнес. Не потому, что ему государь приказал, а потому, что ему будет это выгодно. В этом смысл частно-государственного партнерства, а не в том, что бизнес идет туда, куда прикажет государство. Тогда мы сможем увидеть экономический рост, хотя и не сразу», — считает Сорокин.

Комментарии

11 декабря 2013, 18:03
хехехе ...

Интересно как господин Медведев собирается с такими показателями за пять лет увеличить производительность на 50 процентов, о чем он соизволил рассказать в своем видеоблоге? (кто нибудь кстати его смотрит?)
11 декабря 2013, 19:43
Наверное, нашисты смотрят)
12 декабря 2013, 13:19
Медведев умеет говорить? Сюрприз ага
11 декабря 2013, 18:10
Видимо вялотекущий кризис возвращается, и это печально. Сначала производство, потому перевозки, надеюсь дальше не коснется, не хочется затягивать пояса
11 декабря 2013, 19:45
Короче, можно сделать вывод, что Россия очередной год подряд выезжает чисто на торговле ресурсами. Как бы не старались поднять промышленность, но все как-то не выходит.
12 декабря 2013, 10:34
А может всему виной завышенные тарифы РЖД? Такие цены ломят,что выгоднее везти автотранспортом и самолетами грузы.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»