Новости – Политика
Политика
Подарок для аятолл
Президент Ирана Хасан Роухани, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент России Владимир Путин, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Фото: Алексей Никольский / РИА Новости
Интригой июньской встречи глав МИД стран ШОС в Москве станут переговоры с Ираном, который может присоединиться к организации
1 июня, 2015 17:14
9 мин
Россия продолжает усиливать влияние в ближневосточном регионе. Одним из таких шагов станет интегрирование Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), в которой Исламская Республика пока состоит в статусе наблюдателя. 4 июня в Москве на конференции высокого уровня встретятся главы МИД стран — участниц ШОС. Посольство ИРИ в РФ в пятницу уже подтвердило участие руководителя иранского МИДа Мохаммада Джавада Зарифа.
«Министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф 4 июня текущего года прибудет в Москву для участия в совещании "Безопасность и стабильность в странах Шанхайской организации сотрудничества". В работе совещания примут участие министры иностранных дел стран-членов и наблюдателей ШОС, а также гости этой организации», — говорится в сообщении пресс-службы.
Необходимо отметить, что Тегеран последовательно двигался по пути развития взаимодействия с ШОС. Так, министр обороны Ирана Хоссейн Дехкан недавно недвусмысленно высказался за то, что в рамках поддержания региональной безопасности страны организации совместно с ИРИ должны противостоять силам НАТО и отреагировать на развертывание ПРО. «Хотел бы поддержать идею о развитии многостороннего оборонного сотрудничества между Китаем, Ираном, РФ и Индией для противодействия целенаправленному движению по расширению НАТО на восток, размещению ракетного щита в Европе», — заявил Дехкан.
По всей вероятности, на встрече в Москве именно в контексте проблем безопасности стран будут обсуждаться вопросы членства в организации. На сегодняшний день приоритетными кандидатами на вступление в ШОС являются Индия и Пакистан, но не только — Москва стремительно сближается с Тегераном.
Интересы Кремля можно понять, поскольку Соединенные Штаты уже начали работу по переориентированию Ирана на Вашингтон, и принимать превентивные меры нужно сейчас. И привлечение Тегерана в глобальный проект на базе ШОС стало бы большим шагом по укреплению позиций организации на Среднем Востоке.
После разминки в виде встречи глав МИД в начале июня страны — участницы организации сразу начнут готовится к одному из главных событий этого лета — большому саммиту ШОС, который пройдет в Уфе 9–10 июля. Туда приглашен и президент Ирана Хасан Роухани, который уже подтвердил свое участие в форуме, что говорит о высшей степени заинтересованности во взаимодействии с Россией и другими крупными игроками.
Владимир Путин и президент Ирана Хасан Роухани. Фото: Алексей Никольский / РИА Новости
По мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, перетягивание Ирана в орбиту Кремля вскоре станет окончательным и попытки США переломить ход ситуации снятием санкций и других дополнительных уступок, скорее всего, окажутся бесплодными. При этом Россия приготовила подарки для Исламской Республики в различных сферах сотрудничества.
«Мы должны предоставить Ирану оборонительное оружие, включить его в Таможенный союз или, как минимум, создать зону свободной торговли, заявить о скорейшем создании аналога "Cвифт" с участием Китая и о включении Ирана в этот проект», — убежден Делягин.
Следует напомнить, что еще в январе 2015 года глава российского МИДа Сергей Лавров заявлял о возможности присоединения Тегерана к ШОС — удобной организации для страны, которая начинает выходить из ситуации «вынужденная изоляция — вынужденные друзья». В том смысле, что ИРИ возвращается в клуб договороспособных держав и начинает самостоятельную игру как с Москвой, так и с Вашингтоном.
Такая диверсификация внешнеполитических курсов иранских коллег вызывает в Москве не меньшую настороженность, чем в Вашингтоне, что и понятно. «ШОС удобна тем, что, позволяя Ирану звучать в крупнейшей евразийской когорте независимых держав и повышая акции этого амбициозного игрока, как бы и не дает формального повода для неудовольствия США. ШОС — не военный блок или регулярное совещание по международной безопасности, в отличие от АСЕАН и ОДКБ. Вместе с тем постоянное присутствие в ШОС способно оградить Тегеран системой коллективной безопасности от прямого столкновения с Израилем, к чему складываются объективные предпосылки.
Ось «Москва — Пекин — Тегеран»
На сегодняшний день российско-иранское сотрудничество развивается по многим направлениям. Это противодействие терроризму и распространению радикального ислама, а также масштабное перевооружение иранской армии. В первую очередь речь идет о поставках ракетных комплексов С-300. Что касается других видов оружия, то и тут Россия займет большую часть рынка по ряду объективных причин.
Зенитно-ракетные системы С-300ПС. Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
Эксперты считают, что даже после снятия санкций Тегеран не станет закупать военную технику в Европе из-за дороговизны и политической нецелесообразности, и как бы ни развивались события, Россия остается традиционным ИРИ партнером в сфере вооружений. Что касается китайского оружия, то в странах Персидского залива оно никогда не пользовалось популярностью, и к качеству экспортной техники из КНР есть объективные вопросы.
Другим важным проектом является создание «Шелкового пути», который в перспективе станет экономическим пространством Евразийского союза. И Иран, задействованный в его реализации, замкнет на себе транспортные потоки направления «Север — Юг» между Россией, Азербайджаном и центральноазиатскими республиками. Этот и другие проекты, которые уже осуществляются с участием ИРИ и РФ, говорят о возможности формирования в будущем оси «Москва — Пекин — Тегеран», которая станет безусловным мировым лидером как в экономическом, так и военно-политическом плане.
Михаил Делягин убежден, что агрессивный курс Вашингтона естественным образом подталкивает Россию, Китай, Иран и некоторые другие страны к тому, чтобы «осознать результаты титанических усилий наших врагов» и оформить их в экономический и военно-политический блок.
«И тогда грузы будут идти с берегов Персидского залива до Архангельска и от Шанхая до западного Крыма. Этот блок уже сформирован американцами, но, к сожалению, эта реальность еще не вполне осознана его участниками», — подчеркивает эксперт.
Исходя из этого, возможно, в ближайший месяц будут приняты основные решения по интеграции Ирана в единое пространство и вовлечение его в глобальные проекты ШОС. Он считает, что держать дальше Тегеран в предбаннике организации бессмысленно, особенно если учесть, что приоритетным на июньском саммите в Москве станет вопрос о принятии в члены его соседей калибром в региональной политике не меньшим.
«Пакистан и Индия — это страны, на минуточку, находящиеся в замороженном военном конфликте. Две ядерные державы, число которых в регионе может пополниться еще и освободившейся ядерной страной аятолл. Без Тегерана это "субконтинентальное пополнение" ядерного сообщества ШОС смотрится незавершенным: есть Нью-Дели, есть Исламабад, Москва, Пекин, но нет Тегерана. Как так?» — отмечает эксперт.
Не все так просто
Вопрос о переговорах Ирана с США пока еще остается открытым. Для американцев сближение и глубокая интеграция ИРИ и РФ совершенно неприемлемы, учитывая и без того шаткое положение Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Хотя ИРИ фактически и находится десятилетиями в состоянии холодной войны с Вашингтоном, но торги по ряду позиций для них остаются актуальными.
Эксперт по Ближнему Востоку Евгений Сатановский поясняет, что к отношениям с Тегераном нужно подходить взвешенно, и подчеркивает, что все зависит от конкретной темы и конкретных интересов в тот или иной период — в данном случае еще нужно ждать результаты переговоров. Другое дело, это не означает, что современный Иран не пойдет на максимальное расширение контактов со Штатами, в том числе в ущерб России, там, где это не затрагивает собственных интересов ИРИ и не требует от Тегерана отказываться от стратегических приоритетов, к числу которых относится ядерная программа.
«В конечном счете защита национальных интересов означает в первую очередь необходимость добиваться максимальных результатов с минимальными издержками. Коль скоро для США Иран становится необходим, поддерживать с ними отношения они будет по всем возможным направлениям. Ожидать от него чего-то другого бессмысленно», — уверен Сатановский.
Теперь вопрос заключается в том, насколько далеко сама Москва готова идти в этом направлении и продемонстрировать свою принципиальную позицию Тегерану. Передавая Ирану ракеты С-300, Владимир Путин открыл «сезон задабривания» прагматичных персов, конкурируя с американцами. И в этом направлении, приглашение в ШОС стало бы по-настоящему «королевским подарком» Тегерану — стране большой и гордой. И это главная интрига предстоящего саммита.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости