Политика
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Политика
Русская планета

В поисках идеологического Грааля

Экономическая и геостратегическая функции идеологических нарушений науки на современном Западе

Подриг Мэгра
31 октября, 2017 17:15
9 мин
В своем выдающемся произведении 1960 года «Истина и Метод» («Wahrheit und Methode»), немецкий философ Ганс-Георг Гадамер пытается разработать теорию о том, как мы могли бы спасти самые ключевые нормы от потока истории. С этой целью Гадамер использует свою известную метафору «горизонта».
Идея Гэдэмера состоит в том, что вы начинаете с определенного времени и места в истории, и что, по мере того, как вы узнаете и познаете все больше, вы непрерывно приближаетесь к горизонту (границам Вашего мировоззрения, определению Вашей версии действительности, которая сформировалась под влиянием культуры и т.д.).
Но поскольку вы непрерывно приближаетесь к горизонту, то замечаете что-то странное - горизонт сам перемещается прочь от вас.
Иными словами, неважно, сколько вы узнаете, вы никогда не превзойдете историю. Вы никогда не достигнете предела, который называется «объективность». Вы остаетесь навсегда встроенным в «историю эффекта» («Wirkungsgeschichte»). Гадамер остается одним из передовых представителей немецкого историцизма двадцатого века.
Я думаю, что метафора горизонта Гэдэмера применима не только к дискурсу история-культура-этика-политика, но также и к естественным наукам.
То, что мы называем «научной революцией», произошло, главным образом, в 17-м веке и, с тех самых пор, каждое поколение ученых говорит себе «Мы почти взломали её - мы находимся на грани раскрытия ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.....»
Святой Грааль...
И четыреста лет спустя, они все еще говорят себе, что находятся на грани ОКОНЧАТЕЛЬНОГО отыскания «Святого Грааля».
И все же, наше научное видение действительности, хотя оно радикально более сложно, чем было в 17-м веке, во всех отношениях изобилует аномалиями, как, впрочем, и всегда. Каждое поколение ученых имеет дело с проблемой решения или объяснения аномалий в теориях – конечно, это просто часть работы. Но если мы действительно подбираемся ближе и ближе к Святому Граалю, тогда почему общее количество аномалий постепенно не уменьшается со временем?
Возможно, это предполагает, что что-то типа метафоры  «горизонта» Гэдэмера применимо не только к нашему исследованию вопросов относительно истории, культуры, политики и морали, но также и к нашему исследованию природы.
Уже в течение века теоретическая физика придумывает все более и более парадоксальные теории - возможно, эта интеллектуальная гимнастика необходима, потому что сама природа подшучивает над нами. Как только мы подбираемся к Святому Граалю («окончательной природе действительности»), сама природа двигает горизонт обратно – и другая аномалия появляется на квантовом уровне...
Итак, после того, как мы 400 лет говорили себе, что «мы прямо на грани открытия», возможно, мы должны просто решить, что нет никакого Святого Грааля, что наша научное видение реальности продолжит становиться всё более сложным до бесконечности, но что это оно всегда будет полно аномалий, как и сейчас. Другими словами, мы никогда не достигнем предела под названием «объективность».
Мы просто продолжаем приближаться к горизонту до бесконечности.
Учитывая, что эта линия аргументации происходит из традиции немецкого историзма, едва удивительно, что у этого есть параллели с тем, как современный словенский философ Славой Жижек читает антискептические аргументы Гегеля в «Феноменологии духа» - согласно перефразированию Гегеля Жижеком, мы не просто держимся на расстоянии и смотрим на мир - мы находимся в нем.
И поэтому, наши собственные фильтры и ограничения, познания и перспективы, сами по себе, частично формируют мир, который мы пытаемся понять. Наше мировоззрение будет всегда содержать внутренние противоречия, потому что сама реальность содержит внутренние противоречия. Это не является совершенно условным чтением антискептических аргументов Гегеля в «Феноменологии духа», но это – интерпретация, которую Жижеку нравится придать ему.
Если допустить эту мысль, то, конечно же, это не подорвало бы науку как практику, так же, как это не подорвало бы исторический, или политический, или этический дискурс. Но это сделало бы идеал «объективности» просто ненужным.
Точно, потому что мы цепляемся за эту излишнюю идеологическую мечту об «объективности», наше традиционное историческое понимание того, как развивался научный метод просто и откровенно неправилен.
Научная революция не просто внезапно появилась из исторического вакуума в течение 17-го века.
На разных уровнях иудаизм, христианство и ислам все обеспечили компоненты концептуальной компиляции, которую мы теперь называем «научным методом».

Например:
Научный метод требует, чтобы мы исследовали вопросы причин природного мира в исключительно материалистических терминах – если, например, я анализирую химический состав или физические свойства этого стакана, находящегося на столе передо мной, тогда мне не разрешено наделить его какими-либо мистическими особенностями.
Это совершенно прекрасно, но определенные исторические шаги были необходимы, прежде чем люди могли демистифицировать природный мир, подобный этому, - прежде чем мы могли начать объяснять внутренний механизм природного мира исключительно на его собственных условиях, мы должны были сначала вынуть Бога из этого мира и поместить его где-то в другое место...
То есть, транцендентализация божественного была необходимым предтечей демистификации природы.
Исторически, атеизм должен был прибыть НАМНОГО НАМНОГО позже...
Почти все общества, где превалирует атеизм, являются постмонотеистическими обществами. Культурные группы людей не переходят от многобожия к атеизму, или от генотеизма к атеизму. Культурные группы людей переходят от многобожия к генотеизму, затем от генотеизма - к единобожию, и, наконец, от единобожия – к атеизму. Исторически и философски, атеизм - почти всегда постмонотеистическое явление.
Люди не просто выдумывают его в историческом вакууме.
Таким образом, трансцендентализация божественности, шаг, кардинально достигнутый развитием иудаизма, был необходимым историческим предтечей демистификации мира, который был сам по себе необходимым предтечей развития научного понимания природы.
Во-вторых, научный метод предполагает, как его основная эпистемологическая дилемма (которую он стремится преодолеть), различие между чувственными данными и физическими силами в реальности, которые косвенно дают начало этим чувственным данным. То есть, с научным методом, мы всегда пытаемся выполнить концептуальный прыжок от субъекта к объекту - мы объясняем эмпирические (сенсорные) данные, отсылая к чему-то, названному «реальность».
Помните эссе Галилео по «первичным и вторичным качествам?»
Но откуда это грандиозное различие между «реальностью» и эмпирическими проявлениями реальности происходит, и почему мы брали это различие, чтобы оно было главным в методологии в задаче исследования природы, прежде всего? Почему то различие кажется нам таким самоочевидным?
Ну, это исторически неудобно, но это различие, по крайней мере, частично развивалось из различия между транцендентальным и имманентым, которое развивалось в христианской мысли в патристический период. Мы думаем об эмпирических данных как о «проявлениях» реальности, так же как Христос был осмыслен как «проявление» логоса в мире.
В-третьих, прежде чем мы исследуем природный мир систематическим образом, мы должны сначала предположить, что он умопостигаем. Сначала мы должны предположить, что образ, по которому структурирован природный мир, поддается человеческому пониманию в первую очередь.
Начнем с того, что это действительно положение о вере.
Но откуда происходит предположение?
Британский физик-теоретик Джим Аль-Халили, профессор физики в Университете Сарри, предположил, что антропоморфизм ислама имел влияние здесь - в исламе у Аллаха нет физического тела, но антропоморфические метафоры все еще используются, чтобы описать его суждения, его мыслительные процессы, и т.д....
Предположение, что вселенная была создана суперумным существом, таким, чьи мыслительные процессы были кардинально подобны нашим в некотором смысле, правдивы предположение или ошибочны, было все еще очень полезным предположением на раннем этапе развития научного метода.
Помните, что такие научные дисциплины, как оптика, микробиология и многие другие зародились в течение Золотого Века ислама. Научный метод требует, чтобы мы предположили, что мир, прежде всего, познаваем. Это предположение является положением о вере – оно должно было прийти откуда-нибудь.
Таким образом, наше традиционное историческое понимание того, как развивался научный метод, просто, прямо неправильно – то, что мы теперь называем «научным методом», не просто «заменяло» религиозные взгляды в мире – он все еще пронизан понятиями и предположениями, которые унаследовал от иудаизма, христианства и ислама.
Теперь есть те, кто будет спорить, что научный метод также унаследовал много концептуального багажа из других религий, таких как индуизм, например. Но этот вопрос за пределами моей области исторической компетентности, и вне области исследования этого эссе. Учитывая огромное влияние индуистской цивилизации на историческое развитие математики, это - очень богатая область исторических исследований запроса, но это - другая опера.

Продолжение статьи читайте 1 ноября
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ